ДООП Логоритмика

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ...................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка ....................................................................................................................3
1.2. Цели и задачи программы ...............................................................................................................6
1.3. Содержание программы ..................................................................................................................6
1.4. Планируемые результаты ..............................................................................................................17
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ .............................................................19
2.1. Календарный учебный график ......................................................................................................19
2.2. Условия реализации программы ...................................................................................................19
2.3. Формы контроля и оценочные материалы ...................................................................................20
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................................22
Приложение 1 ........................................................................................................................................24
Приложение 2.......................................................................................................................................25

2

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности по развитию речи дошкольников «ЛОГОРИТМИКА» (далее Программа).
Актуальность программы.
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения
сочетаются с произнесением специального речевого материала. Актуальность программы
определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи
ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный
эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Логоритмика - это комплексная методика,
включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического
воспитания. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные
функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше
двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны,
формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных
элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов,
поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной
моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи,
ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Программа рассчитана на 2 года обучения и направлена на активизацию речевого развития,
формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительнодвигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и
мелкой моторики; развитие эмоционально-личностных качеств дошкольника: отзывчивость,
различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.
Программа составлена в соответствии с социальным заказом семей воспитанников на
качество, вид, направленность образовательных услуг, полученным в результате анкетирования
родителей, а также следующими нормативными документами:
1.
Федеральный Закон от 2 .12.2 12 г. № 2 3-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 2 . .1
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2 13 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2 25 года (распоряжение
Правительства РФ от 2 мая 2 15 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 сентября 2020
г. № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 2. .3
-2 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23. .2 1 г. №
1 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 2
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от .11.2 1 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2 2 года
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
3

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от ноября 2 1 г. № 1 »;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3. .2 1 №
«Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 1 .11.2 15 № 09-32 2 «О направлении информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 2 . .2 15 № АК-25 3 5 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 2 . 3.2 1 № ВК- 1
«О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
13.
Устав МАДОУ детского сада комбинированного вида № 53 .
Отличительные особенности программы, новизна
Программа направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствование его речи,
овладение коммуникативными навыками, совершенствование двигательных функций и умение
ориентироваться в окружающем мире, что не только помогает решать оздоровительные,
образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи, но и является
профилактикой речевых нарушений.
Программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:
1.Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. В. Филичевой и В. Чиркиной;
2. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой;
3. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском саду»
Н.В. Нищевой;
4. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
5. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т.
А.Куликовской.
6. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3- лет. М., «ТЦ Сфера»,
2 1 г.
7. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми -5 лет. . М., «ТЦ
Сфера», 2 Юг
8. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 313г.
9.Судакова Е.А. Логопедические музыкально — игровые упражнения для дошкольников. СП., Детство-пресс, 2 13 г.
10. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская нота,2
г.
11. Егорова; Методические
пособия
«Стрельниковская дыхательная гимнастика
для детей»
Адресат общеразвивающей программы
Структура занятий по программе отражает возрастные особенности детей, выделяя при этом два
раздела:
I раздел

II раздел

Возраст 3- года

Возраст -5 лет

Каждый раздел соответствует 1 году обучения; вся программа рассчитана на 2-летний срок
обучения. Занятия проводятся в музыкальном или спортивном зале.
Режим занятий:
4

Продолжительность одного академического часа:
для детей 3- лет – 15 минут;
для детей 4-5 лет – 2 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объём общеразвивающей программы:
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество занятия в неделю - 2,
количество детей в подгруппе – 1 , продолжительность 1 занятия:
для детей 3- лет – 2 раза в неделю по 15 минут;
для детей -5 лет – 2 раза в неделю по 2 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Данная Программа полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в
том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание. Очень
важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия
создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических
упражнений.
Занятия логоритмикой представляют собой комплекс различных видов деятельности,
направленных на развитие речи детей дошкольного возраста методами ритмического и музыкальноэстетического воспитания. Ключевым моментом программы является музыка (музыкальная
ритмика), с помощью которой
смоделированы
основные
виды деятельности на
занятиях: дыхательная гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и
музыка, общая и мелкая моторика и музыка.
Программа предусматривает учёт особенностей психофизического развития детей с ОВЗ:
 замедленность темпа работы; упрощение речевого материала в соответствии с
возможностями ребёнка;
 рациональная дозировка содержания дидактического материала;
 поэтапное разъяснение правил игры;
 максимальная опора на чувственный опыт и практическую деятельность ребёнка;
 опора на более развитые способности ребёнка;
 использование дополнительных вспомогательных приёмов и средств: невербальные
средства общения, образцы выполнения заданий.
Форма занятий (подгрупповое). Виды занятий:
-комплексное занятие направлено на синтез различных видов деятельности, в ходе которого
решаются задачи физического, психического, умственного, речевого, нравственного развития;
-игровое занятие- сочетание подвижных игр, игр на развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
Структура занятия по Программе представлена в Приложение 1.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы: мониторинг
(Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В.,
Соломахе Л.С.)

