ДООП Шахматы

1

Содержание
1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ .......................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................ 6
1.3. Содержание программы .............................................................................................. 7
1.4. Планируемы результаты ......................................................................................... 20
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.......................................................... 21
2.1. Календарный учебный график ................................................................................... 21
2.2. Условия реализации программы................................................................................ 22
2.3. Формы контроля и оценочные материалы ............................................................. 24
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................................... 26

2

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы
для дошкольников» (Далее Программа) является программо
изк льт рно-спортивно
направленности.
Игра для дошкольника вед щи вид деятельности в котором ребенок
ится
развивается и растет. Игра в шахматы – о ень мощны инстр мент гармони еского
развития интеллекта ребенка в игрово
орме. Для реб нка то не только игра
доставляющая много радости но и
ективное средство самовоспитания. б ение
дете шахматам помогает развитию них способности ориентироваться на плоскости
развитию мышления
ит реб нка сравнивать обобщать запоминать соде ств ет
ормированию таких енных ка еств как внимательность сид ивость собранность
самостоятельность. Игра дает ребенк -дошкольник радость твор ества и обогащает его
д ховны мир воспитывает наход ивость сообразительность мение расс итывать
время при ает ребенка к дис иплинированности об ективности. Игра в шахматы
способств ет ормированию основных компетен и
дошкольников и позволяет
обеспе ить более ком ортное вхо дение ребенка в ебны про есс на ально школы
позволяет снизить ровень стресса благотворно влияет как на про есс об ения так и на
развитие ли ности ребенка повышение прод ктивности его мышления.
Исследования проведенные современными росси скими психологами
.
енгером . Давыдовым .
хино и др. свидетельств ют о том то возмо ности
маленького еловека велики и п тем спе иально организованного об ения мо но
с ормировать
дошкольников такие знания и мения которые ранее с итались
дост пными лишь детям зна ительно более старших возрастов.
Если до недавнего времени основное внимание
еных было обращено на
школьны возраст где как казалось ребенок приобретает необходимые ка дом знания
и мения развивает свои силы и способности то теперь поло ение коренным образом
изменилось. егодня становится все больше дете с ярким общим интеллект альным
развитием их способности постигать сло ны современны мир проявляются о ень рано.
егодня шахматы – поп лярны и
ективны способ развития интеллекта
ребенка. ногие родители хотят познакомить своих дете с древне игро . Доказано, то
занятия шахматами крепляют память развивают аналити еские способности и
вообра ение помогают вырабатывать такие ерты характера как организованность
еле стремленность об ективность то является некоторыми признаками готовности к
школьном об ению. влекшись то игро маленьки непоседа становится сид ивее
озорник - выдер анне зазна ка - самокрити не . Шахматы
ат быть предельно
внимательным собранным.
том
е шахматы - заме ательны повод для общения
люде
способств ющи
гл блению взаимопонимания
креплению др еских
отношени . е сл а но девизом семирно шахматно едера ии являются слова « се
мы одна семья».
Актуальность разработки дополнительно
общеразвивающе
программы
«Шахматы для дошкольников».
Шахматы – то не только игра доставляющая детям много радости
довольствия но и де ственное
ективное средство их мственного развития.
ео енима роль шахмат в ормировании вн треннего плана де стви – способности
де ствовать в ме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника
способств ет заро дению логи еского мышления
воспитывает
сид ивость
внимательность вд м ивость еле стремленность. ебенок об ающи ся то игре
становится самокрити нее привыкает самостоятельно д мать принимать решения
бороться до кон а не нывать при не да ах.
епкая память и дивительная
любознательность дете позволяют вле ь их игро в деревянные (или пластмассовые)
иг рки. Шахматная игра дарит ребенк радость твор ества и обогащает его д ховны
3

