Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников (консультация для родителей, примеры игр, игра "Ладошки")
16.12.2020
Развитие межполушарного взаимодействия у
дошкольников
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения
левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую
систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи
информации из одного полушария в другое.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка
будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление
и восприятие.
Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия
является, на наш взгляд, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают»
мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации
всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
В комплексе с лечебными мероприятиями данная практика показывает
хорошие результаты у детей с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов, детей с педагогической запущенностью. Дети с особыми
образовательными потребностями часто имеют трудности поведения и концентрации
внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует
коррекции, в том числе и поведенческих расстройств.
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых
структур. Предлагаемые игры и упражнения синхронизируют работу полушарий,
способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника
(родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка,
активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной
деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Материал изложен доступным языком, для того, чтобы педагоги могли
рекомендовать данный материал родителям для игр с ребенком дома.
Игры для развития
межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия целесообразно использовать в начале занятия, т.к.
они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного
познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Задачи игр:
Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания,
зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и
пальцевой захват.
ВАЖНО!!! ВО ВСЕХ ИГРАХ
ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СНАЧАЛА ОДНОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДРУГОЙ РУКОЙ.
Игра «Накорми птичку /
лялю»
Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного
объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).
Инструкция:
Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).
Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке»,
далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать крупу мимо
чашки и выполнить игровую задачу до конца!
Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Вариант № 1
Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в
другую.
Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2
недель доводим до 8 ст. л.
Варианты усложнения задачи:
Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на
ложку меньшего объема.
Вариант № 2
Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой
ложкой.
Игра «Птичка хочет пить»
Переливание воды, с помощью резиновой груши малого объёма (35 – 50
мл.) из одной мисочки в другую. Начинаем с минимального объема 100 мл. и в
течение 1-2 недель доводим до 250 мл.
Инструкция:
Птичка хочет пить, давай нальем ей воды в мисочку (воду лучше
подкрасить пищевым красителем). Посмотри (показ действия):
Сожми грушу, наклони и отпусти, подержи – смотри груша «толстеет»-
в нее набирается вода!
А теперь в другую мисочку, нажимай, выливай!
Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке»,
далее содействовать самостоятельному выполнению). Нужна помощь? Хочешь
еще?
Важно не пролить воду мимо чашечки и выполнить до конца!
Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Игра «Поймай нужный шарик»
Приготовьте: две миски, шарики различного размера,
материала, сито, вода.
Воду заранее подкрасить пищевым красителем.
Инструкция:
Вот сито. Давай поймаем… шарик (задать параметры шарика: цвет,
нужный рисунок)
Посмотри (показ действия). Теперь ты! (при необходимости
используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному
выполнению). Нужна помощь? Хочешь еще?
Важно поймать нужный шарик с картинкой или нужного цвета и
выполнить до конца!
Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Игра «Собери и
разложи все пушинки»
Посмотри (показ действия)
Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке»,
далее содействовать самостоятельному выполнению).
Другие виды игр и
упражнений на развитие межполушарного взаимодействия:
Ползанье по-пластунски, на четвереньках в различных игровых
ситуациях, ползанье через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на
велосипеде без педалей «Беговел»; плавание.
Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые
можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений
направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации
движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарного
взаимодействия. Примеры заданий для выполнения двумя руками:
Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
Мною замечено, что в период адаптации ребенка в новых условиях эти
упражнения помогают педагогу успешно наладить контакт с застенчивым, тревожным
ребенком. Дети с первых минут проявляют активность и готовы к дальнейшему
взаимодействию с педагогом.
Успешность детей – наша
радость!!!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.12.2020
Дата обновления: 16.12.2020
Дата публикации: 16.12.2020