1 СОДЕРЖАНИЕ 1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .........................................................................................3 1.1. Пояснительная записка ..........................................................................................................3 1.2. Цели и задачи программы ......................................................................................................5 1.3. Содержание программы .........................................................................................................6 1.4. Планируемые результаты ....................................................................................................12 2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...................................................13 2.1. Календарный учебный график ............................................................................................13 2.2. Условия реализации программы .........................................................................................14 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .....................................................15 Характеристика оценочных материалов ...................................................................................15 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................................15 Приложение 1...............................................................................................................................17 2 1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности по развитию речи дошкольников «ЛОГОПЕД И Я» (далее - Программа). Актуальность разработки дополнительной общеразвивающей программы «Логопед и Я» выражается в анализе реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети младшего и среднего дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой, лексико-грамматической стороной родного языка и связной речью. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к успешному усвоению образовательной программы ДОУ, в том числе, из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Предпосылки для дальнейшего успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха - фонематического восприятия, развития лексико-грамматической стороны и связной речи. Программа составлена в соответствии с социальным заказом семей воспитанников на качество, вид, направленность образовательных услуг, полученным в результате анкетирования родителей, а также следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 2 .12.2 12 г. 2 3-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24. .1 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2 13 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2 25 года (распоряжение Правительства РФ от 2 мая 2 15 г. 6-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 сентября 2 2 г. 2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364 -2 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ инистерства образования и науки Российской Федерации от 23. .2 1 г. 16 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ инистерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5. 5.2 1 2 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ инистерства просвещения Российской Федерации от .11.2 1 г. 1 6 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ инистерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2 2 года 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом инистерства просвещения Российской Федерации от ноября 2 1 г. 1 6»; 9. Приказ инистерства просвещения Российской Федерации от 3. .2 1 46 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 3 10. Письмо инобрнауки России от 1 .11.2 15 -3242 «О направлении информации» (вместе с « етодическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо инобрнауки России от 2 . .2 15 АК-2563/ 5 «О методических рекомендациях» (вместе с « етодическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 12. Письмо инобрнауки России от 2 . 3.2 16 ВК-641/ «О направлении методических рекомендаций» (вместе с « етодическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ инистерства общего и профессионального образования Свердловской области от 3 . 3.2 1 г. 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2 35 года». 14. Устав АДОУ – детского сада комбинированного вида 53 . В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования звукопроизношения, фонетикофонематической, лексико-грамматической стороны и связной речи детей 3 - лет. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. Отличительные особенности программы, новизна Программа направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствование его речи, овладение коммуникативными навыками, совершенствование двигательных функций и умение ориентироваться в окружающем мире, что не только помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи, но и является профилактикой речевых нарушений. Рабочая программа базируется на основных положениях программ и методических пособий: – Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной; «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой; «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичева, Г. В.Чиркина, Т. В. Туманова., С. А. иронова, А. В. Лагутина; – Тренажер «Обучение грамоте для детей 5- лет»; – Тренажер «Логопед и Я»; – Н.