мир.
кспериментально подтвер дено то дети вовле енные в волшебны мир
шахмат л ше спевают в школе особенно по то ным на кам. кспериментальные
исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра мо ет занять
определенное место в педагоги еском про ессе детского сада ибо знакомство с
шахматами в столь раннем возрасте способств ет развитию
дете вообра ения
логи еского мышления крепляет их память
ит сравнивать и предвидеть рез льтат
планировать свою деятельность. Дети проявляя иво интерес к игре
атся быть
внимательными познают д х соперни ества и соревнования. Пере дя от взрослых к
детям
та дивительная игра стала средством воспитания и об ения при ем
ненавяз ивого интересного
влекательного.
роме того
массовое об ение
дошкольников помогает выявить шахматные дарования.
б ение дошкольников игре в шахматы является весьма акт альным на
сегодняшни день. аннее об ение дете дошкольного возраста игре в шахматы
позволяет обеспе ить более ком ортное вхо дение ребенка в ебны про есс на ально
школы позволяет снизить ровень стресса благотворно влияет как на про есс об ения
так и на развитие ли ности ребенка повышение прод ктивности его мышления.
Программа разработана и составлена на основании нормативных правовых
док ментов:
1.
едеральны
акон от
. .
г. №
« б образовании в
осси ско
едера ии» (далее –
);
2.
едеральны закон
от . .
№
« б основных гарантиях
прав ребенка в осси ско
едера ии» (в редак ии
г.);
3.
тратегия развития воспитания в
на период до
5 года (распоря ение
Правительства
от
мая
5 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного гос дарственного санитарного вра а
от
сентября
г. №
« б твер дении санитарных правил П . . 6 - « анитарнопидемиологи еские требования к организа иям воспитания и об ения отдыха и
оздоровления дете и молоде и» (далее – анПи );
5.
Приказ
инистерства образования и на ки осси ско
едера ии от
. .
г. №
6 « б
твер дении Порядка применения организа иями
ос ществляющими
образовательн ю
деятельность
лектронного
об ения
дистан ионных образовательных технологи
при реализа ии образовательных
программ»;
6.
Приказ инистерства тр да и со иально защиты осси ско
едера ии от
05.05.2018 №
« б
твер дении про ессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования дете и взрослых»;
7.
Приказ инистерства просвещения осси ско
едера ии от . .
г.
№
6 « б твер дении Порядка организа ии и ос ществления образовательно
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ инистерства просвещения осси ско
едера ии от
сентября
года № 5
« внесении изменени в Порядок организа ии и ос ществления
образовательно деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
твер денны приказом инистерства просвещения осси ско
едера ии от ноября
г. № 6»;
9.
Приказ инистерства просвещения осси ско
едера ии от . .
№
6 « б твер дении елево модели развития региональных систем дополнительного
образования дете »;
10.
Письмо инобрна ки оссии от
. .
5 № 09« направлении
ин орма ии» (вместе с « етоди ескими рекоменда иями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (вклю ая разно ровневые программы)»;
4

11.
Письмо инобрна ки оссии от . .
5№
- 56 5 « методи еских
рекоменда иях» (вместе с « етоди ескими рекоменда иями по организа ии
образовательно
деятельности с использованием сетевых
орм реализа ии
образовательных программ»;
12.
Письмо инобрна ки оссии от . .
6 №
-6
« направлении
методи еских рекоменда и » (вместе с « етоди ескими рекоменда иями по реализа ии
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ способств ющих
со иально-психологи еско реабилита ии про ессиональном самоопределению дете с
ограни енными возмо ностями здоровья вклю ая дете -инвалидов с етом их особых
образовательных потребносте »);
13.
Приказ
инистерства общего и про ессионального образования
вердловско области от . .
г. № 6 -Д « б твер дении он еп ии развития
образования на территории вердловско области на период до
5 года».
14.
став
Д
детского сада комбинированного вида № 5 .
або ая программа разработана с етом еле и зада основно образовательно
программы дошкольного образования потребносте и возмо носте воспитанников
Д .
Особенностью программы является ее индивид альны подход к об ению
ребенка. Индивид альны подход зало ен в программ . н имеет два главных аспекта.
о-первых воспитательное взаимоде ствие строится с ка дым юным шахматистом с
том ли ностных особенносте . о-вторых
итываются знания слови
изни
ка дого воспитанника то ва но в про ессе об ения. ако подход предполагает
знание индивид альности реб нка с вклю ением сюда природных
изи еских и
психи еских сво ств ли ности.
данно программе пред смотрено то в образовании развивается не только
реб нок но и программа его самооб ения. на мо ет составляться и корректироваться в
ходе деятельности самого реб нка которы оказывается с б ектом констр ктором своего
образования полноправным исто ником и организатором своих знани .
Адресатом общеразвивающей программы
Программа расс итана на дете в возрасте от 5 до
лет. Программа
дополнительного образования расс итана на
года об ения и направлена на
всестороннее гармони ное и елостное развитие ли ности. Программа опирается на
ебно-методи еское пособие Шахматы первы год И. Г. хина.
Гр ппы ормир ются с етом возраста ащихся: - 5-6 лет – старшая гр ппа - 6-8
лет – подготовительная гр ппа.
озрастные особенности дете 5-6 лет.
старшем возрасте продол ает
развиваться образное мышление. Дети способны не только решить зада в наглядном
плане но совершить преобразования об екта. азвитие мышления сопрово дается
освоением мыслительных средств (схематизированные представления комплексные
представления представления и икли ности изменени ). роме того после пяти с
половино лет на смен правопол шарном (твор еском ) мышлению приходит
левопол шарное (логи еское) мышление (кроме левше ) совершенств ются обобщения.
азвитие произвольности и волевых ка еств позволяют реб нк еленаправленно
преодолевать определ нные тр дности спе и и еские для дошкольника.
ак е
развивается сопод инение мотивов.
пяти до шести лет
ребенка наблюдаются зна ительные сдвиги в
совершенствовании моторики и силы. корость его дви ени продол ает возрастать и
заметно л шается их координа ия. вои познания ребенок применяет в играх
выд мывая сам сю ет для них и зная как он смо ет сделать замысел реальным.
тот
период ребенок становится сознательно самостоятельным.
озрастные особенности дете 6-8лет.
том возраст
ребенка с ормирована
достато но высокая компетентность в разли ных видах деятельности и в с ере
5

