Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, как педагогическая проблема характеризуется созданием организационных, физиолого-гигиенических, методико-технологических условий, удовлетворяющих потребность детей в общении, способствующих организации тесного взаимодействия между семьёй и дошкольным образовательным учреждением, направленных на организацию воспитательного процесса в соответствии с современными требованиями и потребностями ребенка.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
По мнению В.С. Богословской и О.А. Терехиной причинами неуспешной адаптации или дезадаптации обычно являются:
· личностные особенности ребенка (эмоциональная чувствительность, впечатлительность, соматическая ослабленность, особенности темперамента и др.);
· личностные проблемы родителей (неразвитость самоконтроля, конфликтность, как черта характера, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость);
· плохая информированность родителей об особенностях процесса адаптации, полученная посредством различных чатов и форумов в сети интернет, отсутствие доверия к педагогам ДОУ и т.д.
· проблемы организационного характера (новый режим дня, большое количество детей в группе и др.) [38, с.9].
Первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ начинается с посещения традиционных для нашего учреждения детских праздников «День Нептуна», «Краски лета». Посещение педагога-психолога, знакомство с консультациями специалистов на сайте учреждения, посещение непосредственно образовательной деятельности в группах и экскурсии по ДОУ.
Организация праздника «День открытых дверей». Цель: раскрыть сущность, цели и задачи дошкольного образования, оказать консультативную и практическую помощь родителям в вопросах адаптации детей к ДОУ. В рамках «Дня открытых дверей» с родителями вновь поступающих детей общаются: заведующая детским садом, зам. зав. по ВМР, психолог, медицинская сестра, воспитатели групп. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей, Педагогом-психологом и воспитателями проводиться анкетирование родителей, для знакомства с поступающими детьми и определения готовности поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Как отмечают воспитатели МАДОУ эти формы работы помогают педагогам познакомиться с детьми и родителями, узнать их привычки и режим дня в семье, оказать семьям консультативную поддержку.
Работа по организации адаптационного периода детей осуществляется по следующим направлениям:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Процесс адаптации происходит значительно легче за счет создания в группе атмосферы тепла, уюта и благожелательности. Предметно-развивающая среда группы включает в себя: центр двигательной активности, книжный уголок, дидактический стол, уголок ряженья, уголок изобразительной деятельности, уголок «жилая комната», игровые двигательные модули, развивающий цент, музыкальный уголок, центр песок-вода.
Формы и методы работы педагогов:
- -элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, игры с песком и водой, элементы сказкотерапии,
- -музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения),
- создание семейных альбомов с фотографиями детей и их родителей,
- развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей,
- элементы устного народного творчества.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища". Не меньше удовольствия приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.
Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. Для формирования чувства уверенности в группах проводились такие мероприятия, как знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
Наиболее эффективным, по мнению воспитателей и педагога-психолога МАДОУ, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми является игровая терапия, которая активно проводилась как в индивидуальной и в групповой форме в сенсорной комнате ДОУ, так и с помощью внедрения тетради взаимосвязи педагога-психолога и воспитателя, в которую включены игры на снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).
В этом направлении воспитатели и педагог-психолог создают условия для накопления опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращают внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формируют у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывают отрицательное отношение к грубости, жадности; развивают умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Ежедневно проводятся такие игры, как «Дай ручку», «Привет! Пока!», «Догоню-догоню!», «Лови мячик», «Шли, шли – что-то нашли» и др.
Охрана и укрепление здоровья детей.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах. Особенно нравятся малышам динамические паузы, которые организуются в качестве профилактики утомления.
