Семинар «Как победить речевые нарушения детей?»

01.01.2017

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: различные внутриутробные инфекции, гипоксия, натальные, т.е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия. К сожалению, в специализированные дошкольные учреждения или группы дети с речевыми нарушениями часто попадают в лучшем случае после пяти лет и самый значимый для развития ребенка возраст – до трех – пяти лет – оказывается упущенным.

В логопедии принята следующая классификация речевых нарушений (слайд 3). Одна из форм речевой патологии – это псевдобульбарная дизартрия. Дизартрия возникает в результате пареза мышц, участвующих в артикуляции; это обусловлено поражением различных областей головного мозга, связанных с функцией речи, и их проводящих путей – нервов (слайд 4,5).Остановимся более подробно на симптоматике дизартрии.

Дизартрия характеризуется нарушением тонуса дыхательных, голосовых и артикуляционных мышц. В связи с этим отмечаются нарушения подвижности артикуляционных мышц, а также нарушения произношения. Преобладает межзубное и боковое произношение свистящих звуков, смягчение твердых согласных, оглушение звонких согласных. В целом отмечается общая смазанность речи. Автоматизация звуков занимает длительное время. К голосовым нарушениям относится слабая выраженность голосовых модуляций (монотонный голос), нарушения темпа и ритма речи («рубленная речь»).

Речевые нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы, в частности дисфункцией ствола мозга, трудно корректируются. На помощь логопеду должен прийти невропатолог. Сегодня в арсенале неврологов есть множество современных методов диагностики ЦНС (слайд 6,7). Эти методы позволяют уточнить диагноз, сориентировать родителей на оказание посильной, а главное своевременной помощи.

Особенностью речевых нарушений в дошкольном возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Микрососудистое русло, связанное с позвоночными артериями, при соответствующих воздействиях хорошо восстанавливается. Поэтому своевременно оказанная помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы недоразвития речи.

Хороший эффект получен при использовании электрофореза с мидокалмом на область дна полости рта. Учитывая то, что речевые нарушения, как правило, связаны с повреждением нервной системы и сочетаются с нарушениями памяти, внимания, в комплекс лечения неврологи включают такие препараты, как пантагам, кортексин, пантокальцин. В коррекции дизартрии принимают участие разные специалисты (слайд 8).

Остановимся более подробно на специфике работы логопеда.

Часто родители задают вопрос: «С какого возраста нужно исправлять неверное произношение?». В 2-3 года недостатки произношения считаются возрастными физиологически обусловленными. К 4 годам у ребенка естественным образом формируются речевые механизмы, необходимые для правильного произношения. По различным причинам это формирование может задерживаться. Но ждать, что проблемы уйдут сами по себе не стоит. После 4 лет можно и нужно начинать логопедические занятия. Занятия активизируют, запускают природные механизмы речи. Основной задачей логопеда является развитие слухового восприятия речи. Прежде всего ребенку необходимо уловить разницу между своим неправильным звуком и звуком взрослого, а затем, изменяя собственную артикуляцию, добиться совпадения этих звучаний. Полезным будет пособие Т.Ткаченко «Логопед у Вас дома». Прослушивание материала, записанного на диске, обостряет восприятие формируемых звуков.

Большое внимание в коррекционной работе уделяем развитию силы и координации артикуляционных движений. Артикуляционные движения осуществляются органами, первоначально предназначенными для процесса питания. Чем более координирован и дифференцирован акт приема пищи, тем более четко работает речедвигательный аппарат. Для развития силы и координации артикуляционных движений используем артикуляционную гимнастику.

Как мы уже упоминали, одна из основных проблем детей с дизартрией – нарушение тонуса мускулатуры языка, губ и др. Изменить состояние мышц, привести их в норму призван логопедический массаж (слайд 10).

Сейчас в науке о мозге происходит настоящая революция. Оказалось, что структуры мозга, которые всегда считались второстепенными, играют на первых этапах развития ребенка решающую роль в формирование речи. Это ствол мозга, мозжечок, лимбическая система и др. С учетом этих открытий разработаны инновационные методы коррекции речевых нарушений: Fast ForWord («Бегство за словом»), «Интерактивный метроном», «Томатис» и др. Программа Fast ForWorol – это компьютерная программа коррекции слухового восприятия речи, направлена на развитие концентрации внимания и когнитивных функций. Многократное повторение сложных форм, замедленных изначально и ускоряемых вплоть до нормальной скорости речи, развивает речевые центры мозга.

Интерактивный метроном – это высокотехнологичная развивающая программа, которая используется для (своевременного) совершенствования чувства ритма и чувства времени. Недостаточное развитие этих чувств – это причина возникновения проблем с вниманием, речью, моторным планированием.

Таким детям может быть трудно сконцентрироваться на выполнении заданий, запомнить и выполнить инструкцию, состоящую из нескольких частей, организовать свою деятельность.Хочу такой сайт

Интерактивный метроном может использоваться двумя путями. Во первых, для оценки. Специальные упражнения с помощью сенсорной перчатки или сенсорного коврика позволяют объективно оценить уровень моторного планирования и способность воспроизводить последовательность действий. Как это происходит? Ребенок слышит через наушники ритмичные удары и пытается синхронизировать с ними свои движения: хлопает в ладоши или топает ногой. Т.о., после короткой оценки ребенка становится ясно, есть ли у ребенка нарушения.

Второй способ использования интерактивного метронома – это тренировки, которые проводятся под руководством инструктора. Программа обеспечивает звуковую или визуальную обратную связь, которая помогает обучению.

Таким образом, интерактивный метроном – настоящий ключ к функциональной пластичности мозга.

Исследования, которые проводились в последние десятилетия выявили, что у большинства детей с речевыми проблемами функции мозжечка нарушены. Это определяется с помощью специального прибора «Постурографа». Этот же прибор используется и для тренировки чувства равновесия. Система физических упражнений так и называется «мозжечковая стимуляция», помогает мозжечку дозреть.

Таким образом только комплексный подход к коррекции речевых нарушений детей позволяет добиться положительных результатов.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.06.2019

Дата обновления: 06.06.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».