Е. Ильякова «Звуки С, З, Ш, Щ, Ж, Ч, Л, Р. Я вас различаю. Настольные логопедические игры для детей 5- лет»; – Логопедическое лото «Говори правильно»; – О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет». Адресат общеразвивающей программы Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. К 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто. Но речь некоторых детей может отличаться недостатками звукопроизношения. Первая причина - недостаточное развитие движений органов артикуляционного аппарата: языка, 4 губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Вторая причина - недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук. Ре им занятий: Продолжительность одного академического часа: для детей 3-4 лет – 15 минут. для детей 4-5 лет – 2 минут. для детей 5-6 лет – 25 минут. для детей 6- лет – 3 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Объём общеразвивающей программы: Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия. Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности. Количество занятия в неделю - 2, количество детей в минигруппе – 2, продолжительность 1 занятия: для детей 3-4 лет – 2 раза в неделю по 15 минут. для детей 4-5 лет – 2 раза в неделю по 2 минут. для детей 5-6 лет – 2 раза в неделю по 25 минут. для детей 6- лет – 2 раза в неделю по 3 минут. Для логопедической работы во время минигрупповых занятий 2 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в минигруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав минигрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Особенности организации образовательного процесса Форма реализации образовательной программы: модульная. Формы организации обучения: индивидуальная, минигруппы. Вид занятий беседа, практическое занятие. Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы мониторинг (речевая карта). 1.2. Цели и задачи программы Рабочая программа по дополнительной логопедической услуге является помощником в работе по исправлению нарушения звукопроизношения. Цель программы обеспечение системы средств и условий для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, которым не оказывается логопедическая помощь в условиях логопедического пункта ДО, обеспечение полноценного речевого и психического развития. Задачи программы – развивать и уточнять у детей основных движений органов речи посредством артикуляционной гимнастики; – развивать речевое дыхание; – постановка неправильно произносимых звуков; 5 – автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи; – развивать фонематический слух и просодические компонентоы речи; – дифференцировать звуки на слух и в собственной речи; – развивать у дошкольников мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики, самомассажем кистей рук. 1.3. Содер ание программы Учебный план Образовательный период осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Количество полных недель на реализацию программы дополнительного образования в группах с 2 до лет составляет 36 недель. ониторинг осуществляется на основе анализа достижения детьми планируемых результатов освоения программы: мониторинг – с 1 по 13 сентября; итоговый мониторинг – с 1 по 3 мая. ониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится без прекращения образовательного процесса. Программа дополнительного образования рассчитана на следующие возрастные ступени: вторая младшая группа от 3 до 4 лет средняя группа от 4 до 5 лет старшая группа от 5 до 6 лет подготовительная группа от 6 до лет Распределение нагрузки (продолжительность образовательной деятельности) в неделю в группах осуществляется следующим образом: Занятия проводятся во второй половине дня: для детей 3-4 лет – 2 раза в неделю по 15 минут. для детей 4-5 лет – 2 раза в неделю по 2 минут. для детей 5-6 лет – 2 раза в неделю по 25 минут. для детей 6- лет – 2 раза в неделю по 3 минут. Учебный (тематический) план Цель развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников. Задачи Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционной помощи в области развития речи. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком. Привитие детям навыков коммуникативного общения. Систематическое проведение необходимой коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий. Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению. Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье). Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями. Цель индивидуальных занятий - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. При 6 этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.); Задачи индивидуальных видов деятельности – развитие артикуляционного праксиса; – проведение фонационных (голосовых) и дыхательных упражнений; – уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях; – вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков; – первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях. Содер ание индивидуальных занятий – нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях, например обучение самомассажу лица); – нормализация артикуляционной моторики; – нормализация голоса (при дизартриях); – нормализация речевого дыхания; – нормализация просодики; – развитие мелкой моторики; – уточнение произношения и постановка звуков; – автоматизация уточненных или поставленных звуков. Задачи и содер ание мини групповых занятий – закрепление навыков произношения изученных звуков; – отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков; – дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетико-фонематическом недоразвитии речи I. Подготовительный этап. Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков. II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. 