Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Условия развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении моделируют среду жизнедеятельности дошкольника, ориентируясь на устройство объективного мира. Так, направленность воспитательной системы на личностно ориентированную модель общения, определяет особенности создания развивающего пространства дошкольного учреждения.
Развивающая предметно – пространственная среда (далее РППС), создаваемая в МАДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО и c учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей̆ и коррекции недостатков их развития.
При проектировании РППС МАДОУ учитывались особенности образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников МАДОУ, социальных партнеров МАДОУ).
Развивающая предметно-пространственная среда МАДОУ создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Для выполнения этой задачи РППС является:
содержательно-насыщенной – включает средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
доступной – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей, учитывая их интегративные качества, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Также при организации РППС педагоги соблюдают принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволяет сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
РППС групп организована в виде разграниченных центров, оснащенных достаточным количеством развивающих материалов: книги, игрушки, материалы для творчества, дидактические игры, игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, материал для свободной творческой, познавательно-исследовательской деятельности.
Оборудованные учебные кабинеты
В МАДОУ работает кабинет педагога психолога, где созданы условия для развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста, развития сенсорных процессов и ощущений, слухового восприятия, зрительного восприятия, тактильно-кинестетического восприятия, памяти, мышлении Сенсорная комната оборудована сенсорными дорожками, сухим бассейном, аквалампой, зеркальным шаром, подвеской «Веселки», сухим душем, мягкими сидениями для релаксации, сенсорным мячом, складными тоннелями, наборами для развития зрительного и слухового восприятия, для сенсорного развития дошкольников, мышления, памяти, воображения. Педагог-психолог в соответствии с планированием коррекционно-развивающего процесса активно использует игры Воскобовича «Прозрачный квадрат», «Геовизор», «Чудо -цветик», «Двухцветный квадрат», «Счетовозик», «Геоконт», «Коврограф ларчик», «Змейка», «Математические корзинки», домино «Цифра».
Расположение мебели, игрового материала отвечает требованиям техники безопасности, санитарно – гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта.
Также в дошкольном образовательном учреждении проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. В МАДОУ имеются 3 кабинета учителя-логопеда. Это дает возможность своевременно выявить отклонения в речевом развитии детей и устранить их до поступления в школу, т.к. речевые нарушения снижают успеваемость в школе и часто затягивают период адаптации. Для выявления речевых отклонений у детей педагоги использует наглядный и демонстрационный материал: картотека заданий по звукам; предметные и сюжетные картинки на все группы звуков; тематические и предметные картинки по темам; серии сюжетных картинок для рассказывания; альбом логопеда; рабочие тетради по логопедии и различные дидактические игры. Для осуществления коррекционного процесса создано и разработано большое количество игрового - дидактического материала. Разнообразие речевых технологий (чистоговорки, скороговорки, игры, упражнения, считалки, потешки и т.д.) использование ритма и рифмы; занимательно-игровой характер упражнений способствуют активизации компонентов речевой деятельности детей и повышают их мотивацию на занятиях. Для работы по всем направлениям в кабинетах учителей логопедов имеется необходимое оборудование и пособия.
Для организации и проведения физкультурной непосредственно образовательной деятельности, досугов, спортивных праздников функционирует физкультурный зал.
Для формирования музыкальности у детей в музыкальном зале имеются в наличии музыкальные инструменты: румба, трещотки, бубны, металлофон, маракасы, треугольник, ложки, гармошка. Музыкально-дидактические игры: «Учим танцевать», «Веселые гудки», «Угадай-ка», «Зайцы на полянке», «Подумай, отгадай», «Угадай колокольчик», «Сколько нас поет», «Определи по ритму», «Что делают дети», «Три поросенка» – которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Объекты для проведения практических занятий
Для проведения практических занятий на территории МАДОУ оборудовано экологическое пространство «Огород», площадка для изучения ПДД
Библиотека
Создан и функционирует информационный центр для педагогов с выходом в интернет. В методическом кабинете имеется:
методические рекомендации по разделам: физическое воспитание; формирование элементарных математических представлений; ребенок и окружающий мир: предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение - экологическое воспитание; развитие речи; нравственное воспитание; художественно – эстетическое воспитание; игра; работа с родителями;
демонстрационный и раздаточный материал по: художественной литературе; ребенок и окружающий мир: предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение - экологическое воспитание; развитию речи;
картины, плакаты по разделам: ребенок и окружающий мир: предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение - экологическое воспитание; развитие речи; художественной литературе;
художественная советская и зарубежная литература: сказки, стихи, пословицы и поговорки и др.;
методическая литература по: художественно – эстетическому воспитанию, ребенок и окружающий мир: предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение - экологическое воспитание, формированию элементарных математических представлений, развитию речи, физическому воспитанию, трудовому воспитанию, игре, нравственному воспитанию, журналы – "Дошкольное воспитание'', ''Ребенок в детском саду'', ''Дошкольная педагогика", "Игра и дети", "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Управление дошкольным образовательным учреждением" с приложением, "Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения", "Нормативные документы".