Работа с родителями
Взаимодействие педагогов и родителей направлено на применение гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни. По мнению Костяк Т.В. необходимо придерживаться вариативной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни, основанной исключительно на оценке поведенческих и познавательных характеристик каждого из них. Поэтому первое знакомство с воспитателем и группой в этом детском саду проходит на прогулке (в утреннее или вечернее время) и длиться не более 30-40 минут. В день принимают не более 2 детей (по одному человеку на прогулку). У каждого ребенка свой ритм адаптации. С учетом особенностей каждого ребёнка время пребывания в детском саду воспитатели стараются увеличивать постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки. Завтрак, обед и дневной сон должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом – завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать днем вместе со сверстниками.
В период адаптации пребывание ребенка в детском саду укорочено. Кроме того опрос родителей адаптационных групп показал, что знакомясь с жизнью группы и работой воспитателя, помощника воспитателя, мамы и папы успокаиваются, и процесс адаптации у родителей и детей проходит легче.
Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации
Мероприятие | В семье | В детском саду |
Ведение адаптации | Поступление детей в соответствии с графиком приема детей Укороченное время пребывания в детском саду. Соблюдение рекомендаций по адаптации | Ведение адаптационных листов. Ежедневное наблюдение педагога-психолога.
|
Режим | По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду. | Соблюдение гибкого режима |
Питание | Сбалансированное и рациональное питание. Привитие навыков самостоятельности | Привитие навыков самостоятельного приема пищи. При отказе от питания не кормить насильно.
|
Гимнастика и массаж | По возрасту. Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики. | Занятия, соответствующие возрасту. |
Закаливание | Закаливание по любой методике | Закаливание по щадящей схеме в учреждении |
Воспитательное воздействие | Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя. | На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия |
Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима поэтапная работа всех участников (родителей, воспитанников и педагогов):
Информационное сопровождение, с целью заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ;
Приближение домашнего режима к режиму в ДОУ;
Развитие предметной деятельности ребенка и создание в доме для него отдельного игрового уголка с набором игрушек.
Перспективное планирование организации адаптационного процесса в группе ДОУ
Неделя
При организации индивидуальной работы с детьми в период адаптации необходимо обеспечить детей играми, в которых задействуются кисти рук (например: нанизывание на шнур крупных пластмассовых шариков, колец, игрушки-пищалки, губки и т.д.), использовать их для снятия эмоционального напряжения у детей. В течение дня использовали элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Не допускать длительного плача ребенка. Основными задачами игр в данный период явились:
· формирование эмоционального контакта;
· снятие психоэмоционального напряжения.
Планирование индивидуальной работы с детьми
в адаптационный период
Цель | Индивидуальные занятия | Примечание |
формирование эмоционального контакта «взрослый -ребенок», «ребенок-ребенок», снятие состояния тревожности | Пальчиковые игры "Кто в кулачке" "Игра с кистями рук" и т.д. | В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми, кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений. |
формирование эмоционального контакта «взрослый -ребенок», «ребенок-ребенок», снятие психоэмоционального напряжения | "Книжка – угадай-ка" "Вместе с мишкой" "Чертим разные фигуры" “Игры с куклой” | Не только ободрят робкого и развеселят плачущего малыша, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. |
снятие психоэмоционального напряжения | физические упражнения и подвижные игры | Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. |
В проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Перспективное планирование подгрупповых занятий по профилактике дезадаптации детей 3-4 лет.
№ | Тема занятия | Материалы |
|
Божья коровка | Игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка). |
|
Листопад
| Большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка). |
|
Мячик | Большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине). |
|
Прогулка в осенний лес | Картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки |
|
Веселый петрушка | Игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; Бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка). |
|
Новый год | Игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.). |
|
Мячики | Большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии; Лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка). |
| Зайка | Мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей. |
| Мыльные пузыри | Набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи; Мячи для подскоков (хоппы). |
| Музыканты | Ширма; игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино. |
| Мамин день | Кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.); ширма; колокольчик. |
| Мишка | Игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки 0 (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон). |
| Непослушные мышата | Игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы; Магнитофон, кассета с записью плясовой музыки. |
|
Колобок | Куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая . Скамейка, обруч. |
|
Котята | Магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов. |