ДООП Ранее обучение чтению

2

Содержание
1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................... 4
1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 4
1.2. Цели и задачи программы ........................................................................... 7
1.3. Содержание программы .............................................................................. 7
1.4. Планируемы результаты ............................................................................ 11
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ....................... 11
2.1. Календарный учебный график .................................................................. 11
2.2. Условия реализации программы .............................................................. 12
2.3. Формы контроля и оценочные материалы .............................................. 12
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 13

3

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально
– гуманитарной направленности по развитию речи дошкольников «Ранее обучение
чтению» (далее - Программа).
Актуальность разработки дополнительной общеразвивающей программы «Ранее
обучение чтению» выражается в системе увлекательных игр и упражнений со звуками,
буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции,
научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а
также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации.
Программа составлена в соответствии с социальным заказом семей
воспитанников на качество, вид, направленность образовательных услуг, полученным в
результате анкетирования родителей, а также следующими нормативными
документами:
1.
Федеральный Закон от 2 .12.2 12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24. .1
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2 13 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2 25 года
(распоряжение Правительства РФ от 2 мая 2 15 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2
сентября 2 2 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364 -20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ инистерства образования и науки Российской Федерации от
23. .2 1 г. № 16 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ инистерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 5. 5.2 1 № 2
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ инистерства просвещения Российской Федерации от .11.2 1
г. № 1 6 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8.
Приказ
инистерства просвещения Российской Федерации от 3
сентября 2 2 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
инистерства
просвещения Российской Федерации от ноября 2 1 г. № 1 6»;
9.
Приказ инистерства просвещения Российской Федерации от 3. .2 19
№ 46
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10.
Письмо инобрнауки России от 1 .11.2 15 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с « етодическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11.
Письмо
инобрнауки России от 2 . .2 15 № АК-2563 5 «О
методических рекомендациях» (вместе с « етодическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
4

12.
Письмо инобрнауки России от 2 . 3.2 16 № ВК-641
«О направлении
методических рекомендаций» (вместе с « етодическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13.
Приказ
инистерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 3 . 3.2 1 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2 35 года».
14.
Устав АДОУ – детского сада комбинированного вида № 53 .
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления
работы, условия и средства формирования звукопроизношения, фонетикофонематической, лексико-грамматической стороны и связной речи детей 5- лет.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной
программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников
ДОУ.
Отличительные особенности программы, новизна
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом
детей и с последующим обучением.
етоды обучения, используемые в работе,
соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы: развитие звуко-буквенного анализа, интереса и
способностей к чтению
Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу
воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную
сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка
к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя: развитие основных
движений (упражнения для рук, ног, туловища); развитие мелкой моторики
(упражнения для пальцев и кистей рук); формирование графических навыков.
Рабочая программа базируется на основных положениях программ и
методических пособий:
Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты». осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 1 г.
Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет».
осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 11г.
У. . Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ.
осква: Творческий центр, 2 1 г.
Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада.
Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор
– составитель А.В. Аджи. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2
г.
Адресат общеразвивающей программы
5–6 л
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает
25 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами
(словами, сходными по значению), антонимами (словами с противоположным
значением). В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и
свойства (светкрасный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их
признаки (дерево - деревянный, стекло - стеклянный и т. д.).
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи
простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные
конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка,
кисонька и др.).
Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один
медвежонок, много медвежат и т. д.). Они стремятся правильно произносить слова в
5

родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей), образуют новые
слова (хлеб — хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно,
последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без
помощи вопросов воспитателя. огут передавать диалог действующих лиц. Дети
активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются
сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей
правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ
слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки:
гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют
соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов,
определяют порядок слов в предложении.
В 5–6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они
овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
6–7 л
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного
совершенствования. К семи годам количество слов, которыми оперирует ребенок,
составляет 35 – 4
. Активно используются в речи синонимы (веселый, радостный)
и антонимы (далеко - близко). Начинают применяться слова и выражения с переносным
значением (железный характер - твердый как железо). Дети овладевают новыми
понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т. д.).
Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов
(материал, форма, цвет, размер).
В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе
детей. то обусловлено особенностями развития и обучения, кругом их интересов и
потребностей.
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в
роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли
гулять и т. д.), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета
(лиса, лисонька, лисица).
Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый - смелее,
добрый - добрее), новые слова с помощью суффиксов (хлеб - хлебница, сахар сахарница), правильно употребляют глаголы (бегал - бежал, пришел - ушел).
Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
В развитии связной речи происходят существенные изменения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети
используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции.
огут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные
рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников
формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако
следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы. Одной из
сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической
последовательности.
В возрасте 6– лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и
подготовке руки ребенка к письму. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе
родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. огут
пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную
функцию звука, буквы (врач - грач, банки - санки и т. д.).
Содержание Программы ориентировано на детей всех групп здоровья.
Продолжительность занятий 3 минут для старшей и подготовительной групп. Занятия
рекомендуется проводить два раза в неделю, чаще – в игровой форме.
6

Программа рассчитана на детей 5- лет. В состав группы входит 1 детей.
Группа сформирована по желанию детей и по рекомендации родителей и воспитателей.
Ре им занятий
Продолжительность одного академического часа – 5-6 лет – 25 мин., 6- лет – 30
мин.
Перерыв между учебными занятиями – 1 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 час.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.
Время занятий рассчитано в соответствии с требованиями Постановления от 2
января 2 21 года № 2 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364 -20
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» и составляет в старшей группе –
25 минут, в подготовительной группе – 3 минут.
Объём общеразвивающей программы
Объем программы –144 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 72 часа в год, 2 год обучения: 72 часов в год. По два занятия в
неделю.
Сроки освоения
Срок реализации программы 2 года (с сентября по май).
Вид занятий беседа, практическое занятие.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы
практическое занятие.
Формы обучения
Форма реализации Программы – очная
Формы подведения итогов реализации Программы
Конечным результатом обучения считается умение ориентироваться в звуко буквенной системе родного языка и на этой основе — развитие интереса и
способностей к чтению.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме, а также
формирование интереса к чтению и книгам.
Задачи программы
обучающие:

развивать фонематическое восприятие;

развивать мелкую моторику;

развивать речевые способности;

выучить звуки, запомнить слоги, как основную структурную единицу
слова;

учить читать слова по слогам и отрабатывать правильную структуру
чтения слов;

работать над пониманием прочитанного и развивать образное восприятие.
развивающие:

развивать у детей внимание, речь, память, логическое мышление, умение
аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

развивать познавательные способности ребёнка.
воспитательные:

воспитывать у детей об ективное отношение к себе, умение работать в
группе, прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям, положительную
мотивацию к обучению в школе.
1.3. Содер ание программы
7

Образовательный период осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Количество
полных недель на реализацию программы дополнительного образования в группах с 2
до лет составляет 36 недель.
Учебный план
Наименование
Форма
Возраст
Количество
программы
реализации
Срок детей
занятий в
дополнительно
доп.
реализа
неделю месяц,
го образования образования,
ции
продолжительность
детей

Количество
недель
освоения
Программы

День надели, Руководитель
время и место
реализации

Направленность – социально-гуманитарная.

«Раннее
обучение
чтению»

Подгрупповая

9
месяцев

5–8
лет

Понедельник среда
2

занятий

15.35-16.05

Чертовикова
Ю.Н.,

36
по 25-3 мин

Кабинет для Рыбина Е.А.
дополнительного
образования Педагог доп.
образования

Учебный (тематический) план
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «От А до Я»
Календарно-тематическое планирование (5-6 лет)
Месяц/
неделя

Тема занятия.

С н
1н

л

2н

л

3н

л

4н

л

1н

л

2н

л

3н
4н

л
л

О

Звук и буква «У». Графическое изображение гласного звука «У».
Звук и буква «ы». Графическое изображение гласного звука «ы».

Н
л
л
3
н
4н

л
л

б ь

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов «АУ», «УА».
Звук «Л» и буква «Л». Написание буквы «Л», чтение слогов.
Звук «М» и буква «М», написание буквы « ». Чтение слогов. Графическое
изображение звука « ».