Средства обучения и воспитания
РППС групп организована в виде разграниченных центров, оснащенных достаточным количеством развивающих материалов: книги, игрушки, материалы для творчества, дидактические игры, игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, материал для свободной творческой, познавательно-исследовательской деятельности.
В группах младшего возраста выделено большое открытое пространство, где детям предоставлена возможность играть с крупными игрушками, каталками.
В группах выделяются рабочая зона, зона для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с активным движением, возведением игровых построек. Перед нами стоит задача организовать пространство группы таким образом, что бы все зоны имели трансформируемые подвижные границы.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельных активных и целенаправленных действий детей во всех видах деятельности: игровой, познавательной, двигательной, изобразительной, конструктивной.
В МАДОУ имеются дидактические средства:
аудио-визуальные;
альбомы, детская художественная литература;
энциклопедии, словари, справочники;
дидактические игры, сюжетно-игровые наборы;
игрушки и оборудования для сенсорного развития;
муляжи, гербарии, коллекция для ознакомления с природой;
наглядно-иллюстративный материал.
Для обеспечения психологического комфорта в группах выделены уголки уединения, оборудованные детской мягкой мебелью, мягкими модулями. В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в котором дети по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. В игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно - волевых качеств, творческих способностей.
В детском саду педагоги создали развивающею среду для игровой деятельности детей. В группах имеется игровой материал и оборудование для различных видов игр: сюжетно-ролевых, спортивных, подвижных, настольно – печатных, дидактических и др., строительный материал, предметы заместители. В наличии игры и игрушки различных видов и направленности, изготовленные из ярких, современных, экологически чистых материалов, отвечающих принципу развивающего обуче¬ния. Во время пребывания детей в детском саду педагогами ежедневно проводятся все виды игр. В каждой возрастной группе оборудован уголок с сюжетно- ролевыми играми, разнообразные дидактические, настольно – печатные игры и подвижные игры. Сюжетно – ролевые игры развивают нравственные качества личности ребенка, детскую самостоятельность, хорошие взаимоотношения между собой. Дидактические игры направлены на развитие сенсорных и умственных способностей детей, внимание, умение подчиняться правилам. Настольно – печатные игры направлены на содержание математического, познавательного, речевого развития детей.
Решая вопросы гендерного воспитания, в групповых комнатах подобраны игры для мальчиков: конструкторы, кубики, машины, гараж, автосервис, столярный игровой инструмент, что позволяет им возводить сложные строительные сооружения, следствии чего развивается дивергентное и когнитивное мышление детей. В целях развития креативности для девочек оборудованы уголки народного творчества и игры в «семью», «больницу», «магазин». Полифункциональность мягких модулей развивающей среды создает эффект домашней обстановки. Все это минимизирует внутреннее напряжение детей, снижает агрессию и благоприятно сказывается на их настроении.
В каждой группе имеются математические пособия с учетом возрастных особенностей детей. Для реализации разделов ''количество и счет'', ''форма'', ''величина'' в группах имеется материал – счетная лесенка, разноцветные пирамидки, геометрические пеналы, счетный материал, набор цифр, предметные и сюжетные картины для решения арифметических задач; набор геометрических фигур (пластмассовые, деревянные разной формы, величины, конфигурации, цвета). Для развития логического мышления собран разнообразный материал: логические задачи и загадки, ребусы, кроссворды и т.д. Геометрические мозаики, занимательные книги по математике.
В дошкольном образовательном учреждении созданы условия для развития у детей элементарных естественно – научных представлений, имеется материал для элементарной опытно – экспериментальной деятельности детей: глобус, карты, наборы открыток и иллюстраций, магниты, микроскопы, лупы.