отношени . н способен принимать собственные решения на основе имеющихся знани
мени и навыков.
реб нка развито сто ивое поло ительное отношение к себе
веренность в своих силах.
н в состоянии проявить
мо иональность и
самостоятельность в решении со иальных и бытовых зада .
том возрасте зна ительно
возрастают кон ентра ия об ем и сто ивость внимания складываются лементы
произвольности в правлении вниманием на основе развития ре и познавательных
интересов внимание становится опосредованным связано с интересами ребенка к
деятельности. Появляются лементы после произвольного внимания.
осприятие тра ивает сво первона ально а ективны характер: пер ептивные
и мо иональные про ессы ди ерен ир ются. осприятие становится осмысленным
еленаправленным анализир ющим.
нем выделяются произвольные де ствия —
наблюдение рассматривание поиск.
дновременно в гр ппе занимаются до 6 еловек то позволяет прод ктивно
вести как гр ппов ю так и индивид альн ю работ с детьми.
одер ание Программы ориентировано на дете
всех гр пп здоровья.
Продол ительность заняти
мин т для старше и подготовительно гр пп. анятия
рекоменд ется проводить два раза в неделю аще – в игрово орме.
Программа расс итана на дете 5- лет. состав гр ппы входит
дете . Гр ппа
с ормирована по еланию дете и по рекоменда ии родителе и воспитателе .
Режим занятий
Продол ительность одного академи еского аса – 5-6 лет – 25, 6-8 лет –
мин.
Перерыв ме д
ебными занятиями —
мин т.
бщее коли ество асов в неделю —
ас.
анятия проводятся раз в неделю по академи еском ас .
Объём общеразвивающей программы
Объем программы –144 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 72 часа в год, 2 год обучения: 72 часов в год. По два занятия в

неделю.
Сроки освоения
рок реализа ии программы года (с сентября по ма ).
Формы обучения
орма реализа ии Программы – о ная
Виды занятий
тр кт ра занятия вклю ает в себя из ение теории шахмат ерез использование
дидакти еских сказок игровых сит а и мнемотехни еских при мов.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями дете а
так е содер анием разделов и тем из аемого материала:
- беседа с об яснением материала и показом пози и на доске; на интерактивно доске;
- игра: дидакти еские игры занимательные задания;
- тренирово ные игры;
- т рниры.
Формы подведения итогов реализации Программы
оне ным рез льтатом об ения с итается мение сыграть по правилам
шахматн ю партию от на ала до кон а. то предполагает определенн ю про ность
знани и мение применять их на практике.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы об ение дошкольников прин ипам шахматно
игры
воспитание
них интереса и любви к то игре и подготовка воспитанников к
дальне шим ст пеням развития; создание слови для ли ностного и интеллект ального
6

развития старших дошкольников ормирования обще к льт ры посредством об ения
игре в шахматы.
Основные задачи
Образовательные:

ормировать сто ивы интерес дете к игре в шахматы;

пособствовать освоению детьми основных шахматных поняти (шахматная доска
шахматное поле шахматная иг ра ход иг ры взятие на альная пози ия
шахматная нота ия взаимоде ствие ме д иг рами на шахматно доске енность
шахматных иг р рокировка пат мат ни ья дебют шахматные асы время
отведенное на партию т. д.);
 Познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматно игры
ить
дете во время шахматно партии де ствовать в соответствие с тими правилами;

ить дете взаимоде ствию ме д
иг рами в про ессе выполнения игровых
задани а так е мению применять пол енные знания о шахматных иг рах в
про ессе игры;

беспе ить спешное овладение малышами основополагающих прин ипов ведения
шахматно партии;

оде ствовать активном использованию пол енных знани в про ессе игрово
практики за шахматно доско ;

ить ориентироваться на плоскости обогащать детск ю антазию.
Развивающие:

азвивать мение сравнивать выявлять и станавливать просте шие связи и
отношения самостоятельно решать и об яснять ход решения ебно зада и;

азвивать все с еры мышления память внимание наблюдательность вообра ение;

пособствовать активиза ии мыслительно деятельности дошкольника;
 Приобщать ребенка к самостоятельном решению логи еских зада ;

ормировать мотива ию к познанию и твор еств создание слови
для
ормирования и развития клю евых компетен и воспитанников (комм никативных
интеллект альных со иальных).
Воспитательные:

оспитывать
сид ивость
еле стремленность
волю
организованность
веренность в своих силах самостоятельность в принятии решени .
Поставленные ели и зада и реализ ются при создании необходимых слови :
нали ии кабинета и его оснащенности методи еско литерат ро
наглядными
пособиями раздато ными материалами играми (головоломки кроссворды реб сы
шахматное лото викторины и др).
1.3. Содержание программы
№

1.
2.