5

1.2. Цели и задачи программы
Цель Программы – создание условий для преодоления речевых нарушений у дошкольников,
путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом, движением и музыкой через
систему логоритмических занятий.
Задачи:
Развивающие задачи:

развивать речевое дыхание;

формирование, развитие и коррекция слухо—зрительно-двигательной координации;

развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи;

развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;

развивать тонкие движения пальцев рук;

развивать фонематическое восприятие;

формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;

формировать грамматический строй и связную речь.
Образовательные задачи:

формировать двигательные умения и навыки;

формировать навык правильного произношения и употребления звуков в различных
формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

развивать пространственные представления;

развивать переключаемость и координацию движений;

учить артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике;

развивать ритмическую выразительность;

развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;

развивать коммуникативные умения и навыки;

воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Оздоровительные задачи:

укреплять костно-мышечный аппарат;

формировать правильную осанку, походку;

развивать координацию движений и моторных функций.
Воспитательные:

воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой;

содействие нравственному, эстетическому воспитанию детей с речевой патологией;

совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
1.3. Содержание программы
Образовательный период осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Количество полных
недель на реализацию программы дополнительного образования в группах с 3 до 5 лет
составляет 3 недель. Мониторинг осуществляется на основе анализа достижения детьми
планируемых результатов освоения программы: мониторинг – с 1 по 13 сентября; итоговый
мониторинг – с 1 по 3 мая.
Программа дополнительного образования рассчитана на следующие возрастные ступени:
вторая младшая группа от 3 до лет
средняя группа от до 5 лет
Распределение нагрузки (продолжительность образовательной деятельности) в неделю в
группах осуществляется следующим образом:
Занятия проводятся во второй половине дня:
для детей 3- лет – 2 раза в неделю по 15 минут.
для детей -5 лет – 2 раза в неделю по 2 минут.
6

Учебный (тематический) план
Календарно-тематическое планирование.
Количество занятий в неделю – 2.
Количество учебных недель – 36.
Количество занятий за учебный год – 72.
1-ый год обучения.
Месяц
Тема
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь
Февраль

Март

Апрель

Май

Всего
занятий

Знакомство. Мониторинг
Приветствия. Мониторинг
Солнышко и дождик.
Тучка.
Осенние подарки. Лес.
Огород.
Сад.
Урожай.
Осенние листья.
Осень в лесу.
До свиданья, птицы!
Холодно!
Зима в лесу.
Снеговик.
Украшаем елочку.
Новый год.
Новогодний праздник в лесу.
Рукавичка.
Кошка и котята.
Котята и щенок.
Птичий двор. Петушок и его семья.
Армейская карусель.
Как снеговики солнце искали.
У бабушки в гостях.
Как цыплята солнце будили.
Как медвежонок весну встречал.
Весеннее солнышко.
Весенняя капель.
Солнышко на ножке (первоцветы).
В траве сидел кузнечик.1
В траве сидел кузнечик.2
Птицы вернулись.
Утренние лучи.
Кораблик.
В гости к нам пришли матрёшки. Мониторинг
Повторение. Мониторинг

Количество
занятий
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72

7

Содержание программы
№пп

Тема занятия

Задачи

1-4

Знакомство. Приветствие.

Формирование динамической
координации движения рук.
Развитие речевого дыхания.
Развивать фонематическое восприятие.

5-6

Солнышко и дождик

Формирование динамической
координации движения рук.
Развитие речевого дыхания.
Развивать фонематическое восприятие.

7-8

Тучка

Развитие темпо-ритмической организации речи.
Развитие ритмической выразительности.
Стимулирование двигательных умений и
навыков.

