Семинар для учителей-логопедов "Комплексный подход к коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста"

01.01.2017

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

В рамках взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также обмена опытом профессиональной деятельности,

21 марта 2013 года, на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539 Чкаловского района города Екатеринбурга, которым на протяжении многих лет руководит, Люлькина Наталья Геннадиевна, состоялся семинар для логопедов «Комплексный подход к коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста».

В семинаре приняли участие около 40 учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений Чкаловского района.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539 Полевая Надежда Федоровна представила презентацию «Комплексный подход к коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста», содержание которой вызвало не только интерес педагогов, но и массу вопросов, связанных с креативной работой выступающего.

Комплексный подход к коррекции ОНР предусматривает следующие действия : комплексную диагностику речевых расстройств и коррекцию как непосредственно нарушенной речевой функции, так и целого ряда неречевых функций, с ней связанных. Диагностика речевых расстройств включает в себя следующие аспекты: медицинский, психологический, педагогический. Далее Надежда Федоровна раскрыла содержание аспектов диагностики, приводя примеры и рекомендации по методическому сопровождению. Она отметила, что в процессе диагностики речевых расстройств необходимо взаимодействие следующих специалистов: отоларинголог, ортодонт, врач функциональной диагностики, специалист по миофункциональным технологиям, педиатр и невролог.

Надежда Федоровна уделила особое внимание взаимодействию логопеда и невролога, объяснив, что сегодня в арсенале неврологов есть множество современных методов диагностики состояния ЦНС:

- диагностика функций мозжечка,

- выявление уровня проводимости импульсов к мышцам посредством аппарата VocaStim,

- исследование слухо-речевой части нервной системы методом слуховых вызванных потенциалов.

В связи с тем, что у детей с ОНР и дизартрией отмечается повышенная истощаемость нервных процессов, колебания внимания, трудности следования речевой инструкции, инертность и импульсивность, необходимо также изучение нейропсихологического статуса детей.

И, наконец, завершает диагностику ОНР логопедическое обследование, проводимое по классическим методикам.

Только такой ко комплексный подход к диагностике ОНР позволяет построить дальнейшую коррекционную программу обучения.

Далее Надежда Федоровна затронула тему интеграции логопедических и нейропсихологических технологий коррекции ОНР, она сообщила, что системный подход к коррекции речевого развития детей диктует необходимость включения в программу методов, смежных с логопедией наук. В связи с этим программа обучения соединяет в себе элементы логопедической и психомоторной коррекции. Это позволяет расширить рамки воздействия, оказываемого на ребенка. Содержание обучения разработано таким образом, что воздействие производится прежде всего на сенсомоторный уровень развития, так как именно он является базовым для дальнейшего развития речи.

Объяснила направление работы по формированию пространственных представлений и пространственной ориентации, направление работы для развития моторных функций.

Надежда Федоровна рассказала о значимости применения миофункцинальных трейнеров в коррекции речевых патологий, так как в настоящее время в системе общего и специального образования в рамках ФГТ актуальным стали вопросы разработки здоровьесберегающих технологий. Она рассказала, что логопедической практике используется технология, направленная на профилактику произносительных нарушений речи у детей, имеющих вредные привычки в виде ротового дыхания, сосания пальцев, пустышки, а также имеющих предрасположенность к ортодонтическим нарушениям.Хочу такой сайт

Использование трейнера «INFANT» способствует предупреждению и коррекции стойких нарушений звукопроизношения у детей, входящих в структуру таких нарушений речи, как ОНР, ФФНР, дизартрия и т.д.

Актуальной стала презентация «Взаимосвязь учителя – логопеда и педагога группы компенсирующей направленности», представленная учителем-логопедом первой квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539 Кудайдатовой Анны Григорьевны.

Анна Григорьевна представила систему работы по взаимодействию с педагогом группы компенсирующей направленности посредством рабочей тетради. Содержание которой имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности – в течение всей недели одна лексическая тема и один набор упражнений по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры отрабатываются на фронтальных, индивидуальных занятия логопеда, а также используется воспитателями в режимных моментах и на занятиях. Со следующей недели комплекс заменяется новым. Такой подход позволяет охватывать все стороны речевого недоразвития и более четко организовать взаимосвязь всех участников коррекционного процесса. Для закрепления полученных навыков предлагаются домашние задания для родителей.

Методические рекомендации могут быть использованы в группе детского сада для коллективных занятий при подготовке дошкольников к школе, воспитателями коррекционной группы, родителями для совместной деятельности с ребенком в домашних условиях, а также учителем-логопедом. Данная система работы по взаимодействию с воспитателями и родителями для детей 5-6 лет проходит стадию апробации, планируется к разработке система работы по взаимодействию с воспитателями и родителями для детей 6-7 лет.

Малашкевич Светлана Валерьевна раскрыла содержание работы учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта.

В подготовке семинара так же принимали участие воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности Патока Галина Захаровна и Малетина Ирина Олеговна.

Педагоги предоставили наработанный и систематизированный материал, который был выложен на столы для ознакомления и рассказали о направлении работы и применяемых технологиях в коррекции ОНР.

Организованная выставка опыта работы педагогических работников и практического материала получила положительную оценку коллег и вызвала интерес у начинающих педагогов.

Обсуждение актуальной на сегодняшний день темы вызвало неподдельный интерес присутствующих в зале. Гости тоже принимали непосредственное участие, делясь своим опытом.

Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным и важным.

В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.06.2019

Дата обновления: 06.06.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».