Особенности психического и речевого развития детей с дизартрией

02.03.2020

Анализ анамнестических данных показывает, что у дошкольников с дизартрией имеются осложнения как перинатального, так и натального и постнатального периодов. При этом наибольший процент осложнений отмечается в перинатальном периоде.

Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.

Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Артикуляционная моторика у детей с дизартрией страдает по тому же типу, что и общая. Преимущественно нарушения выявляются при удержании статической позы: отмечаются дыхательная недостаточность, гиперсаливация, тремор, девиация (отклонение от вертикальной оси) языка, губ, подбородка, параличи и парезы артикуляционных мышц.

У старших дошкольников обнаруживаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Так, дыхательная недостаточность преимущественно проявляется в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе — до 5 секунд. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Отмечаются назализованный оттенок речи, нарушения голоса. Значительно реже встречаются нарушения динамической организации речи.

Звукопроизносительные расстройства могут быть как незначительными (одна или две группы звуков), так и значительными (полиморфные нарушения звукопроизношения). В основной массе нарушения касаются свистящих, шипящих и соноров, отмечается обилие искажений и замен.

Все дошкольники с дизартрией допускают большое количество ошибок, характер которых свидетельствует о недостаточности фонематического восприятия. Наиболее ярко это проявляется при обследовании слухомоторных координации. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается так же ярко и в пробах на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок.

Звукослоговой анализ нарушен. Звуковой анализ у детей с дизартрией формируется в более поздние сроки, чем в норме. При задании назвать первый или последний согласный звук в слове типа кошка, камень ребенок, как правило, выделяет слог. Затруднено сравнение слов по звуковому составу: определение количества звуков в слове и нахождение 2-го, 3-го, 4-го звука. Типичные ошибки — пропуск гласных звуков, а также согласных звуков в словах со стечением согласных, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове: «сон» — «н, о, с».

У детей со стертой формой дизартрии нарушения фонематического восприятия выявляются при воспроизведении сложных ритмов, повторении скороговорок, на следах слухоречевой памяти. Звукослоговой анализ и синтез  не представляют сложности, кроме перестановки звуков. Однако недостаточность фонематического звена отчетливо выявляется в будущем  в письменной речи. При чтении отмечаются замены по звонкости — глухости, твердости — мягкости и др. Характерны ошибки на пропуск гласных, согласных (в словах со стечением согласных). Наибольшее количество ошибок фонематического характера на письме приходится на специфические замены букв (обозначающих звуки, близкие по акустическому признаку), нарушение внутрислоговой структуры слов за счет перестановки и пропуска букв, недописывание слогов, слияние слов.

Лексико-грамматический строй речи и связная речь могут быть нарушены незначительно. В активном словаре таких детей представлены все части речи. Дошкольники владеют обобщающими понятиями, легко образуют новые слова (сон — сонный), правильно согласовывают их. Однако отмечаются специфические трудности называния предметов, действий, признаков. Они проявляются при актуализации нужного слова и использовании вместо него слова, близкого по значению. Кроме того, трудности называния не связаны с поиском слов и увеличением латентного периода времени при актуализации необходимого слова. Во многих случаях имеет место лексико-грамматическое недоразвитие речи первого, второго или третьего уровня (по Левиной).

В устной речи школьников по сравнению с дошкольниками резко уменьшается проявление аномии, использование вербальных штампов. Отмечается правильное употребление предложно-падежных конструкций, при этом в письменной речи детей встречаются многочисленные ошибки: слияние предлогов со словом, замены и др.

У детей, имеющих дизартрию, сочетанную с лексико-грамматическим или общим недоразвитием речи, наблюдаются традиционные грамматические ошибки. При чтении такие дети также допускают большое количество грамматических ошибок, не могут осмыслить прочитанное, пересказать его. В пересказах  присутствуют аграмматизмы, выявляется ограниченность словарного запаса.