Наименования модуля

Правила шахматно
игры
актика шахматно
партии

Итого:

Количество часов
(теория/практика)

1- год
об ения
26 (13/13)

2- год
об ения
26 (12,5/12,5)

46 (18/28)

46 (19/27)

72(31/41)

Формы контроля

Беседа
ешение шахматных
зада
астие в т рнирах и
соревнованиях

72(31,5/39,5)

сего по программе:

аса
7

№п
п

Модуль «Правила а матной игры»
Учебный (тематический) план. Первый год обучения (5-6 лет).
азвание раздела
оли ество асов
сего

еория

1

«Педагоги ески
мониторинг»

2

« стране
1
0,5
шахматных
дес»
«Герои еская
пеше ка. и шаг
назад! (Пешка)»
«Шахматная
1
0,5
шкат лка»
«Шахматные
1
0,5
деса»
« аленькое
2
1
во ско»
« е ливые
2
1
слоны»
« я елые и
2
1
легкие иг ры»
« ог ая иг ра
2
1
( ерзь)»
« аде ны
2
1
товарищ»
«Прыг скок и
2
1
вбок»
«Поход на три
2
1
поля»
«И король а дет
2
1
боя»
« ак ладья
2
1
пох дела»
« ороткая или
1
0,5
длинная?»
«Шах и мат»
2
1
тветь как в
1
0
сказке сам без
подсказки»
(шахматная
викторина).
Итого:
26
13
Учебный (тематический) план. Второй год обучения (6-7 лет).
азвание раздела
оли ество асов

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

№п

1

0

Практика
1

0,5

0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1

13

8

п

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14

№п
п

сего

«Педагоги ески
1
0
мониторинг»
«Шах»
2
1
«Дво но шах с
2
1
выигрышем
иг ры л ши
шах»
« ат»
2
1
« ат в один ход»
2
1
«Что такое связка»
1
0,5
« и ья»
2
1
« окировка»
2
1
« епобедимы »
2
1
« олшебны мир
2
1
комбина и »
« еши тюд
2
1
отгада зада –
сыщешь да »
«Итальянская
2
1
партия»
« и илианская
2
1
защита»
«Приняты
3
1
ерзевы гамбит»
Итого:
26
12,5
Модуль «Тактика а матной партии»
Первый год обучения ( -6 лет)
азвание раздела
оли ество асов
сего

1
2
3
4

5
6
7
8

еория

«Шахматная
ста ета»
« еши тюд
отгада зада »
« олшебны
квадрат»
« то бы не
на инал - ни ья: я
ни то аю
пешк »
« вадрат пешки»
«Правило
квадрата»
«Без поддер ки
короля»
« тветь как в
сказке сам без

Практика

1
1
1

1
1
0,5
1
1
1
1
1

1
1
2
13,5

еория

Практика

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3
3

1
1

2
2

3

1

2

3

1

2
9

9
10

11
12
13
14

подсказки
(шахматная
викторина).»
« олшебны мир
королевства»
« тветь как в
сказке сам без
подсказки
(шахматная
викторина).»
«И снова в гости»
«Шахматная
ста ета»
ешение
шахматных зада
«Шахматная
шкат лка»
Итого:

3

1

2

3

1

2

4
4

2
2

2
2

4

2

2

4

2

2

46

18

28

Второй год обучения (6-8 лет)
№п
п

азвание раздела

оли ество асов
сего

1

2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13

«Подготовка к
интеллект альном
т рнир »
«Интеллект альны
т рнир»
« ороткие партии»
« доровые телом –
сильные д хом»
« гостях хорошо а
дома л ше»
« еликие
гроссме стеры»
«Показательная
партия»
« ешение
шахматных зада и
тюдов»
«И король а дет
боя»
« то интересно»
«Повторение
про денного»
« ороль»
« онь против
ерзя ладьи
слона»