Содержание
•Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе»
•Двигательное упражнение «быстро-медленно»
•Игра «К нам Коля пришёл…»
•Упражнение на развитие дыхания «Поём
гласные»
•Пальчиковая игра «Прогулка»
•Двигательное упражнение «Ноги и ножки» •Игра
«Прогулка и дождик»
•Упражнение на развитие дыхания «К солнышку»
•Пальчиковая игра «Дружба»
•Ритмическая игра «Капли»
•Шумовой оркестр
•Игра «Прогулка и дождик» •Ритмическая игра
«Прощание с дождем» •Пальчиковая игра
«Прогулка»

8

Осенние подарки

Развитие темпо-ритмической организации
речи.
Развитие ритмической выразительности,
слуха.

9-12
15-16

Стимулирование двигательных умений и
навыков.

13-14 Осень в лесу

17-18
Осенние листья

Развитие чувства ритма.
Развивать координацию движений и
моторных функций.
Формировать пространственные
представления.

Обучать приемам
массажа. Развитие
эмоциональной
выразительности.
Формировать правильную осанку,
походку.

19-20 Человек. Части тела. Развитие эмоциональной сферы,
6
воображения.
Развитие динамической и статистической
координации общих движений.
Расширение активного и
пассивного словаря.

•Упражнение на развитие чувства темпа
«Поезд»
•Пальчиковая игра «Паучок» •Пальчиковая игра
«Осенний букет» •Двигательные упражнения
«Мишки» •Массаж «Грибной дождик»
•Упражнение «Грибы большие и маленькие» •Игра
«Маленький ежик»
•Упражнение на развитие динамического и
ритмического слуха «Поезд»
Двигательные упражнения «Мы ногами – топ-топ-топ»
Динамическая пауза «Ветер»
•Шумовой оркестр
•Упражнение на развитие чувства ритма «Прогулка»
•Танец-игра с листьями •Пальчиковая игра «Осенний
букет»
•Массаж «Дождик»
•Упражнение «Лужа»
•Ритмическая игра «Падают листья»
•Двигательные упражнения «Осенние листочки»
•Упражнение «Грибы большие и маленькие»
•Пальчиковая игра «Осенний букет»
•Танец-игра с листьями
•Упражнение для пальцев «Колечко»
•Пальчиковая игра «Коготки»
«ТУК-ТОК, тук-туки ЗАСТУЧАЛИ ДВЕ РУКИ…» музыка, движение
«У куклы Оли РАНЫ» игра
Игра по стихотворению «Большой велосипед»
*Су-джок
*«Хлопай ...» музыкальная разминка (сидя)

9

21-22 До
свиданья,
птицы!

23-24 Холодно!

Формирование
динамической
координации движения рук.
Развитие речевого дыхания.
Развивать фонематическое восприятие
Развитие темпо-ритмической организации
речи.
Развитие ритмической выразительности.
Стимулирование двигательных умений и
навыков.

25-26
Зима
в лесу
Холодно!

Развитие речевого дыхания.
Развивать переключаемость
артикуляционного аппарата.
Расширение активного и пассивного
словаря.

Танец «Веселые сапожки»
Физкультминутка «Клен»
•Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
•Двигательные упражнения «Перелетные птицы»
Игра «Птички» •Пальчиковая игра «Птички»
•Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»
•Ритмическое упражнение «Снежинки»
•Упражнение на развитие чувства ритма «Падают
снежинки»
•Упражнение «Снег-снежок» •Пальчиковая играмассаж «Пальчик – мальчик»
•Физкультминутка «Метель»
•«Зимняя игра»
•Ритмическое упражнение «Снежок»
•Ритмическая игра «Следы зверей»
•Упражнение на развитие дыхания «Волки»
Игра «Догонялки»
•Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

27-28 Снеговик

Развитие чувства ритма.
Закрепление навыков массажа.
Развитие зрительного восприятия.

29-30
Украшаем елочку

Развитие динамического слуха.
Развитие мелкой моторики.
Укрепление костно-мышечного аппарата.

•Потешка
•Игра «Метелица»
•Массаж «Снеговик» •Физкультминутка
«Попляшите»
•Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и снежинки»
•Физкультминутка «Наша елка»
•Аппликация «Бусы повесили»
•Дидактическая играна развитие динамического слуха
«Колокольчики звенят»
•«Танец с фонариками» •Пальчиковая игра
«Наряжаем елку» •Закличка «Морозушка –
Мороз»
10

31-32 Наступает Новый
год

33-34 Новогодний
праздник в лесу

35-36
Рукавичка

Развитие воображения.
Развивать подвижность, переключать
артикуляционного аппарата.
Формирование грамматического строя
речи.
Развитие эмоциональной сферы,
воображения.
Развитие динамической и статистической
координации общих движений.
Расширение активного и пассивного
словаря.
Развитие динамической и
статистической координации общих
движений.
Расширение активного и пассивного
словаря.
Формирование правильной осанки.
Развитие слуха.

