Аннотация к рабочей программе воспитателя группы компенсирующей направленности МАДОУ детского сада комбинированного вида № 539
Программа представляет коррекционно-развивающую систему,
обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и общего
психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией; его
социализацию в коллективе сверстников. Определяет основные направления коррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого
развития детей, а также целевые ориентиры и задачи по овладению Программой.
Программа содержит подробное описание организации и
содержания коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для
детей с общим недоразвитием речи во всех пяти образовательных областях в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению
предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии
с Программой предметно-пространственная
развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря
для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого
ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции
недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в
соответствии с Программой обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей
и взрослых во всей группе,
в малых группах,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она
обеспечивает реализацию Программы,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Целостность Программы обеспечивается установлением
связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и
родителей дошкольников. Программа рассчитана
на один год обучения
Построение системы работы в группах компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех
специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Планирование работы во
всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего
развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого
и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного
развития.
Одной из основных задач Программы является овладение
детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами
грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и
обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального
благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое
отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться,
обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное
развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и
дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной,
индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование
специально организованной и
нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для
игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основой Программы является создание
оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего
гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей
и образовательной деятельности в
логопедической группе с учетом особенностей психофизического
развития детей данного контингента.
Главная идея Программы заключается в
реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением
синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим
недоразвитием речи, то есть одним из основных принципов Программы является принцип
природосообразности. Программа учитывает
общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием
речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности
развития детской речи в норме.