Во всех возрастных группах созданы условия для речевого развития детей. Речевые уголки наполнены наглядно дидактическим материалом: об окружающей действительности; наборы иллюстраций – о временах года, профессиях, о транспорте, о родном городе, о животном мире, о советских и зарубежных писателях. В группах старшего и подготовительного возраста имеются библиотеки, в которых имеется большой выбор художественной литературы, научно – познавательной литературы, где дети не только играют в сюжетно-ролевую игру, представляя себя библиотекарем и читателем, учатся правильно общаться, но и самостоятельно читают, знакомятся с книгами, учатся различать художественную и научно-познавательную литературу.
В каждой возрастной общеразвивающей группе созданы логопедические уголки с дидактическими играми, наглядно-иллюстративным материалом по лексическим темам, зеркалами для мимической и артикуляционной гимнастики, чистоговорками, карточками и сюжетными картинками для работы над фразой, упражнениями для поддувания и артикуляции, считалками, различными пособиями для развития зрительной памяти и фонематического слуха.
Для формирования трудовых навыков в ДОУ используют определенный инвентарь: грабельки, лопаточки, палочки – копалочки, лейки, пульверизаторы, ведерки, совочки, фартуки. Имеются ящички для посадки растений, семян, цветов. Для ручного труда имеется природный материал: листья, желуди, шишки, сушеные семена. Группы украшают совместные работы педагогов и детей из природного материала, ткани, бумаги, бросового материала, картона и др., что способствует развитию творческих способностей детей.
Для патриотического воспитания детей созданы уголки, где расположен разнообразный материал: значки, государственная символика, плакаты ''Российской Федерации'', фотографии - мой родной город и др.
В дошкольном учреждении есть материал по ознакомлению детей с правилами личной безопасности: картины, плакаты, игры («Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Час Пик», «Как избежать ситуаций» и др.), правила дорожного движения, дорожные знаки, светофор, литература по правилам дорожного движения.
В каждой группе по изодеятельности созданы художественно – эстетические уголки: альбомы с хохломской росписью, городецкой росписью, дымковской росписью, жостовский букет, сказочная гжель, филимоновские свистульки. В уголках находятся демонстрационный и раздаточный материал: альбомы с разными видами росписей, карандаши цветные, фломастеры, краски, гуашь, альбомы для рисования, трафареты, раскраски, цветная бумага, цветной картон, пластилин, кисти разной фактуры. В центрах творчества имеются альбомы, подборка открыток, книги по искусству, образцы элементов народной росписи (хохломская, дымковская, Урало-Сибирская), репродукции картин и портреты художников. В группах организованы выставки детского творчества (рисунков, поделок).
В соответствии ФГОС ДО в Центрах краеведения выполнена подборка материалов по ознакомлению дошкольников с понятиями Родина – Россия, с флагом, гербом Российской Федерации. Для ознакомления детей с космосом и Вселенной собрана познавательная литература, карта звездного неба, макеты Вселенной, земного шара (глобус), детские поделки космических кораблей, луноходов.
В дошкольном учреждении создана эколого – развивающая предметная среда. В каждой группе оборудованы «Экологические уголки», подобран наглядный материал: наборы гербариев; дидактические игры по ознакомлению детей: с дикими и домашними животными; перелетными и зимующими птицами; деревьями и кустарниками, и т.д.
Имеются необходимые комнатные растения, коллекции камней, шишек, картины о природе, что способствует эстетическому оформлению помещения, а также помогает воспитателю решать задачи экологического воспитания детей.
Для ознакомления с окружающим подобран необходимый материал, знакомящий детей с историей, культурой, трудом, бытом, с техническими достижениями человека. В старших группах оформлены уголки краеведения, где представлены фотографии старого и нового Екатеринбурга, герб города, области, собрана библиотека уральских писателей.
В каждой возрастной группе созданы микро - методкабинеты, в которых имеются дидактические игры, методическая и художественная литературы, пособия.
Для физического развития детей в каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной актив¬ности детей и индивидуальной работы. Есть приспособления для закаливания, самомассажа, профилактики нарушения осанки и плоскостопия. Для организации и проведения физкультурной непосредственно образовательной деятельности, досугов, спортивных праздников функционирует физкультурный зал. Зал скамейка¬ми разной высоты, оборудованием для подлезания, детскими тренажерами. Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. В группах физкультурные уголки дополнены массажными мячами, ребристыми ковриками, мешочками с песком для развития моторики, тренажёром «Шагаем вместе» для развития координации движения, набором необходимого оборудования для гимнастики и подвижных игр: кольцебросы, кегли, обручи, скакалки, флажки, воланы, магнитный дартс, маски для подвижных игр и др.
