2 Содержание 1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................... 4 1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 4 1.2. Цели и задачи программы ........................................................................... 7 1.3. Содержание программы .............................................................................. 7 1.4. Планируемы результаты ............................................................................ 11 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ....................... 11 2.1. Календарный учебный график .................................................................. 11 2.2. Условия реализации программы .............................................................. 12 2.3. Формы контроля и оценочные материалы .............................................. 12 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 13 3 1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности по развитию речи дошкольников «Ранее обучение чтению» (далее - Программа). Актуальность разработки дополнительной общеразвивающей программы «Ранее обучение чтению» выражается в системе увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Программа составлена в соответствии с социальным заказом семей воспитанников на качество, вид, направленность образовательных услуг, полученным в результате анкетирования родителей, а также следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 2 .12.2 12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24. .1 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2 13 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2 25 года (распоряжение Правительства РФ от 2 мая 2 15 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 сентября 2 2 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ инистерства образования и науки Российской Федерации от 23. .2 1 г. № 16 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ инистерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5. 5.2 1 № 2 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ инистерства просвещения Российской Федерации от .11.2 1 г. № 1 6 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ инистерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2 2 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом инистерства просвещения Российской Федерации от ноября 2 1 г. № 1 6»; 9. Приказ инистерства просвещения Российской Федерации от 3. .2 19 № 46 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо инобрнауки России от 1 .11.2 15 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с « етодическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо инобрнауки России от 2 . .2 15 № АК-2563 5 «О методических рекомендациях» (вместе с « етодическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 4 12. Письмо инобрнауки России от 2 . 3.2 16 № ВК-641 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с « етодическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ инистерства общего и профессионального образования Свердловской области от 3 . 3.2 1 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2 35 года». 14. Устав АДОУ – детского сада комбинированного вида № 53 . В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования звукопроизношения, фонетикофонематической, лексико-грамматической стороны и связной речи детей 5- лет. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. Отличительные особенности программы, новизна В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. етоды обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка. Содержание программы: развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя: развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища); развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук); формирование графических навыков. Рабочая программа базируется на основных положениях программ и методических пособий: Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 1 г. Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 11г. У. . Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ. осква: Творческий центр, 2 1 г. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2 г. Адресат общеразвивающей программы 5–6 л Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 25 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами (словами, сходными по значению), антонимами (словами с противоположным значением). В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светкрасный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их признаки (дерево - деревянный, стекло - стеклянный и т. д.). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.). Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.). Они стремятся правильно произносить слова в 5 родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей), образуют новые слова (хлеб — хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов воспитателя. огут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении. В 5–6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами. 6–7 л Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К семи годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 35 – 4 . Активно используются в речи синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко - близко). Начинают применяться слова и выражения с переносным значением (железный характер - твердый как железо). Дети овладевают новыми понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т. д.). Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма, цвет, размер). В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей. то обусловлено особенностями развития и обучения, кругом их интересов и потребностей. Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли гулять и т. д.), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица). Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый - смелее, добрый - добрее), новые слова с помощью суффиксов (хлеб - хлебница, сахар сахарница), правильно употребляют глаголы (бегал - бежал, пришел - ушел). Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В развитии связной речи происходят существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции. огут самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы. Одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности. В возрасте 6– лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки ребенка к письму. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. огут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач - грач, банки - санки и т. д.). Содержание Программы ориентировано на детей всех групп здоровья. Продолжительность занятий 3 минут для старшей и подготовительной групп. Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю, чаще – в игровой форме. 6 Программа рассчитана на детей 5- лет. В состав группы входит 1 детей. Группа сформирована по желанию детей и по рекомендации родителей и воспитателей. Ре им занятий Продолжительность одного академического часа – 5-6 лет – 25 мин., 6- лет – 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 1 минут. Общее количество часов в неделю – 2 час. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Время занятий рассчитано в соответствии с требованиями Постановления от 2 января 2 21 года № 2 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364 -20 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и составляет в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 3 минут. Объём общеразвивающей программы Объем программы –144 часа. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения: 72 часа в год, 2 год обучения: 72 часов в год. По два занятия в неделю. Сроки освоения Срок реализации программы 2 года (с сентября по май). Вид занятий беседа, практическое занятие. Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы практическое занятие. Формы обучения Форма реализации Программы – очная Формы подведения итогов реализации Программы Конечным результатом обучения считается умение ориентироваться в звуко буквенной системе родного языка и на этой основе — развитие интереса и способностей к чтению. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме, а также формирование интереса к чтению и книгам. Задачи программы обучающие: развивать фонематическое восприятие; развивать мелкую моторику; развивать речевые способности; выучить звуки, запомнить слоги, как основную структурную единицу слова; учить читать слова по слогам и отрабатывать правильную структуру чтения слов; работать над пониманием прочитанного и развивать образное восприятие. развивающие: развивать у детей внимание, речь, память, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; развивать познавательные способности ребёнка. воспитательные: воспитывать у детей об ективное отношение к себе, умение работать в группе, прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям, положительную мотивацию к обучению в школе. 1.3. Содер ание программы 7 Образовательный период осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Количество полных недель на реализацию программы дополнительного образования в группах с 2 до лет составляет 36 недель. Учебный план Наименование Форма Возраст Количество программы реализации Срок детей занятий в дополнительно доп. реализа неделю месяц, го образования образования, ции продолжительность детей Количество недель освоения Программы День надели, Руководитель время и место реализации Направленность – социально-гуманитарная. «Раннее обучение чтению» Подгрупповая 9 месяцев 5–8 лет Понедельник среда 2 занятий 15.35-16.05 Чертовикова Ю.Н., 36 по 25-3 мин Кабинет для Рыбина Е.А. дополнительного образования Педагог доп. образования Учебный (тематический) план 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «От А до Я» Календарно-тематическое планирование (5-6 лет) Месяц/ неделя Тема занятия. С н 1н л 2н л 3н л 4н л 1н л 2н л 3н 4н л л О Звук и буква «У». Графическое изображение гласного звука «У». Звук и буква «ы». Графическое изображение гласного звука «ы». Н л л 3 н 4н л л б ь Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов «АУ», «УА». Звук «Л» и буква «Л». Написание буквы «Л», чтение слогов. Звук «М» и буква «М», написание буквы « ». Чтение слогов. Графическое изображение звука « ». Д б ь Звук «Н» и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов. 1 н 2н б ь Звук и буква «А». Графическое изображение гласного звука «А» (красный квадрат), место звука и буквы в слове (начало, середина и конец). Звук и буква «О». Графическое изображение гласного звука «О». Звук и буква «Э». Написание буквы « » в клетке. 1 н 2н б ь Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление предложения по схеме. Деление предложения на слова и слоги. Закрепление представление о слове. Деление слова на части. Определение количество слогов в слове Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о согласных и гласных звуков. Распознавание на слух и выделение гласных и согласных звуков из ряда звуков, слогов, слов. л л Звук «Р» и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов. Знакомство с 8 3н 4н л л предложением, чтение предложения. Закрепление пройденного материала. Буква «Я». Написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твёрдыми и мягкими согласными. 2н л Буква «Ю». Написание буквы «Ю». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные. 3н 4н л л Буква «Е». Написание буквы «Е». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные. Буква «Ё». Написание буквы «Ё». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные. Ян Ф ь ль Буква «И». Написание буквы «И». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные. 1 н 2н 3н л л л 4н л 1н л 2н л 3н л 4н л 1н 2н л л 3н л Закрепление пройденного материала. Твёрдые и мягкие согласные. Звуки «Г - ГЬ», «К - КЬ», буквы «Г - К». Написание букв «Г - К». Чтение слогов. Звуки «Д - ДЬ», «Т - ТЬ», буквы «Д - Т». Написание букв «Д - Т». Чтение слогов, предложения. М Звуки «В - ВЬ», «Ф - ФЬ», буквы «В - Ф». Написание букв «В - Ф». Чтение слогов. Звуки «З - ЗЬ», «С - СЬ», буквы «З - С». Написание букв «З - С». Чтение слогов. Звуки «Х - ХЬ», буква «Х». Чтение слогов, слов, предложения. Звуки «Б - БЬ», «П - ПЬ», буквы «Б - П». Написание букв «Б - П». Чтение слогов. Ап ль 4 н Звуки «Ж - Ш» и буквы «Ж - Ш». Написание букв «Ж – Ш». Чтение слогов. Звуки «Ч - Щ» и буквы «Ч - Щ». Написание букв «Ч – Щ». Чтение слогов, стихотворения. Звук «Ц» и буква «Ц». Написание буквы «Ц». Чтение стихотворения. Закрепление изученного материала. л М Звук «Й» и буква «Й». Написание буквы «Й». Чтение слов, стихотворения. 