У младших школьников со стертой формой дизартрии обнаруживаются инверсия, сужение объема и фрагментарность зрительного восприятия, дефицитарность пространственных представлений, так же как и в дошкольном возрасте. Наиболее ярко это проявляется в письменной речи детей. В чтении и письме отмечаются зеркальность, перестановки, замены букв по оптическому сходству.

Грубые нарушения выявляются в оптико-конструктивной деятельности. Для всех дошкольников с данным дефектом характерно обилие координатных ошибок. Они проявляются в воспроизведении рисунка справа налево, неправильном расположении фигуры и/или ее фрагментов в пространстве, реверсе (повороте) целой фигуры и/или ее фрагментов на 90, реже на 180 градусов. У значительной части детей отмечается тенденция к левостороннему игнорированию, которая проявляется в «пренебрежении» левой половиной листа при копировании рисунка, воспроизведении только правой части фигуры.

Недостаточность оптико-пространственных представлений отражается на усвоении математики в школе. Дети не могут твердо усвоить числовой ряд, понятия «больше — меньше», «перед», «между», «после», испытывают существенные трудности в решении логических задач, задач с обратным условием.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.

В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.

Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.

Очевидно, что первоначально исследователи относили стертую форму дизартрии к собственно звукопроизносительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптомокомплекс, включающий в себя речевые и неречевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций. В литературе подчеркивается, что стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптомов, их неоднородностью, вариативностью, различным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.

Таким образом, в литературе отмечается наличие следующих симптомов стертой формы дизартрии у детей:

- неврологическая симптоматика;

- недостаточность зрительного гнозиса;Хочу такой сайт

- пространственных представлений;Хочу такой сайт

- памяти;

- нарушения моторики;

- просодической стороны речи;

- низкий уровень развития звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

 Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу и характеризуется системно-динамической задержкой и искажением формирования ряда высших психических функций и процессов.

К концу первого класса скорость чтения колеблется от 7 до 14 слов в минуту. Дети читают преимущественно слогами, у некоторых школьников отмечается побуквенное чтение. Понимание и пересказ прочитанного текста вызывает затруднение. Обращают на себя внимание следующие особенности:

Трудности при изучении букв;

Трудность в овладении слиянием букв в слоги;

Недифференцированность представлений о слоге и звуке. В ходе устного анализа слов количество слогов в словах типа лев, стол определяется как два вместо одного («ле-в», «сто-л»), а в словах типа тогда, звать — три слога («то-г-да», «з-ва-ть»);

Неумение объединять слоги в слово.

«Застревание» на каком-либо звуке или слоге.

Добавление гласного звука после согласного в конце слова или при стечении двух согласных («лев — ле-ва»; «крот — корот»).

Непонимание читаемого слова.

Длительное побуквенное угадывающее чтение.

У первоклассников при чтении отмечается большое количество специфических фонематических и оптико-пространственных ошибок. Это замены по акустико-артикуляционному и оптическому сходству, пропуски, перестановки, реверсы букв, слогов, слов, левостороннее игнорирование текста (строчки) и др. В отдельную группу выделяются ошибки, связанные с глазодвигательными нарушениями. Так, детям сложно удерживать глазами строчку (соскальзывание взгляда), сужен объем взора, что затрудняет переход к следующему слогу (слову).

К окончанию начальной школы дети обычно преодолевают вышеперечисленные трудности, хотя многим требуется специализированная помощь.

В результате теоретического анализа психологической и коррекционно развивающей литературы было установлено, что в структуру дефекта при дизартрии входят речевые, моторные и эмоционально-волевые нарушения. Поэтому, с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы, необходимо осуществлять комплексную медико-психолого-педагогическую коррекцию данного нарушения. При выборе методов и приемов логопедической коррекции дизартрических нарушений необходимо учитывать структуру данного дефекта и активно включить в коррекционный процесс коррекцию невербальной основы речевой деятельности.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.03.2020

Дата обновления: 02.03.2020

Дата публикации: 02.03.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».