37-38
Кошка и котята

39-40 Котята и щенок

Закрепление навыков массажа.
Развитие зрительного восприятия.

Развивать тонкие движения пальцев рук.
Развивать переключаемость движений.
Развивать зрительное восприятие и
внимание.

•Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
•Игра «Ритмическое эхо»
•Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки»
•Танец кукол
•Игра «Прятки»
•Игра «Колпачок»
•Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
•Пьеса «На машине» •Ритмическая игра
«Следы» •Стихотворение «Дед Мороз»
•Двигательные упражнения «Лесные гости» •Игра
«Заморожу»
•Закличка «Морозушка – Мороз»
•Потешка
•Ритмическая игра «Зайка»
•Танец «Снежок»
•Игра «Зайцы и волк»
Танец мишек

•Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
•Дидактическая игра на развитие слуха
«Кошка и котенок»
•Массаж тела «Заболела кисонька»
•Ритмическая игра «Цапки»
•Игра «Киса и мыши»
•Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
•Потешка
•Игра «Киса и мыши» •Игра с собачкой
•Ритмическая игра «Котенок и щенок» •Потешка
«Кисонька-мурысонька»

11

•Потешка «Петушок»
•Двигательное упражнение «Петушиная семья»
Игра «Куры и петух»
•Ритмическая игра «Курочки»
•Упражнение «Цыплята»
•Игра «Курочка, цыплята и кошки» •Стихотворение
45-46
Развитие эмоциональной сферы,
•Упражнение
«Машины»
«Храбрый
цыпленок»
•Ритмическая игра «Кто как
воображения.
•Физкультминутка «Эй, лошадка» •«Игра с
Армейская карусель Развитие динамической и
ходит»
лошадкой»
статистической координации
•Упражнение на развитие дыхания «Гудок»
общих движений.
•Пальчиковая игра «Капитан» •Стихотворение
Расширение
активного и слуха.
пассивного словаря. •Потешка
47-48 Как снеговики
Развитие
динамического
«Самолет»
Развитие мелкой моторики.
•Массаж
«Снеговик»
•Игра «Космонавты»
солнце искали
Укрепление костно-мышечного аппарата.
•Физкультминутка
«Снежная баба» •Ритмическая
•Аппликация «Флажок»
игра «Шагают снеговики» •Ритмическое упражнение
«В лесу» •Игра «Ритмическое эхо» •Двигательное
упражнение
•Игра «Зайка»
49-50
Формирование восприятия отношений Двигательные упражнения «В гости к бабушке»
•Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»
У бабушки в гостях между предметами в пространстве.
•Ритмическое
упражнение «Ладушки ладошки»
Формирование двигательных умений.
•Игра «Киса и мыши»
Развитие слухового внимания и памяти.
•Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
•Ритмическая игра «Оркестр»
41-44

Птичий двор

Развивать тонкие движения пальцев рук.
Развивать переключаемость движений.
Развивать зрительное восприятие и
внимание.

Развитие чувства ритма.

51-52

Как цыплята солнце Развитие динамического слуха.
будили

Закрепление навыков самомассажа.

•Упражнение на развитие чувства ритма
«Цыплята»
•Пальчиковый массаж «Сорока» •Двигательные
упражнения «Зайчик» •Ритмическая игра
«Сапожки»
•Дидактическая игра на развитие динамического слуха
«Тихие и громкие звоночки»
•Закличка «Солнышки»
•Пальчиковая игра «Мама»
12

53-54 Как медвежонок
весну встречал

55-56
Весеннее солнышко

Развитие эмоциональной сферы,
воображения.

Музыка весны «Песня весны» (браслеты на правой руке)
«Солнышко-тучка»-самомассаж
Дыхательная и артикуляционная гимнастика:
Развитие динамической и статистической
«Игра «Ах, какие ложки…» (зайка, мишка, ложки)
координации общих движений.
К нам весна красна пришла…»
«Кап, кап, кап весна стучится…» музыка (клавесы,
Расширение активного и пассивного словаря.
колокольчики)
•Упражнение «Солнышко»
•Игра на развитие мимических движений
«Солнышко»
•Игра «Солнышко»
•Двигательные упражнения «Солнечные зайчики»
•Ритмическая игра «Сосульки» •Игра
«Щенок Митрошка» •Пьеса «Ну-ка,
веселее!»
•Игра «Скворушка»
•Пальчиковая игра «Большие и маленькие»

Развитие эмоциональной сферы,
воображения.
Развитие динамической и статистической
координации общих движений.
Расширение активного и пассивного
словаря.

