Инструкция «Об основных требованиях доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг» Все сотрудники организации, работающие с инвалидами, как участвующие в предоставлении услуг, так и административно-хозяйственный и вспомогательный персонал, включая инженерно-технических работников и рабочих, должны пройти инструктаж по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, в том числе с участием персонала (с оказанием помощи на объекте в преодолении барьеров и в сопровождении инвалида). Допуск к работе вновь принятых сотрудников организации социального обслуживания осуществляется после прохождения инструктажа по вопросам доступности. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. 1.1 Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Маломобильные граждане (МГН) — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.). Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 1.2.Архитектурная доступность должна обеспечивать: Беспрепятственность перемещения инвалидов внутри зданий и сооружений и на их территории и досягаемость кратчайшим путем мест целевого посещения. - Беспрепятственность для инвалидов путей движения должна быть обеспечена на подходах к зданию, его входных группах, путях движения, путях эвакуации, в помещениях (зонах) проживания, обслуживания и местах приложения труда. Должны быть приспособлены для передвижения инвалидов такие элементы здания, как лестницы, пандусы, лифты, подъемники, обеспечены необходимые габариты помещений и ширина проходов, уклоны пешеходных поверхностей не должны превышать 5%, а также должно быть выполнено обустройство объекта посещения необходимым специальным инженерным оборудованием. 1.3. Информационная доступность означает использование на объекте средств информирования, соответствующих особенностям различных групп инвалидов, обеспечивающих сокращение времени и усилий на получение необходимой информации. Для этого требуются: системы навигации и информации с повышенной распознаваемостью визуального текста; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации выполненных шрифтом Брайля; дублирование оперативной информации в аудио- и видео- формате или на информационных табло. В рамках повышения доступности зданий и услуг для инвалидов учреждения можно осуществлять следующие мероприятия: - устанавливать на территории пандусы, тактильную плитку, изменить конструкцию калитки (прохода в ограждении), выполнить парковочные места для транспорта инвалидов, места отдыха; - дооборудовать здание (установить пандусы, поручни, лифты, подъемные устройства, расширить дверные проемы, заменить двери, установить ограждающие бортики, установить систему связи с дежурным, ); приобрести отдельные основные средства (сменные кресло-коляски, звукоусиливающее оборудование, световые маячки, звуковые информаторы и информационные терминалы и др.); - приобрести материальные запасы (тактильные полосы, светящиеся полосы, наклейки с символами доступности и др.); - приобрести отдельные услуги сторонних организаций (услуги сурдопереводчика, тифло-переводчика, тьютора, услуги по доработке сайта учреждения для слабовидящих). Инструкция «О порядке обеспечения доступа на объект, занимаемый организацией (учреждение), беспрепятственного перемещения по объекту к месту получения услуги (услуг)» При появлении на входе инвалида следует выяснить, цель его посещения. При этом следует обращаться к самому инвалиду, а не сопровождающему его лицу. Для лучшего контакта наклонитесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне. 1.1. Услышав звонок вызова, встретить инвалида на кресле-коляске (или инвалида другой категории) перед входом в здание и оказать ему помощь при входе (выходе), сопровождении до места. 1.2. Оказать помощь инвалиду при выполнении действий самообслуживания с учетом времени его нахождения в Учреждении (помочь снять верхнюю одежду, посетить санузел и т.д.). 1.3. Обеспечить возможность оказания помощи инвалиду в затрудненных ситуациях во время нахождения в Учреждении. 1.4. После предоставления услуги сопроводить инвалида на кресле коляске (или другой категории) к выходу из помещения. 1.5. Оказать при необходимости помощь инвалиду при посадке в социальное такси или иное транспортное средство. 1.6. Соблюдать профессиональную этику взаимоотношений и не допускать ситуаций, препятствующих получению инвалидом услуг. 1.7. Осуществлять разъяснения в доступной для инвалидов форме порядка посещения Учреждения. 2.Целью настоящих инструкций является установление эффективного общения с инвалидами и другими МГН, а также оказание им при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. 2.1. Каждый работник Учреждения должен принимать все необходимые меры для развития коммуникативных компетенций, умений и навыков, необходимых для эффективного общения при оказании помощи инвалидам и другим МГ. 2.2. Знание и соблюдение работниками положений и инструкций является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности, а также необходимым условием для создания и поддержания репутации учреждения, формирования положительной культуры общения при оказании помощи инвалидам и другим МГ в Учреждении. Инструкцию «О порядке и Требования к порядку информирования о порядке предоставления государственной услуги». 1.Информация о предоставлении государственной услуги должна быть доступна для инвалидов. 1.1. Требования к порядку информирования о порядке предоставления государственной услуги. Руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Федеральные Министерства по согласованию с Минтрудом России, применительно к сфере регулируемой ими деятельности, утверждают порядки обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи. Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями и предприятиями, предоставляющими услуги населению, в пределах их полномочий должно осуществляться инструктирование или обучение специалистов, контактирующих инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг. Инструкция «О порядке взаимодействия с инвалидами, имеющими различные виды нарушений, с учетом особенностей восприятия и общения». 