Д

б ь

Звук «Н» и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов.

1
н
2н

б ь

Звук и буква «А».
Графическое изображение гласного звука «А» (красный квадрат), место звука и буквы в
слове (начало, середина и конец).
Звук и буква «О».
Графическое изображение гласного звука «О».

Звук и буква «Э». Написание буквы « » в клетке.

1
н
2н

б ь

Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление
предложения по схеме. Деление предложения на слова и слоги.
Закрепление представление о слове. Деление слова на части. Определение количество
слогов в слове
Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о
согласных и гласных звуков.
Распознавание на слух и выделение гласных и согласных звуков из ряда звуков, слогов,
слов.

л
л

Звук «Р» и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов. Знакомство с

8

3н
4н

л
л

предложением, чтение предложения.
Закрепление пройденного материала.
Буква «Я». Написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твёрдыми и мягкими
согласными.

2н

л

Буква «Ю». Написание буквы «Ю». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

3н
4н

л
л

Буква «Е». Написание буквы «Е». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.
Буква «Ё». Написание буквы «Ё». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

Ян

Ф

ь

ль

Буква «И». Написание буквы «И». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

1
н
2н
3н

л
л
л

4н

л

1н

л

2н

л

3н

л

4н

л

1н
2н

л
л

3н

л

Закрепление пройденного материала. Твёрдые и мягкие согласные.
Звуки «Г - ГЬ», «К - КЬ», буквы «Г - К».
Написание букв «Г - К». Чтение слогов.
Звуки «Д - ДЬ», «Т - ТЬ», буквы «Д - Т».
Написание букв «Д - Т». Чтение слогов, предложения.

М
Звуки «В - ВЬ», «Ф - ФЬ», буквы «В - Ф».
Написание букв «В - Ф». Чтение слогов.
Звуки «З - ЗЬ», «С - СЬ», буквы «З - С».
Написание букв «З - С». Чтение слогов.
Звуки «Х - ХЬ», буква «Х».
Чтение слогов, слов, предложения.
Звуки «Б - БЬ», «П - ПЬ», буквы «Б - П».
Написание букв «Б - П». Чтение слогов.

Ап ль

4
н

Звуки «Ж - Ш» и буквы «Ж - Ш». Написание букв «Ж – Ш». Чтение слогов.
Звуки «Ч - Щ» и буквы «Ч - Щ». Написание букв «Ч – Щ». Чтение слогов,
стихотворения.
Звук «Ц» и буква «Ц». Написание буквы «Ц».
Чтение стихотворения.
Закрепление изученного материала.

л

М
Звук «Й» и буква «Й». Написание буквы «Й». Чтение слов, стихотворения.

1
н
2н

л
л

3н
4н

л
л

Буква «ь». Написание буквы «ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор
слов.
Буква «ъ». Написание буквы « ». Чтение слов, стихотворения.
Закрепление пройденного материала.

Учебный (тематический) план
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я начинаю читать»
Календарно-тематическое планирование (6-7 лет)
Месяц/
неделя

Тема занятия.

С н

б ь

1н

л

«Звуки и буквы». Закрепление.

2н

л

«Звуки и буквы». Закрепление.

3н

л

«Слова и слоги»

4н

л

«Предложение. Графические навыки». Закрепление.

1н

л

«В мире книг».

2н

л

«Игрушки

О

б ь

9

3н

л

«Овощи»

4н

л

«Фрукты»

Н

б ь
«Осень»

1
н
2н

л
л

«Домашние животные»
«Дикие животные»

3
н
4н

л
л

«Сказки»

Д

б ь
«Зима»

1
н
2н

л
л

«Новый год»

3н
4н

л
л

Отработка навыков чтения.
«Транспорт»

2н

л

«Профессии»

3н
4н

л
л

Отработка навыка чтения.
«Природные явления»

Ян

ь

Ф

ль
«Лес».

1
н
2н

л
л

«Насекомые»

3н
4н

л
л

Отработка навыка чтения.
«Птицы»

1н

л

2н

л

3н
4н

л
л

1н

л

«Весна»

2н

л

«Лето»

3н

л

«Ребусы»

М
«Цветы»
«

арта»

Отработка навыка чтения.
Отработка навыка чтения.