57-58 Весенняя капель

Формирование
восприятия отношений
между предметами в пространстве.
Формирование двигательных умений.
Развитие слухового внимания и памяти.

59-60 Солнышко на ножке Развивать тонкие движения пальцев рук.
Развивать переключаемость движений.
Развивать зрительное восприятие и
внимание.

•Упражнение на растяжение мышц «Потягушки»
•Детская пестушка
•Закличка «Солнышко» •Ритмическая
игра «Капель» •Игра «Воробей»
•Игра «Я бегу, бегу, бегу»

Музыка весны «Песня весны» (ветрячки )
Пальчиковое упражнение.
К нам весна –красна пришла…
«Кап, кап, кап весна стучится…» музыка (клавесы,
колокольчики)
Пальчиковая гимнастика«Выйди, выйди, солнышко»
Психогимнастика (под музыку) «Пригрело солнышко
землю»

13

61-64 Весеннее солнце,
капель.

Развивать тонкие движения пальцев рук.
Развивать переключаемость движений.
Развивать зрительное восприятие и
внимание.

65-66 Птицы вернулись

Закрепление навыков самомассажа.
Развитие артикуляционной моторики.
Ориентировка в пространстве.

Развитие речевого дыхания.

67-68
Утренние лучи

69-70
Кораблик

Ориентировка в схеме собственного тела.
Развитие мимических мышц,
эмоциональной сферы.

Формирование
восприятия
отношений между предметами в
пространстве.
Формирование двигательных умений.
Развитие слухового внимания и памяти.

71-72
В гости к нам
пришли матрешки

Развивать тонкие движения пальцев рук.
Развивать переключаемость движений.
Развивать зрительное восприятие и
внимание.

Музыка весны «Песня весны» (ветрячки )
«Ручеёк» бег под музыку (медленно-быстро)
Пальчиковое упражнение.
«К нам весна –красна пришла…»
Психогимнастика
«Дождик начинается»
Динамическое упражнение на
развитие чувства ритма
«Добрый день…»
Музыка весны. Речь с движением
Песня «ВОТ ПЛЫВЁТ КРОКОДИЛ»
«Зарядка» Данько В.
Игра «СОЛНЫШКО, ВЫХОДИ» (О.Воеводина)
•Ритмическая игра «Курочки»
•Пальчиковая игра «Цветы»
•Дыхательное упражнение с цветами
•Пестушка «Хамочек»
Упражнение
«Потягушки»
•Массаж тела «Умывание» •Пальчиковая
игра «Ладушки»
•Упражнение «Цыплята» •Упражнение
«Плавный подъем рук» •Ритмическая игра
«Лягушки»
•Игра «Ну-ка, зайка» •Закличка
«Солнышко»
•Дыхательное упражнение «Ветер» •Игра
«Корабль пришел»
•Игра «Бубен»
•Игра «Карусель»
•Игра «Матрешки и мышки»
•Танец «Мы – матрешечки»

14

2 год обучения
Тема занятий

Примерный материал
Осень

Ритмика,
моторика,
подвижные игры, музыка для
разминки

Спортивный
марш,
И.И.Дунаевский;
«Трик-трак»,
И.Штраус,
музыка
из
мультфильма
«Огуречик»,
«Яблочко»,
Е.,
С.
Железновы в
сб.«Азбука потешка».
«Звери»
в
сб.
«Логопедические распевки»,
Л.Гаврищева, Н.Нищева.

Гимнастика

«Медвежонок»,
в
сб.
логопедическая
ритмика
в
О.Родионова, Ю.Полозова

«Фонетическая
и
ДОУ»,
Н.Микляева,

«Лошадка», «Покажите зубки», в
Г.А.Волкова.

кн.