1.Общие положения. Работниками организаций, предоставляющих услуги населению, должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров называется коммуникативная эффективность. 1.1 Инструкции при общении с инвалидами, испытывающими трудности при передвижении: Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову. Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться. 1.2 Инструкции при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими: Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным. Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем. Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом. Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь. Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать. Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола». При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. 1.3. Инструкции при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха: Разговаривая с ребенком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с детьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них. Некоторые дети могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты. Чтобы привлечь внимание ребенка, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. Не все дети, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. 1.4 Инструкции при общении с инвалидами, имеющими задержку в развитии и проблемы общения, умственные нарушения: Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком. Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. 1.5 Инструкции при общении с инвалидом, испытывающим затруднения в речи: Не перебивайте и не поправляйте ребенка, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль. Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание. Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего. Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ — написать, напечатать. Инструкция «Об основных видах нарушений функций и ограничений жизнедеятельности инвалидов, а также значимых барьерах окружающей среды, с которыми могут столкнуться маломобильные граждане в связи с имеющимися у них нарушениями». 1.Общие положения. Ряд барьеров окружающей среды являются существенными - значимыми с точки зрения ограничения возможности посещения объектов и получения услуг (с обеспечением принципов досягаемости, безопасности, информативности и комфортности) - для всех категорий инвалидов. Значимые средовые барьеры для всех категорий инвалидов 1.1. Отсутствие (нарушение требований) информации и навигации на объекте для Маломобильных граждан (МГН) - указателей доступных помещений и путей движения. 1.2.Нарушение требований освещенности мест и путей движения. 1.3.Отсутствие информации (на сайте и информационных носителях на объекте) о порядке обслуживания и оказания помощи инвалидам (МГН). 1.4.Неорганизованность путей эвакуации и информации для инвалидов (МГН) о чрезвычайных ситуациях и оповещения в экстренных случаях. 1.5.Отсутствие средств (кнопок) вызова персонала в закрытых помещениях и неорганизованность помощи инвалидам (МГН) со стороны сотрудников. 1.6. Некомпетентность персонала по вопросам общения и оказания помощи инвалидам (МГН). Существенные барьеры для инвалидов. 1.7.Недостаточная ширина пути движения в чистоте (в т.ч. узкий коридор, проход, проезд, дверной проем). 1.8. Неровное покрытие, насыпная поверхность, большой уклон путей движения. 1.9. Отсутствие дублирования лестниц пандусами или подъемными устройствами. 1.9.1. Отсутствие (нарушение требований) поручней на пандусах. 1.9.2. Не организована помощь инвалиду при посадке в транспортное средство и высадке из него. 1.9.3. Не функционирующий (не отрегулированный) доводчик. 1.9.4. Высокое расположение информации, устройств, прилавков. 1.9.5. Отсутствуют выделенные места в залах со стационарными местами для инвалидов на кресле-коляске. 1.9.6. На информационных вывесках, табло, схемах, стендах, обозначениях, кнопках в лифтах отсутствует дублирование рельефными знаками. 1.9.7. Недостаточность (отсутствие) зрительной информации Инструкция «Об организации обслуживания граждан в учреждении и о видах помощи и порядке сопровождения их на объекте с учетом имеющихся у инвалидов ограничений жизнедеятельности». 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации. Психолого-педагогическая помощь оказывается воспитанникам на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей). В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида№ 539, представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом Учреждения созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра. 2. МАДОУ детский сад комбинированного вида № 539 осуществляет обучение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для обучения воспитанников. Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1). Группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психологопедагогические условия для коррекции речевых нарушений у детей, в освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка воспитанников к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Инструкция «Об ответственных сотрудниках за оказание помощи маломобильным гражданам на объекте и их задач. Должностная инструкция ответственного сотрудника за организацию работ по обеспечению доступности для инвалидов организации и предоставляемых услуг и инструктаж персонала (далее – ответственный сотрудник за организацию работ по обеспечению доступности объекта и услуг), разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Ответственный сотрудник за организацию работ по обеспечению доступности объекта и услуг назначается руководителем организации (учреждения). Инструкция закрепляет обязанности, права и ответственность ответственного