еория

Практика

1

1

0

3

1

2

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

2

2

1

1

2
3

1
1

1
2

2
2

1
1

1
1

10

«Пешка против
3
1
ерзя ладьи слона
коня»
15 « ак много их но
3
1
мы е их знаем»
16 « ерзь»
3
1
17 « ерзь против
3
1
ладьи и слона»
18 Игра с шахматными
3
1
асами.
Шахматны тикет
19 «Шахматны
3
1
праздник»
Итого: 46
19
Первый год обучения (5-6 лет)
анятие №
еся
ема занятия
ада и
ентябрь
од ль «Правила шахматно игры»
1
«Педагоги ески
то нение ровня
мониторинг»
знани
программного
материала.
2
« стране
ызвать
шахматных
заинтересованность
дес»
дете к игре в
«Герои еская
шахматы.
пеше ка. и
вести понятие о
шаг назад!
зна ении пешки на
(Пешка)»
шахматно доске.
3
«Шахматная
акрепить знания
шкат лка»
дете о де ствиях
пешек и их
взаимоде ствии в
игре.
ктябрь
4
«Шахматные
азвивать
деса»
наблюдательность
память мение
решать шахматные
зада и.
5-6
« аленькое
акрепить знания
во ско»
дете о де ствиях
пешек и ладе и их
взаимоде ствии в
игре
7-8
« е ливые
вести понятие о
слоны»
зна ении и
де ствияхслонов в
игре
9-10
« я елые и
акрепить знания о
легкие иг ры»
взаимоде ствии
из енных иг р.
11-12
« ог ая
вести понятия о
14

2

2
2
2
2

2
27
етод. при мы
ыполнение
тестовых
задани .
Чтение сказки
беседа. Игры
вопросы
воспитателя
беседа.
Приветствие
игра ста ета.

Игры зада ки –
ш тки.

Игровые
пра нения

Игровые
пра нения
беседа.
Игровые
пра нения
беседа.
Игра
11

иг ра( ерзь)»

оябрь

13-14

« аде ны
товарищ»

15-16

«Прыг скок и
вбок»

17-18

«Поход на три
поля»

19-20

«И король
а дет боя»

21-22

« ак ладья
пох дела»

Декабрь

акрепить знания
дете о
взаимоде ствии
ерзя с др гими
иг рами.
вести понятие о
зна ении и
де ствияхконе в
игре.
акрепить знания
об особенностях
коня и его
взаимоде ствии с
др гими иг рами
и пешками.
азвивать
логи еское
мышление.
Познакомить дете
сглавно
шахматно
иг ро -король.
Познакомить дете
справилами
рокировки.

акрепить знания
дете об
особенностях
проведения
рокировки.
24-25
«Шах и мат»
акрепить знания
дете о
взаимоде ствии
короля с др гими
иг рами и
пешками.
26
« гостях
акрепить знания
хорошо адома
дете об
л ше»
особенностях
поведения коня на
шахматно доске.
од ль « актика шахматно партии»
27-29
«Шахматная
акрепление
ста ета»
пол енных
знани .
30-33
« еши тюд
а ить дете
23

Январь

« ороткая или
длинная?»

ерзе.

практи еская
работа рассказ
воспитателя
вопросы.
Игра
пра нения.

Игровые
пра нения
тениесказки
беседа.
Игровые
пра нения
Практи еская
работа в парах
вопросы
воспитателя.

Игровые
пра нения
ста ета тение
сказки.
Игровые
пра нения
ста ета тение
сказки беседа.
Игра тение
сказки
практи еская
работа.
Игровые
пра нения
ста ета тение
сказки беседа
Игра тение
сказки
пра нение
шахматные
партии.
Игра ста ета
загадки.
Игры
12

отгада зада

»

34-36

« олшебны
квадрат»

37-38

« то бы не
на инал -ни ья:
я ни то аю
пешк »

39-42

« вадрат
пешки»

43-45

«Правило
квадрата»

46-48

«Без поддер ки
короля»

49-51

« тветь как в
сказке сам без
подсказки
(шахматная
викторина)»
« олшебны
мир
королевства»

ра ионально
распоря аться
небольшими
шахматными
силами
сохранившимися
на доске.
вести понятие об
лементарных
комбина иях.

евраль

арт

52-54

55-57

прель

58-61

« тветь как в
сказке сам без
подсказки
(шахматная
викторина)»
«И снова в
гости»

азвивать
наблюдательность
память мение
анализировать
пози ию на
шахматно доске.
азвивать
наблюдательность
память мение
решать шахматные
зада и.
азвивать
наблюдательность
память мение
решать шахматные
зада и.
азвивать
наблюдательность
память мение
решать шахматные
зада и.
акрепление
пол енных
знани .

практи еские
пра нения.

Игры тение
сказки
практи еские
пра нения.
Игры
практи еские
пра нения.

Игры
практи еские
пра нения.
Игра ста ета
об яснение.

агадка игра.

Игры
шахматная
викторина.

азвивать
наблюдательность
память мение
решать шахматные
зада и.
акрепление
пол енных
знани .