1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: по подражанию, механический, смешанный. Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме: свистящие С, 3, Ц, С', 3' шипящий Ш соноры Л, Л' шипящий Ж соноры Р, Р' шипящие Ч, Щ Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. 2. Автоматизация поставленных звуков проводится в следующей последовательности: 1) изолированное произношение; 2) в слогах; 7 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. 3. Дифференциация: 1) изолированных звуков; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Этот этап подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи. Количество занятий на каждом этапе зависит от индивидуальных особенностей ребёнка Примерное перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению. сроки № Содер ание Развитие артикуляции, Развитие речевого дыхания моторики мелкой п/п . Исправление I сигматизмов свистящих звуков (межзубные,боковые, призубные, смягчение. парасигматизмы) Сентябрь1 Постановка звука Учить удерживать язык за Пальчиковая Октябрь «С» нижними зубами; гимнастика: упражнять в выдувании «Осенние листья», тонкой холодной струи «Осенний букет», воздуха вниз; «Капустка». контролировать положение Самомассаж губ (улыбка). пальчиков. Комплекс упражнений для свистящих «Забор»-«Окно» -« остик»- «Забор» «Холодный ветер» . Октябрь2 Ноябрь Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Автоматизац ия зв. «Сь». Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами. Дыхательное упр«Листопад». Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в шейки нижних зубов. Пальчиковая гимнастика: «Пальцы дружная семья». . Ноябрь3 Декабрь Постановка звука «Ц» Учить воспроизводить П.г. «Вот ладошкаслияние «тс» очень кратко и вот кулак», «Идет по быстро. парте человек». Следить за положением губ 8 и языка. Автоматизация Дыхательное упр. «Вьюга». звука «Ц» в слогах, словах, предложениях. Учить включать голос при Постановка и произнесении звука «С». автоматизация Дыхательное упр. звука «З» в слогах, «Комарик». словах, предложениях. Исправление сигматизмов шипящих звуков (боковые ,призубные, межзубные, парасигматизмы) I I Декабрь4 Постановка звука «Ш». Январь Автоматизация звука «Ш». . Дифференция звуков «С, Сь,Ц, З, Зь». . II . Январь5 Февраль Постановка и автоматизация звука «Ж». Учить удерживать язык «чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ (вытянуты вперёд. округлены) Комплекс упражнений для шипящих: «Забор» - «Окно» « остик»-«Лопата» «Лопата копает» — «Вкусное варенье» -«Фокус» -«Теплый ветер». П.г «Ёлочка», «Зима». Учить включать голос при П.г.: «Ёлочка», произнесении звука «Ш». «Снеговик», « ы во Комплекс упражнений для двор пошли гулять» шипящих: «Забор»- «Окно»- « остик» - «Лопата»-«Лопата копает» -«Вкусное варенье» «Фокус» - «Теплый ветер». Дыхат. упр-е «Вьюга». Исправление I ламбдацизмов (боковые, губные, мягкие, межзубные, параламбдацизмы). Январь Постановка звука Учить удерживать язычок Повторение. «Л». на « бугорке « за верхними зубами. Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) «Забор» -Окно» - « остик» -«Лопата»- «Пароход» «Пароход гудит». Дыхат. упр.: «Ветерок» Февраль 6 Автоматизация Кончик широкого языка Повторение. звука «Л». упирается в верхние зубы. 9 Постановка и автоматизация звука «Ль». Звуки «Л-Ль». Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы. Закреплять умение быстро Дифференциация переключаться с одной звуков «З-Ж, Сартикуляционной позы на Ш». другую. Удерживать язык за Подготовительные верхними зубами «Грибок», упражнения к «Лошадка». «Дятел». постановке звука «Р». Исправление I ротацизмов (горловые, боковые, одноударные, параротацизмы). V . Февраль7 арт Постановка звука «Р». . 8 артАпрель Автоматизация звука «Р». Постановка и автоматизация звука «рь». Постановка и автоматизация звука «Ч». Постановка и автоматизация звука «Щ». 9 ай . Дифференциация звуков «Р-РЬ, Р-Л, ть-ч». Закрепление правильного произношения всех звуков в свободной речи Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция): «Забор»- «Окно»« остик»- «Парус»«Цокает лошадка» « олоток» «Дятел» «Пулемет». Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол. Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. Учить образовывать смычку кончика языка с верхними дёснами. Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. П.Г. «Весна», « амин день». Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. П.г. «Насекомые», «Птицы». П.г. «Весенние цветы». Структура логопедического занятия 10 . № Название п/п 1 Структура индивидуального логопедического занятия. 2 3 4 Содер ание 1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения по тренировке губ; упражнение по тренировке нижней челюсти; упражнения для тренировки языка. 2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов. 3. Упражнения по развитию речевого дыхания. 4. Упражнения по развитию мимической выразительности. 5. Упражнения по формированию речевого голоса. 6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи. . Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия. . Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка. . Коррекция нарушения слоговой структуры слова. 10. Формирование лексико-грамматических представлений. 11. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. 1. Оргмомент с элементами психотерапии. Структура 2. Артикуляционная гимнастика: логопедического общие артикуляционные упражнения; занятия по специальные артикуляционные движения; постановке упражнения на развитие силы голоса и воздушной звука. струи. 