1.Артикуляционная
гимнастика
2. Гимнастика для дыхания

Мелкая моторика

Озвучивание сказок, игра
на
музыкальных
инструментах

Музыка для слушания и
творческих заданий

Ритмика,
моторика,
подвижные игры
Гимнастика
1.Артикуляционная
гимнастика
2. Гимнастика для дыхания

«Логоритмика»,

№ 1 из «Комплекса дыхательной гимнастики для
дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для дыхания
- в положении сидя», А.Стрельникова.
«Сорока-ворона», народная
потешка
в
сб.
«Ладушки», О.Крупенчук.
«Играем на дудочке»,
народная попевка; «Снежинки-пушинки», - в сб.
«Логоритмика
в детском саду»,
М.Гоголева.
«Сортируем пуговки», из сб.«3
3минутных игр для
детей», Д.Силберг.
«Зима в лесу» - народная сказка, сб. «Сказочкишумелки», Е., С. Железновы.
«Дождик», обр. Ю.Слонова в сб. «Музыка в
детском
саду:
старшая
группа»,
Н.Ветлугина,
И.Дзержинская, Л.Комиссарова.
«Шутка» из Сюиты B-dur, И.С.Бах. «Прогулка»,
М.Мусоргский. «Колыбельная» в сб. «Ав-ав и Мяумяу»,
Е.,С.Железновы.
«На
тройке»
«Времена года», П.Чайковский, и др.
«Калинка», «Коробейники» - народные плясовые
мелодии.
Весна
«Сосульки» - народная игра-потешка, «Котятки»,
О.Салдина. «Ножки и ладошки», «Солдатик» - в сб.
«Речь и моторика», Ю.Соколова.
«Озорные
бровки»,
«Надуваем
щѐчки»
в
сб.
«Логоритмика»,
О.Новиковская.
«Часики»,
«Трубочка», в кн. «Логоритмика», Г.А.Волкова. №3 из
«Комплекса
дыхательной
гимнастики
для
дошкольников», О.П.
Главтузова. «Гимнастика для дыхания в положении сидя»,
А.Стрельникова.

15

Мелкая моторика

Игры - шнуровки (М.Монтессори).
Пальчиковая гимнастика, игры: «Избушка»,
«Осьминог», - в сб. «Мелкая моторика: гимнастика для
пальчиков», Т.Ткаченко. «Весѐлые гуси» -народная
попевка, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская.

Озвучивание сказок, игра
на
музыкальных
инструментах

«Два барана» - народная сказка.
«Пришла весна» в сб. «Сказочки-шумелки», Е., С.
Железновы. «Бубен и погремушка», сб. «Музыка в детском
саду: старшая группа», Н.Ветлугина, И.Дзержинская,
Л.Комиссарова.

Музыка для слушания и
творческих заданий

«Куй,
куй, ковалѐк», в сб.«Азбука-потешка» С.Железнов. «Приди, весна, скорее», В.А.Моцарт.
«Смелый наездник», Р.Шуман. «Танец эльфов»», Э.Григ.
«Птичий двор», М.Мусоргский. «Ой, лопнул обруч»,
«Рябина» - народные мелодии.
Лето

Ритмика,
моторика,
подвижные игры

Гимнастика
1 .Артикуляционная
гимнастика
2. Гимнастика для дыхания

Мелкая моторика

Озвучивание сказок, игра на
музыкальных инструментах

Музыка для слушания и
творческих заданий

«Танец
червяков»,
- в сб. «Аэробика
для
малышей», Е., С. Железновы. «Кот и мышь», в сб.
«Логоритмика»,
О.Новиковская.
«Кружиськружись»
«Весѐлые
уроки»,
Е.,
С.
Железновы.
«Лошадка», «Куколка», в сб. «Логоритмика», Г.А.Волкова.
«Медвежонок»,
в
сб.
«Фонетическая
и
логопедическая
ритмика
в
ДОУ»,
Н.Микляева,
О.Родионова, Ю.Полозова
№
из «Комплекса дыхательной гимнастики для
дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для дыхания
в положении сидя», А.Стрельникова.
Упражнения с мозаикой: «Солнышко», в кн.
«Когда ребѐнок сводит вас с ума», Ле Шан. Пальчиковая
гимнастика:
«Апельсин»,
в сб. «Песенки и игры
с
пальчиками»,
Е.и
С.Железновы.
«Посчитаем
пальчики», «Раз-два-три» - народные игры-потешки.
«Лисичка-сестричка и скалочка» - народные сказки;
«День рождения», сб. «Сказочки-шумелки», Е., С.
Железновы.
«Дождик»,
югославская
народная
мелодия, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская.
«Шопен»,
«Кьярина»,
Р.Шуман;
народные
мелодии - «Я на горку шла...» и др.; «Из глубин души
взываю к тебе, Господь», И.С. Бах; «Вальс цветов»,
Симфония №5,1ч.,
П.Чайковский; «Мельник
и ручей», Ф.Шуберт.