агадки
решение зада
игры в парах

акрепление
пол енных
знани .

Игра
рассказывание
сказки
шахматная

Игра шахматная
викторина

13

а

62-66

«Шахматная
ста ета»

67-68

ешение
шахматныхзада

69

«Шахматная
шкат лка»

70

«Шахматная
шкат лка»

71

«Шахматная
шкат лка»

72

«Шахматная
шкат лка»

акрепление
пол енных
знани .
акрепление
пол енных
знани .

акрепление
пол енных
знани .
акрепление
пол енных
знани .
акрепление
пол енных
знани .
акрепление
пол енных
знани .

изк льт ра
игрыв парах.
Игра вопросы
воспитателя.
вязка страшная сила
мат в один ход.
лон и ладья
образ ют
победн ю
команд мат в
один ход.
заимоде ствие
ладьи и коня.
ат водин ход
опросы
практи еские
игры впарах.
опросы
практи еские
игры впарах.
опросы
практи еские
игры впарах.
опросы
практи еские
игры впарах.

Обще количество часов 72
Второй год обучения (6 - 8 лет)
анятие
еся
ема занятия
ада и
№
ентябрь
од ль «Правила шахматно игры»
1
«Педагоги ески
то нение ровня
мониторинг»
освоения
программного
материала.
ормировать
2-3
«Шах»
представление о
пози ии «шах»
азвивать
способность
д мать мыслить
расс датьи
анализировать.
ктивизировать
словарь.
3-4
«Дво но шах с
продол ать ить
выигрышем
играть всеми

етод. при мы

ыполнение
тестовых задани .
Шах ерзем ладье
слоном конем
пешко . ащита от
шаха.
Дидакти еские
задания «Шах илине
шах» «Да шах»
«Пять шахов»
« ащита от шаха».
ткрыты
шах. Дво но
14

иг ры л
шах»

ктябрь

иг рами из
на ального
поло ения ить
сравнивать иг ры
показывать их
разли ие и сходства;
развивать
произвольное
внимание
логи еское
мышление тонк ю
моторик .

« ат»

ормирование
представлени о
том то мат - ель
игры пра нение в
определении
шахматных
сит а и .

7-8

« ат в один ход»

9

«Что такое связка»

акрепить
представления
дете о пози ии
«мат» азвивать
быстрот реак ии.
оспитывать
организованность
акрепление знани
и мени
пол енных ранее;
ормирование
понятия « вязка»

5-6

10-11

оябрь

ши

12-13

« и ья»

« окировка»

ормирование
представлени о
поло ении «пат»
выделение отли и
пата от мата.

накомство с

шах.
Дидакти еские
задания «Да
открыты
шах»
«Да
дво но
шах».
Дидакти еская игра.
«Первы шах» проведениеигры
всеми иг рами из
на ального
поло ения.
Чтение сказки «До
свидания
Шахматная страна»
б яснение нового
материала: мат
ерзем ладье
слоном конем
пешко .
Дидакти еское
задание « ат илине
мат».
ат в один ход:
сло ные примеры с
большим ислом
шахматных иг р.
Дидакти еское
задание «Да мат в
один ход».
акрепление хода
слоном. Понятие
«связка» решение
шахматных зада
и тюдов Д и
« асставь на доске»
«Про ди иназови
поле»
Чтение сказки « ат
и пат» ассказ о
пози иях «мат» и
«пат» ариантах
ни ье .Примеры на
пат.
Дидакти еское
задание «
Пропавшая иг ра»
Длинная и короткая
15

Декабрь

понятием
« окировка» а ем
н на рокировка.
ак делается
рокировка. азвитие
твор еское
мышление
логи еского
мышления
ормирование
представлени о
ва ности первых
ходов тикете
шахматно игры
совершенствование
мения доказывать
правильность своего
решения развитие
интеллект альных
способносте .
ормирование
перви ных
представлени о
том то дол ен
знать игрок тобы
веренно
разбираться в
партии вствовать
себя споко но во
время игры
пра нение в
решении шахматных
тюдов

14-15

« епобедимы »

16-17

« олшебны мир
комбина и »

18-19

« еши тюд
отгада зада –
сыщешь да »

20-21

«Итальянская
партия»

акрепление
представлени и
рекоменда ии о
прин ипах
разыгрывания
дебюта и ва ности
первых ходов

22-23

« и илианская
защита»

ормирование
представлени о
прин ипах

рокировка. Правила
рокировки.
Дидакти еское
задание
« окировка».