1 н 2н л л 3н 4н л л Буква «ь». Написание буквы «ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Буква «ъ». Написание буквы « ». Чтение слов, стихотворения. Закрепление пройденного материала. Учебный (тематический) план 2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я начинаю читать» Календарно-тематическое планирование (6-7 лет) Месяц/ неделя Тема занятия. С н б ь 1н л «Звуки и буквы». Закрепление. 2н л «Звуки и буквы». Закрепление. 3н л «Слова и слоги» 4н л «Предложение. Графические навыки». Закрепление. 1н л «В мире книг». 2н л «Игрушки О б ь 9 3н л «Овощи» 4н л «Фрукты» Н б ь «Осень» 1 н 2н л л «Домашние животные» «Дикие животные» 3 н 4н л л «Сказки» Д б ь «Зима» 1 н 2н л л «Новый год» 3н 4н л л Отработка навыков чтения. «Транспорт» 2н л «Профессии» 3н 4н л л Отработка навыка чтения. «Природные явления» Ян ь Ф ль «Лес». 1 н 2н л л «Насекомые» 3н 4н л л Отработка навыка чтения. «Птицы» 1н л 2н л 3н 4н л л 1н л «Весна» 2н л «Лето» 3н л «Ребусы» М «Цветы» « арта» Отработка навыка чтения. Отработка навыка чтения. Ап ль «Кроссворды» 4 н л М «Скоро в школу» 1 н 2н 3н 4н л л л л *К л м Отработка навыка чтения. «Правила безопасного поведения» «Саратов – моя малая родина» н п н м м ж ь ь м п н у н л . 10 1.4. Планируемы результаты П м ны уль ы н п ммы: Ребенок умеет интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на заданный звук, делить слова на слоги; Умеет различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные; Ребенок умеет концентрироваться при выполнении мыслительных операций и доводить начатое дело до конца; Соотносит звук и букву; Умеет писать печатные буквы; Читает слова, предложения, небольшие тексты; Понимает учебную задачу и выполняет ее самостоятельно. Л н ны уль ы н п ммы: – развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – развиты этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; – развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. М п м ны уль ы н п ммы: – овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей; – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Календарно-учебный график на 2023-2024 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель в II полугодии Начало занятий Выходные дни 9 Окончание учебного года Год обучения 1 год Дата начала обучения 1 сентября Дата конца обучения 31 мая Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 72 36 72 2 72 17 19 1 сентября 6 ноября 1 января – января 23 февраля марта 2 мая -1 мая 1 мая мая -1 мая 31 мая Количество Режим учебных занятия часов 72 2 занятия по 2 часа в неделю 11 2 год 1 сентября 31 мая 36 72 72 2 занятия по 2 часа в неделю Выходные дни 6 ноября 1 января – января 23 февраля марта 2 мая -1 мая 1 мая мая -1 мая 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Организация, реализующая Программу, должна обеспечить материальнотехнические условия, позволяющие достичь обозначенные цели и выполнить задачи. В материально- техническое обеспечение Программы входит следующее оснащение и оборудование: Столы и стулья для детей в необходимом количестве, магнитно-меловая доска, шкафы для хранения пособий и методических материалов; Раздаточный материал: печатные буквы и слоги, а также канцелярские принадлежности (цветные карандаши, простые карандаши, бумага А4). Кадровое обеспечение Для успешной реализации программы «Раннее обучение чтению» на отделении работает педагог с высшим специальным образованием. Методические материалы Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 1 г. Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 11г. У. . Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ. осква: Творческий центр, 2 1 г. Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для детей 5 - 6 лет Дидактический комплект «От звука к букве»; 2.3. Формы контроля и оценочные материалы Применяемые формы и методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всем ее протяжении и реализации. то дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагогвносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Для отслеживания результатов предусматриваются формы контроля: Текущий: оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; Итоговый (промежуточный) контроль в формах: -практические работы; -творческие работы обучающихся. Самооценка и самоконтроль определение воспитанником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить, в ходе осуществления деятельности. Содержательный 12 контроль, оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает педагог воспитанникам при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность детей и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение воспитанников на занятиях: активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли дети с этими заданиями самостоятельно. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. «Истоки». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. ., 2 11. 2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. ., 2 1 . 3. «Разноцветная планета». Основная образовательная программа дошкольного образования Под редакцией Е. А. Хамраевой. ., 2 12. 4. Алексеева . ., Яшина В. И. етодика развития речи и обучения родному языку дошкольников. ., 2 . 5. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1 5. 6. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. ., 1 . 7. Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? Томск,1 5. 8. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. .,1 . 9. Урунтаева Г А. Дошкольная психология. ., 1999. 10. Ушакова О. С., Струнина Е. . етодика развития речи детей дошкольного возраста. ., 2 4. 11. льконинД. Б. Психическое развитие в детских возрастах. .,1 5. 13