16

1.4. Планируемые результаты
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе
можно считать следующее:
Метапредметные результаты:
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
•Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая
педагогу. Понимать сущность заданий, общаться в диалоге с педагогом.
•Формировать навык сочетания элементов гимнастики для дыхания с
произнесением звуков.
Навыки и умения, развиваемые на 2-ом году обучения.
•Развивать
коммуникативную,
регуляторную,
инструктивную,
когнитивную, номинативную функции речи; Осваивать общение в диалоге. Уметь
правильно и ритмично выполнять движения в музыкально образных играх и гимнастике
(по подсказке педагога).
•Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений.
Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать
суть заданий, общаться в диалогах с педагогом.
•Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном
задании и подчинять этому свои движения.
•Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
•Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков,
слогов, слов.
Предметные результаты:
К концу 1 года обучения дети должны уметь.
•Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за
педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. Уметь
расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом. Уметь
произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом.
•Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в
музыкально-образных играх и гимнастике.
•Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия
музыкальному и речевому ритму.
•Уметь
извлекать
звук
на
музыкальных
инструментах:
бубны,
погремушки; знать их названия и тембры.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
•Учиться выполнять
музыкально-мимические
упражнения,
элементы
гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
•Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чѐтком и
синхронном движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
•Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной
гимнастике, подражая педагогу.
•Развивать умение подчинять движение музыке.
Навыки и умения, развиваемые на 2-ом году обучения. Музыка и общая моторика.
•Учиться осознавать границы своего тела, выполняя элементы «самомассажа» в
музыкально-ритмических и песенных формах.
Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться
и расслабляться) в музыкальной гимнастике и музыкальных играх-отождествлениях.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).
•Уверенно работать по пальчиковым прописям в заданном музыкой темпо- ритме.
•Выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр по
подсказке педагога;
•Петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
•Учиться выполнять
музыкально-мимические
упражнения,
элементы
17

гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
•Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чѐтком и
синхронном движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
•Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной
гимнастике, подражая педагогу.
•Формировать навык сочетания элементов гимнастики для дыхания с
произнесением звуков.
•Развивать умение подчинять движение музыке.
•Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и
подчинять действия музыкальному и речевому ритму. Уметь извлекать звук из
музыкальных и шумовых инструментов: погремушек, бубнов, гудочков и губных
гармошек, знать их названия и тембры.
Личностные результаты:
 владеть предпосылками учебной деятельности: уметь работать по правилу и по
образцу, уметь слушать взрослого и выполнять его инструкции;
 проводить ассоциативные связи при работе с пальчиковыми прописями.
 воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности
за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей;
 воспитание бережного отношения к природе, животным;
 воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям
народов России, родного края, труду людей.

18

2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Образовательной программы дополнительного образования «ЛОГОРИТМИКА»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь
Февраль

Март

Апрель

Май

Всего

Неделя
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

2 младшая группа
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
1 5 мин

Средняя группа
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
мин
1
мин

2.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации Программы создаётся подходящая образовательная среда.
Образовательная среда, спроектированная для детей дошкольного возраста, отличается
гибкостью и возможностью трансформировать предметное пространство педагогически
ценным коммуникативным содержанием, адекватными возрасту методами и приёмами
развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех участников образовательного
процесса и поликультурным характером используемых материалов.
В реализации Программы участвуют педагоги дополнительного образования, которые
имеют высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное
образование
и
дополнительное

профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без
предъявления требований к стажу работы.
Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные направления
развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребёнка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их
творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание
учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научнотехнической, эстетической, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;
программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских
коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения,
реализации компетентностного подхода.
Материально-техническое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание данной Программы
предполагают наличие специального учебного кабинета - кабинета дополнительного
образования.
Для занятий по Программе необходимы следующие средства и материалы:
 Зеркала для индивидуальной работы;
 Шкафы для пособий;
 Ноутбук, колонка и флеш-диск c записью музыкального сопровождения к занятиям;
 Музыкальные инструменты;
 Сказочные персонажи (куклы, мягкие, резиновые игрушки);
 Учебно-методические пособия, игрушки, кубики;
 Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной
воздушной струи (трубочки для коктейля, стаканчики пластиковые);
 Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики
(шишки, грецкие орехи, слаймы, Поп-ит, тесто);
 Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики.
 Пальчиковый театр;
 Природные материалы (камешки, ракушки и др.); простой карандаш, цветные
карандаши, восковые мелки, аудио- и видеозаписи, тексты художественных
произведений, иллюстрации, музыкальные записи, «Учимся говорить» интерактивная
игра-диск, «Музыкальные обучалочки»-весёлая логоритмика по Е.Железновой (1, 2, 3,
CD диск), «Речедвигатель» - развивающие задания для малышей (МЕРСИБО.РУ),
альбомы, плакаты и др.
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Характеристика оценочных материалов
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития
детей. Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния
слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной
моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении
планов
логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное
исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений
состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой
Н.В., Соломахе Л.С. Приложение 2
Критерии: Слуховое внимание:
20

