06.06.2019
В детском саду разработан и заполняется паспорт здоровья группы (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.1249-03, п. 2.11.8), в котором дети четко распределены по группам здоровья, по рекомендациям медицинских работников. Здоровье детей в каждой группе в начале учебного года анализируется воспитателем совместно со специалистами детского сада, намечается система оздоровительной работы на год, которая находит свое отражение в паспортах. Паспорта здоровья группы разработаны на следующих принципах: своевременности (раннее выявление нарушений), комплексности (медицинские, психологические, педагогические, коррекционные аспекты), динамичности (вводный мониторинг, углубленная индивидуальная диагностика здоровья и развития ребенка, сопровождение). Ежемесячно и в конце учебного года проводится мониторинг эффективности оздоровительных мероприятий, обсуждаются результаты посещаемости детей, выявляются причины, определяются и корректируются используемые медико-психологические и педагогические мероприятия здоровьесберегающей деятельности на следующий период.
Психологом детского сада проводится диагностика психологического здоровья детей, которая необходима для профилактики дезадаптации и охватывает весь период дошкольного детства, поскольку нежелательные особенности могут проявляться уже очень рано. Для этого в таблице представлены варианты диагностических методик для определения показателей психологического здоровья детей
Параметры определения показателей психологического здоровья
Изучаемые параметры | Диагностические методики | Цель исследования | Условия проведения |
Статус ребенка в группе, его эмоциональное состояние, самооценка | «Два домика» | Изучение характера отношений со сверстниками у детей 4-7 лет, их симпатии и антипатии к членам группы | Ежегодно (октябрь) |
«Красивый рисунок» | Выявление эмоциональных особенностей ребенка | Ежегодно (февраль) | |
«Лесенка» | Диагностика уровня самооценки ребенка, соотношение реального и идеального «Я» | По запросу | |
«Цветопись» | Определение преобладающего фона настроения в группе в различные моменты, синхронизация эмоционального настроя | Ежегодно (октябрь- ноябрь) | |
Познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие | «Пиктограмма» | Изучение состояния психических процессов дошкольников: мышления, смысловой памяти, воображения, уровня организации действий | Ежегодно |
«Тест Векслера» | Определение уровня развития умственных способностей и выявление детей с задержкой психического развития | По запросу | |
Личность ребенка | «Выбери нужное лицо» | Диагностика тревожности по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми | Ежегодно (декабрь) |
Проективные рисуночные тесты: «Рисунок человека» | Исследование личностных особенностей, динамических черт личности (тревожности, агрессивности) | Ежегодно (сентябрь) | |
«Рисунок несуществующего животного» | Определение уровня развития воображения, контактности, наличия эмоциональной напряженности и тревожности | По запросу | |
«Плохой и хороший ребенок» | Выяснение степени самопринятия, наличия незрелости и инфантилизма, отсутствия критичности | По запросу | |
Методика изучения самоотношения и самопринятия | Получение данных о внутренней гармонии и способности к самопознанию и саморегуляции, наличии актуальных для ребенка конфликтов, неприятия себя | 1 раз в год | |
«Детский аперцептивный тест» | Исследование вопросов соперничества, агрессивности, тревожности, страхов, отношения к родителям | По запросу | |
Изучаемые параметры | Диагностические методики | Цель исследования | Условия проведения |
«Восьмицветовой тест Люшера» | Изучение значимых аспектов личности, выявление наличия областей психологического и физиологического стресса | По запросу | |
Изучение особенностей развития общения | «Наблюдение — анализ» | Определение наличия коммуникативных потребностей | Ежегодно (ноябрь) |