3. Постановка звука. 5. Анализ артикуляции по плану. 6. Закрепление изолированного звука. . Развитие фонематического слуха: опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам; опознание из слогов; опознание из слов. .Итог занятия, домашнее задание. 1. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого Структура логопедического звука. 2.. Произношение изолированного звука. занятия по 3. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм: автоматизации • губы, звуков. • зубы, • язык, • воздушная струя. 4. Закрепление звука в слогах, словах, предложениях, тексте. 5. Итог занятия, домашнее задание. 1. Орг. момент с элементами психотерапии. Структура 2. Артикуляционная гимнастика – планируются только логопедического занятия по самые основные упражнения – моделирующие главные 11 5 дифференциации артикуляционные движения того и другого звука. 3.. Проговаривание изолированно звуков, которые звуков. отличаются 4. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции. 5. Характеристика звуков. 6. Развитие фонематического слуха. . Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. . Итог занятия. 1. Орг.момент с элементами психотерапии. Структура 2. Общее расслабление (по мере необходимости). логопедического 3. Развитие общей моторики. занятия при 4. Развитие мелкой моторики. дизартриии. 5. ассаж лица. 6. Развитие мимических мышц. . Развитие артикуляционной моторики (для выработки условно-рефлекторных движений). . Работа над развитием дыхания и голоса . Коррекция звукопроизношения. 1 . Формирование лексико-грамматической стороны речи. 11. Домашнее задание. 12. Итог занятия. 1.4. Планируемые результаты Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее: Метапредметные результаты – умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; – умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; – придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; – самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры; Предметные результаты – ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: – умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; – умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию; – понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; – умеет фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; – правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; – владеть навыками диалогической и монологической речи; – оформляет грамматически правильно самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; – умеет пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать); 12 – владеет элементарными графическими навыками; – владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Личностные результаты – владеет предпосылками учебной деятельности: умеет работать по правилу и по образцу, умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции. 2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1. Календарный учебный график Образовательной программы дополнительного образования «ЛОГОПЕД И Я» Неделя 2 младшая группа Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль арт Апрель ай 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин мин Средняя группа 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин Старшая группа 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин 5 мин Подготовительная группа 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 6 мин 13 3 4 Всего 3 мин 3 мин 1 5 мин 4 мин 4 мин 14 мин 5 мин 5 мин 1 5 мин 6 мин 6 мин 21 мин 2.2. Условия реализации программы Для успешной реализации Программы создаётся подходящая образовательная среда. Образовательная среда, спроектированная для детей дошкольного возраста, отличается гибкостью и возможностью трансформировать предметное пространство педагогически ценным коммуникативным содержанием, адекватными возрасту методами и приёмами развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех участников образовательного процесса и поликультурным характером используемых материалов. К условиям реализации Программы относится организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря на занятиях. В образовательном пространстве ребёнка (помещении для занятий) выделяются такие зоны активности детей, как: игровая; познавательная; проектная. В игровой зоне, имеющей свободное пространство с мягким покрытием пола, организуются различные виды игровой активности, в том числе с предметами, элементами соревнований и игры по правилам. В познавательной зоне, объединяющей минигруппы детей для общей познавательной активности, дошкольники вместе слушают объяснения педагога, выполняют упражнения на практике, воспринимают на слух и зрительно литературный, фольклорный, поэтический, изобразительный и анимационный материалы. В проектной зоне, объединяющей детей в минигруппы, воспитанники участвуют в проектной активности с характерными для неё заданиями наклеивания, раскрашивания, рисования, комбинирования, конструирования, творчества (например рисование на песке), выполняют тренировочные и занимательные задания различного типа. В реализации Программы участвуют педагоги дополнительного образования, которые имеют высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребёнка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода. Методические материалы Пальчиковые бассейны с разными наполнителями. Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа. 14 Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи. Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики (Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные мячики, массажные коврики). 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Характеристика оценочных материалов Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профессиональной коррекции речевых отклонений. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя сентября, 3-4 неделя мая с целью выявления динамики звуковой культуры речи. Также возможно проводить мониторинг ЗКР по мере необходимости или по запросу родителей. Обследование проводится с использованием комплексной методики Иншаковой О.Б.. Альбом для логопеда осква Гуманитарный Издательский центр Владос 1 г. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую речевую карту ребенка (Приложение 1). В ходе обследования изучаются следующие компоненты речевой системы: А). артикуляционную моторику Б). Фонематический слух и восприятие В). Звукопроизношение Г). Состояние активного словаря. Д). Сформированность грамматического строя речи. 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.СПб.: «Детство-Пресс», 2 1. 2. Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4- лет. – .: Сфера, 2 3. Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). – .: «Школьная пресса», 2 1. 4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. .: 1 . 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. .: 1 . 6. Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2 1. 7. Лопухина И. Логопедия – 55 занимательных упражнений для развития речи, .: «Аквариум», 1 6. 8. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до лет)». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2 6. 9. Савельева Е.// 3 5 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2 . 10. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, .: Владос, 1 4. 11. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, .: Гномпресс, 1 . 12. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. – . 2 . 15 13. С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста- .: Издательство ГНО и Д, 2 6. 14. Пожиленко Е.А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). – .: ВЛАДОС, 2 1. 15. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителемлогопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2 2 16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – .: Гном-Пресс, 1 . 17. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – .: ТЦ Сфера, 2 3. 18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – .: Школьная Пресса, 2 3. 19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – .: Просвещение, 2 . 16 Прило ение 1 Речевая карта Дата заполнения «_____» ______________________ 2 2____г. Ф.И. ребёнка ____________________________________________________ Возраст ______ Родители (законные представители) ______________________________________________ 1. Речеязыковая компетенция 1.1. Уровень сформированности лексикона Объём словаря_________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 1.2. Уровень сформированности грамматической компетенции Словоизменительные навыки и умения ____________________________________________ ______________________________________________________________________________ Словообразовательная деятельность _______________________________________________ ______________________________________________________________________________ Синтаксические навыки _________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 1.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/ репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/ пересказ) Понимание текста ______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Продуцирование текста__________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Репродуцирование текста________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 1.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции ______________________________________________________________________________ Состояние фонематического слуха________________________________________________ Сформированность навыков звукового анализа и синтеза_____________________________ Слоговая структура слова________________________________________________________ Звукопроизношение Звуки п/п с сʼ з зʼ ц ш ж ч щ л лʼ р рʼ н нʼ м мʼ j 1 2 3 1 – изолированно; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи. 2. Состояние артикуляционного аппарата 2.1. Строение артикуляционного аппарата___________________________________________ 2.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата_______________________________ 2.3. Речевое дыхание, голосообразование ___________________________________________ 3. Просодическое оформление речи_______________________________________________ 4. Дополнительная информация 4.1. Особенности доречевого развития______________________________________________ _______________________________________________________________________________ 4.2. Специфические особенности речи и речевого поведения____________________________ 17 ________________________________________________________________________________ 4.3 Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок ______________________ ________________________________________________________________________________ 4.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.)______________________________________________________________ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________ ________________________________________________________________________________ Логопед Ч.Ю. Николаевна 18