сотрудника за организацию работ по обеспечению доступности объекта и услуг в образовательной организации. Ответственный сотрудник за организацию работ по обеспечению доступности объекта и услуг несет персональную ответственность за выполнение настоящей Инструкции в установленном законом порядке. Все сотрудники организации, работающие с инвалидами, включая специалистов, оказывающих услуги, а также вспомогательный персонал, инженерно-технических работников и рабочих, должны пройти инструктаж по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг, в том числе по решению этих вопросов в образовательной организации. Допуск к работе вновь принятых сотрудников образовательной организации осуществляется после прохождения первичного инструктажа и внесения сведений об этом в «Журнал учета проведения инструктажа персонала по вопросам доступности». Повторный инструктаж проводится по плану работы организации, в установленные сроки, с учетом последовательности рассматриваемых вопросов, предлагаемых для обучения (инструктажа) персонала. В зависимости от задач, формы и вида инструктажа определяется его тематика – выбираются темы (вопросы) из предложенного перечня. Инструкция «О порядке действий сотрудников при оказании помощи инвалидам и иным маломобильным гражданам». 1. Настоящая инструкция оказания ситуационной помощи маломобильным гражданам разработан в целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа в помещения Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида№ 539 (далее – ДОУ) инвалидов и других маломобильных граждан. В результате освоения программы персонал организаций должен приобрести следующие знания и умения: - Персонал (сотрудники) должен иметь представление о федеральном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов; об основных требованиях к формированию и поддержанию доступной среды для инвалидов в соответствии с международными и государственными документами; об основных действующих общероссийских и ведомственных нормативных документах в области доступной среды о психофизиологических особенностях различные функциональные нарушения, и особенностях общения с ними. - Персонал (сотрудники) должен знать: основные требования нормативных документов в области формирования доступной среды; основные принципы организации работы по обеспечению доступной среды; психофизиологические особенности людей, имеющих различные функциональные нарушения, и особенностях общения с ними. - Персонал (сотрудники) должен уметь и применять полученные знания для решения задач в области предупреждения угрозы вреда, оказания содействия инвалидам различных категорий и иным МГН при предоставлении им услуг, а также, при принятии управленческих решений. - Персонал (сотрудники) должен владеть коммуникативными компетенциями; навыками само регуляции, выдержкой, самообладанием в условиях стрессовой ситуации; особенностями общения с инвалидами и маломобильными группами различны категорий и иных МГН. 2. При нахождении инвалида или маломобильного гражданина в помещениях ДОУ ему оказывается ситуационная помощь: при входе и выходе из зданий; при перемещении внутри зданий, при подъеме и спуске с лестниц; помощь при раздевании и одевании. 2.1. Действия сотрудников, поста охраны при оказании ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам: - при поступлении звонка принимают звонок от инвалида или другого маломобильного гражданина об оказании помощи, - оказывают помощь при входе в ДОУ; - уточняют, в какой помощи нуждается инвалид или другой маломобильный гражданин, цель посещения; - направляют инвалида или маломобильного гражданина к месту ожидания (место на посту охраны 1 этажа) следующими методами: o инвалиду с нарушением слуха ладонью указывают на стул и предлагают сесть (приглашающий жест); o инвалиду с нарушением зрения сначала дается возможность сориентироваться в пространстве. Необходимо прикоснуться к его плечу или руке, предложить пройти к месту ожидания, сопровождая движение поддержкой инвалида за локоть/руку или направлять его словами (например, немного левее, правее). - сообщают ответственным специалистам о присутствии инвалида или маломобильного гражданина. Инвалиду с нарушением слуха ладонью указывают на стул и предлагают сесть (приглашающий жест). Действия ответственных специалистов при оказании ситуационной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам. При встрече с инвалидом или маломобильным гражданином ответственный специалист должен сообщить свою фамилию, имя, отчество, должность и выяснить, по какому вопросу обратился гражданин. Узнать фамилию, имя, отчество посетителя. В случае сложностей с устным общением, в случае препровождения инвалида или маломобильного гражданина в кабинет, ответственный специалист должен соблюдать следующие нормы: инвалиду с нарушением слуха предлагается следовать за собой. Слова сопровождаются доступными и понятными жестами. В кабинете следует указать рукой на место, куда гражданин может присесть; инвалиду с нарушением зрения необходимо предложить помощь по сопровождению в кабинет. Предложить незрячему самому выбрать, с какой стороны ему удобно идти (обычно это сторона, свободная от трости), при передвижении инвалид держится за специалиста рукой. При спуске или подъеме по ступенькам вести незрячего перпендикулярно к ним и обязательно показать перила. Проходя двери или узкие проходы, всегда идти впереди, рукой направляя инвалида так, чтобы он шел следом за специалистом. В кабинете необходимо подвести инвалида к стулу и направить его руку на спинку стула; инвалиду, испытывающему трудности при передвижении, при сопровождении предлагается необходимая помощь; инвалиду с нарушением интеллекта предлагается следовать за собой, перед ним открывается дверь, предлагается занять место посетителя; инвалиду или другому маломобильному гражданину предлагается помощь при раздевании/одевании. нобходимо вести диалог в письменном виде.