Ап ль

«Кроссворды»

4
н

л

М
«Скоро в школу»

1
н
2н
3н
4н

л
л
л
л

*К л
м

Отработка навыка чтения.
«Правила безопасного поведения»
«Саратов – моя малая родина»
н

п

н

м м ж

ь

ь

м

п н у

н

л .

10

1.4. Планируемы результаты
П м ны
уль
ы
н п
ммы:

Ребенок умеет интонационно выделять заданные звуки в словах,
подбирать слова на заданный звук, делить слова на слоги;

Умеет различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
согласные, звонкие и глухие согласные;

Ребенок умеет концентрироваться при выполнении мыслительных
операций и доводить начатое дело до конца;

Соотносит звук и букву;

Умеет писать печатные буквы;

Читает слова, предложения, небольшие тексты;

Понимает учебную задачу и выполняет ее самостоятельно.
Л н
ны
уль
ы
н п
ммы:
–
развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
–
развиты этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
–
развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах.
М
п м ны
уль
ы
н п
ммы:
–
овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей;
–
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Календарно-учебный график на 2023-2024 учебный год
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Выходные дни

9

Окончание учебного года

Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
1
сентября

Дата
конца
обучения
31 мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных
дней
72

36
72
2
72
17
19
1 сентября
6 ноября
1 января – января
23 февраля
марта
2 мая -1 мая
1 мая
мая -1 мая
31 мая
Количество Режим
учебных
занятия
часов
72
2 занятия
по 2 часа
в неделю
11

2 год

1
сентября

31 мая

36

72

72

2 занятия
по 2 часа
в неделю

Выходные дни
6 ноября
1 января – января
23 февраля
марта
2 мая -1 мая
1 мая
мая -1 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Организация, реализующая Программу, должна обеспечить материальнотехнические условия, позволяющие достичь обозначенные цели и выполнить задачи. В
материально- техническое обеспечение Программы входит следующее оснащение и
оборудование:
Столы и стулья для детей в необходимом количестве, магнитно-меловая доска,
шкафы для хранения пособий и методических материалов;
Раздаточный материал: печатные буквы и слоги, а также канцелярские
принадлежности (цветные карандаши, простые карандаши, бумага А4).
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы «Раннее обучение чтению» на отделении
работает педагог с высшим специальным образованием.
Методические материалы
Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты». осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 1 г.
Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет».
осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 11г.
У. . Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ.
осква: Творческий центр, 2 1 г.
Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для детей 5 - 6 лет
Дидактический комплект «От звука к букве»;
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Применяемые формы и методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всем ее протяжении
и реализации. то дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и
навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На
основе полученной информации педагогвносит соответствующие коррективы в
учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении
диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений. Для отслеживания результатов
предусматриваются формы контроля:
Текущий: оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в
форме наблюдения;
Итоговый (промежуточный) контроль в формах:
-практические работы;
-творческие работы обучающихся.
Самооценка и самоконтроль определение воспитанником границ своего «знания
- незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,
которые еще предстоит решить, в ходе осуществления деятельности. Содержательный
12

контроль, оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с
другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает педагог воспитанникам при
выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность детей
и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
–
поведение воспитанников на занятиях: активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты занятий;
–
результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется, справляются ли дети с этими заданиями самостоятельно.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
«Истоки». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования. ., 2 11.
2.
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования. ., 2 1 .
3.
«Разноцветная планета». Основная образовательная программа дошкольного
образования Под редакцией Е. А. Хамраевой. ., 2 12.
4.
Алексеева . ., Яшина В. И. етодика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. ., 2
.
5.
Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1 5.
6.
Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных
учреждений. ., 1
.
7.
Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? Томск,1 5.
8.
Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. .,1
.
9.
Урунтаева Г А. Дошкольная психология. ., 1999.
10.
Ушакова О. С., Струнина Е. . етодика развития речи детей дошкольного
возраста. ., 2 4.
11.
льконинД. Б. Психическое развитие в детских возрастах. .,1 5.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».