л шание сказки
« епобедимы »
беседа по
содер анию
решение шахматных
зада Д И « зна и
назови»

оги еская
мин тка; л шание
шахматно сказки
« олшебны мир
комбина и »
беседа по
содер анию;
решение
шахматных зада ;
оги еская
мин тка;
сл шание
« олшебно
истории» ешение
шахматных тюдов
азыгрывания
дебюта на примере
«Итальянско
партии» с
пояснениями о том
как л ше
на инать
шахматн ю
партию).
Дидакти еская игра
«Два хода»
ассказ педагога о
прин ипах
разыгрывания
16

разыгрывания
дебюта; и ва ности
первых ходов
акрепление нани
правил ведения
шахматно партии

24-26

Январь

«Приняты
ерзевы гамбит»

акрепление
представлени и
рекоменда ии о
прин ипах
разыгрывания
дебюта.

од ль « актика шахматно партии»
27
«Подготовка к
азвитие
интеллект альном
познавательно
т рнир »
активности
вообра ения
сообразительности
быстроты реак ии
посредством
игровых
развивающих
задани
28-30
«Интеллект альны
азвитие
т рнир»
познавательно
активности
вообра ения
сообразительности
быстроты реак ии
посредством
игровых
развивающих
задани .
31-32
« ороткие партии»
акрепление знани
о прин ипах
разыгрывания
дебюта. Игра всеми

дебюта на примере
« и илианско
защиты» с
пояснениями о том
как л ше
а инать
шахматн ю
партию).
Дидакти еская игра
«Два хода»
Показ педагогом
разыгрывания
дебюта «Приняты
ерзевы гамбит»
Игра всеми
иг рами из
на ального
поло ения без
пояснени о том
как л ше
на инать
шахматн ю
партию).
Дидакти еская игра
«Два хода»
ини-конк рс «Е
вели ество
агадка» б ение
отгадыванию
реб сов; ешение
словесных
логи еских зада .
Жеребьевка
прод мывание
задани
ыполнение
игровых задани

оги еская
мин тка;
Демонстра ия
коротких парти .
17

иг рами из
на ального
поло ения.

33-34

« доровые телом –
сильные д хом»

Пропаганда
здорового образа
изни оспитание
к льт ры игры

35-36

« гостях хорошо а
ызвать
дома л ше»
поло ительные
мо ии елание
поделиться своими
впе атлениями,
закрепление хода
конем.

37-38

« еликие
гроссме стеры»

Продол ать
воспитывать
сто ивы интерес
к игре в шахматы ;
акреплять мение
решать шахматные
зада и тюды

39-40

«Показательная
партия»

41-43

« ешение
шахматныхзада и
тюдов»

Продол ать
воспитывать
сто ивы интерес
к игре в шахматы ;
акреплять мение
решать шахматные
зада и тюды
акреплять знания
оприн ипах
разыгрывания
дебюта; ить
ра ионально
распоря аться
небольшими
шахматными
силами
сохранившимися на
доске достигать

евраль

Игра всеми
иг рами из
на ального
поло ения
партии 1 – 2.
л шание сказки
« доровые телом –
сильные д хом.
абота по
содер анию.
бс дение
психологи еских
тюдов
онк рс « тветь
как в сказке сам
без подсказки»
Д и «Ход конем»
слюбого поля и
8 горизонтали.
исование на тем :
оя шахматная
страна; выставка
работ
Д и « асставь на
доске» «Про ди и
назови поле»;
работа с
диаграммами.
накомство с
именами великих
шахматистов
( .Ботвинник и др.)
Практи еские
занятия в парах
Гра и ески
диктант

Демонстра ия
коротких парти .
Игра всеми
иг рами из
на ального
поло ения

18

44-45

46-47
арт

48-50

51-52

53-54

прель

55-57

выигрыша или
добиваться ни ье
находясь в тр дном
поло ении.
«И король а дет
акрепление
боя»
представлени и
рекоменда ии о
прин ипах
разыгрывания
дебюта. акрепления
мения записывать
шахматн ю нота ию
« то интересно»
Поб дать дете к
самостоятельном
поиск знани
развивать
познавательны
интерес
познакомитьс
интересными
актами из истории
шахмат
«Повторение
акрепление
про денного»
про денного
развитие
логи еского
мышления мения
отстаивать свое
мнение
Познакомить с
« ороль»
правилами ходов
«королем». Показать
на примере как
мо но ставить
«мат» «конем»
«пешко » и
«королем» в один
ход.
« онь против
Показать детям
ерзя ладьи слона» выбор ходов «коня».

«Пешка против
ерзя ладьи слона
коня»

Повторить
признаки
особенности
способы де стви
пешек и ладьи.

Игра всеми
иг рами из
на ального
поло ения.