1.Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2.Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди,
сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве:
1.Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за
правильное выполнение.
2.Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики:
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала
по показу педагога, затем по словесным указаниям.
Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
•силу движений,
•точность движений,
•темп движений,
•координацию движений,
•переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики:
1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка,
кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2.Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
Оценка от 1 до 3-х.
3.Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру
«Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов. .Переключение от одного
движения к другому.
•«Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).
По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
•Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
•Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.
По 1 баллу.
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» Ребенку предлагают превратиться в
попугайчика. Попугай, попугай, Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.
•Для детей 3 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима,
колобок).
• - 5 лет – из слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
-Детям 3 - лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны,
вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед)
-4 -5 лет – серия из (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу. Уровни освоения программы:
•Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают
затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
•Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении
заданий,
иногдаприбегают к
помощи
взрослого, объем
запоминаемого материала снижен.
•Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого,
допускают значительные ошибки.
21

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федеральный Закон от 2 .12.2 12 г. № 2 3-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 2 . .1
№ 12 -ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2 13 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2 25 года (распоряжение
Правительства РФ от 2 мая 2 15 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 сентября
2 2
г. № 2
«Об утверждении санитарных правил СП 2. .3
-2
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23. .2 1 г.
№
1
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 2 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от .11.2 1 г. № 1
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2 2
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от ноября 2 1 г. № 1 »;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3. .2 1 №
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 1 .11.2 15 № 09-32 2 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 2 . .2 15 № АК-25 3 5 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 2 . 3.2 1 № ВК- 1
«О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»);
13.
Устав МАДОУ детского сада комбинированного вида № 53 .
Литература, используемая при составлении программы
1. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» 2004.-№2- с.5
2. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников Г.И. Анисимова.Ярославль: Академия развития, 2 5.- с.
3. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы Е.А. Аркин.-М.: «Просвещение»,1 .- 5 с.
4. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками,
страдающими общим недоразвитием речи Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.:
КАРО, 2 5 .- 1 с.
22

5. Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс,
2001.
6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М. Просвещение, 2
.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2001.
8. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3- лет. М.: ТЦ Сфера, 2 5.
9. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. –
М.: ТЦ Сфера, 2
.
10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство
ГНОМ и Д», 2
.
11. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2 2.
12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
13. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2 3.
Литература для обучающихся и родителей
1. Асеева И. «Стихи-болтушки»- ИД «Литера», 2 23.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. 2
.
3. Османова Г.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков»
(3- года) .- СПб.:КАРО, 2 13

23

Приложение 1
Структура занятия
Основные требования проведения занятий с детьми в ходе реализации данной
Программы:
 последовательность;
 повторяемость;
 доступность;
 эмоциональность;
 создание единых игровых ситуаций.
Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, непосредственность его восприятия
облегчают поставленную задачу.
Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических
занятий необходимо следующее:
 тесный контакт воспитателя и музыкального руководителя;
 тесный контакт педагогов и родителей.
(Е.Кузнецова, А.Е. Воронова, М.Ю.Картушина) структура занятия, состоящая из трех
частей: подготовительной, основной и заключительной.
I водная часть (от 3 до 5 минут) включает в себя:

 различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма
движений;

 упражнения на ориентировку в пространстве;
 упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.
II основная часть (от 1 до 15 минут) включает в себя:









развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
упражнения на развитие внимания, памяти;
упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
упражнения на развитие координации речи с движением;
упражнения на развитие координации пения с движением;
слушание музыки для снятия напряжения;

игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть (от 3 до минут) включает в себя:

 упражнения на восстановления дыхания; - спокойные виды ходьбы;
 упражнения на релаксацию;
 оценку деятельности ребенка.

24

Приложение 2
Сводная таблица результатов обследования детей
Возраст детей:_______________

№
п\п Ф.И. Ребенка

Группа

Слуховое

Слухоречевая

Двигательная

Общая

Мелкая

Ориентировка Итог Итог

внимание

память

память

моторика

моторика

в
пространстве

№
сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

1
2

№

3
4
5
6
7
8
9
10

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».