Спортивное оборудование и инвентарь
В группах В зале
Обручи; ленточки; мячи большие, средние и маленькие из ткани и резины; флажки; кегли; скакалки; платочки; бубны; магнитный дартс; кольцеброс; гимнастические палки; свисток; мяч – фитбол; мешочки с песком; массажные мячики; маски.
Атрибуты к подвижным играм согласно возрасту детей. Спортивный уголок, стойка под спортивный инвентарь, тренажёр «Бегущий по волнам», велотренажер, беговая дорожка, спортивные дуги для подлезания, батут, маты, гимнастические коврики, скакалки, обручи составные, обручи большие, малые, гимнастические палки, мячи большие, мячи средние, мячи малые, мячики для метания, флажки, ленты разноцветные, шнуры, погремушки, обручи, платочки, мешочки с песком, кегли, мячи фитболы. кольцебросы, туннели, дорожка координационная (ручки ножки), кубики, настенный баскетбол, стойки баскетбольные (переносные), мяч баскетбольный, комплект мягких модулей, кубы, ориентиры, пирамиды ребристая массажная дорожка, массажные мячи, спортивные коврики.
Центром художественно-эстетического развития в МАДОУ является музыкальный зал. В распоряжении музыкального руководителя электронное фортепиано, синтезатор, музыкальный караоке - центр, наборы детских музыкальных инструментов, музыкально-дидактические игры, пособия, детские костюмы, макеты, ширмы, программно-методическое обеспечение.
В группах выделены музыкальные уголки, где сосредоточены музыкальные игрушки, музыкально-дидактические игры, магнитофоны, телевизоры. Музыка используется в различных режимных моментах: в НОД, во время сна и пробуждения, в свободной деятельности детей. Для формирования музыкальности у детей в группах оборудованы музыкальные уголки с музыкальными инструментами: румба, трещотки, бубны, металлофон, маракасы, треугольник, ложки, гармошка. Музыкально-дидактические игры: «Учим танцевать», «Веселые гудки», «Угадай-ка», «Зайцы на полянке», «Подумай, отгадай», «Угадай колокольчик», «Сколько нас поет», «Определи по ритму», «Что делают дети», «Три поросенка» – которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Педагоги приобщают детей к театрально-игровой деятельности. С этой целью в группах оформлены театральные мини-центры. Теневые, пальчиковые, плоскостные, би-ба-бо, варежковые, баночные театры представлены для развития детей в театрализованной деятельности. Изготовлены ширмы для показа спектаклей, костюмы, шапочки, маски для разыгрывания сценок, наборы кукол.
Содержание предметно-развивающей среды МАДОУ периодически меняется, варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности. Развивающая предметно – пространственная среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС уделяется внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МАДОУ есть развитая локальная сеть с доступом в Интернет во всех помещениях ДОУ. Установлен контент-фильтр.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В своей практике педагоги детского сада используют интерактивные игры и компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, народными промыслами, проведения поисково-экспериментальной деятельности, ознакомления с произведениями музыкального творчества. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Активное пользование Интернетом дает возможность воспитателям принимать участие с детьми в заочных конкурсах различного уровня (международные, всероссийские, региональные).
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для граждан с ОВЗ и инвалидов обеспечен беспрепятственный доступ в здание МАДОУ. В наличии оборудована автостоянка для инвалидов (дорожный знак 6.4 "Парковка (парковочное место)"), кнопка вызова сотрудника, съемный пандус, малогабаритная кресло-коляска, информационные табличкик кабинетам администрации и медицинскому кабинетам, туалету,выполненные шрифтом Брайля, оборудованный санузел. Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.
Доступ у обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория асфальтирована или имеет твердое покрытие.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):
Кабинет учителя- логопеда содержит:
- ноутбук
- дивайс
- материалы и игры по темам
- зеркало с лампой дополнительного освещения
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
- логопедические альбомы для обследования
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
- настольно-печатные дидактические игры
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
В группах установлены интерактивные доски, имеются ноутбуки, магнитофоны в каждой возрастной группе.Дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.