оги еская
мин тка; сл шание
сообщени об
известных
шахматистах
Гра и ески
диктант. онк рс на
л ш ю шахматн ю
загадк
Дидакти еское
задание «Пат или
не пат» «Да мат в
один ход»
«Деши ровщики»
Чтение сказки «И
король а дет боя!»
Д и «Поворот»
« ада а
направления» « да
– сюда» «Повсем
глам»
«Прямо и
наискосок»
Показать на схеме
как мо но
поставить «мат»
ерном «королю»
«конем» «пешко »
и белым «королем»в
разных
помощью схем
разыграть
разные
поло ения.
оревнование в дв х
командах «Пешки
противладьи».
19

58-60

61-63

а

« ак много их но
мы е их знаем»

« ерзь»

Дать знание то
озна ает понятие
«Пат» в шахматно
игре.
Познакомить с
правилами
передви ения ерзя

64-66

« ерзь против
ладьи ислона»

Показать детям как
взаимоде ств ет
ерзь с пешками и
иг рами.

67-69

Игра с
шахматными
асами.
Шахматны тикет

70-72

«Шахматны
праздник»

Дать понятия детям
то такое
Шахматные асы
е тнот просро ка
времени
правильное
на имание кнопки
асов. Шахматны
тикет
акрепление
пол енных знани

Д и « а ди на
схеме где пат»

Чтение
сказки
« ог ая иг ра –
ерзь» Д и « ада а
направления» « да
– сюда» «Большо
пры ок» «Прямо и
наискосок»
«Длинны ход»
Д и « ерзь против
ерзя: белы
против ерного»
« ерзь против
ладьи и слона».
ренирово ны
шахматны
т рнирс асами.

Чтение стихов
викторина игры
впарах.

Обще количество часов 40
1.4. Планируемы результаты
Поскольк образовательная деятельность предполагает не только об ение
дете определенным знаниям мениям и навыкам но и развитие многообразных
ли ностных ка еств об ающихся о ее рез льтатах необходимо с дить по гр ппам
показателе :
− предметным, иксир ющим предметные и метапредметные знания
мения навыки приобретенные ребенком в про ессе освоения образовательно
программы;
− личностным, выра ающим изменения ли ностных ка еств ребенка под
влиянием заняти вдетском об единении.
Личностные результаты
1
год обучения
ормирование становки на безопасны
здоровы образ
изни
нали ие мотива ии к твор еском тр д работе на рез льтат бере ном отношению к
материальным и д ховным енностям.
азвитие навыков сотр дни ества со взрослыми и сверстниками в
разных со иальных сит а иях мения не создавать кон ликтов и находить выходы из
спорных сит а и .
2
год обучения
азвитие ти еских
вств добро елательности и мо ионально20

нравственно отзыв ивости понимания и сопере ивания вствам др гих люде .
ормирование стети еских потребносте
енносте и вств.
азвитие самостоятельности и ли но ответственности за свои пост пки
Метапредметные результаты
1
год обучения
владение способностью принимать и сохранять ели и зада и ебно
деятельности поискасредств еѐ ос ществления.
своение способов решения проблем твор еского и поискового характера.
ормирование
мения
понимать
при ины
спеха не спеха ебно деятельности
и способности констр ктивно
де ствовать да е в сит а иях не спеха.
2
год обучения
владение логи ескими де ствиями сравнения
анализа
синтеза
обобщения класси ика ии
Готовность сл шать собеседника и вести диалог;
пределение обще ели и п те ее дости ения; мение договариваться
о распределении нк и и роле в совместно деятельности; ос ществлять взаимны
контроль в совместно деятельности адекватно о енивать собственное поведение и
поведение окр ающих.
Предметные результаты
После 1 учебного года воспитанники будут знать:
Шахматные термины: белое и ерное поле горизонталь вертикаль
диагональ ентр партнеры на альное поло ение белые ерные ход взятие стоять
под боем взятие на проходе длинная и короткая рокировка шах мат ни ья пат
ве ны шах дво но дар.
азвания иг р: пешка ладья слон ерзь конь король.
Правила хода и взятия ка до
иг ры обозна ения ходов при записи
партии.
будут уметь:
Правильно помещать шахматн ю доск ме д партнерами.
Правильно расставлять иг ры перед игро .
ешать лементарные зада и на мат в один ход.
После 2 учебного года воспитанники будут знать:
Историю емпионов мира.
Шах и мат в ндшпиле.
Понятия о тактике и комбина ии основные такти еские приемы
комбина ии и лов шки вдебюте
Правила ндшпиля.
аконы дебюты.
будут уметь:
ешать шахматные зада и: мат в три хода мат в етыре и пять ходов.
азбирать спе иально подобранные пози ии для своения сло ных правил.
азбирать спе иально подобранные примеры.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

№ п/п
1
2
3

2.1. Календарный учебный график
Календарно-учебный график на 2023-2024 учебный год
сновные характеристики образовательного
про есса
оли ество ебных недель
36
оли ество ебных дне
72
оли ество асов в неделю
2
21

4
5
6
7
8

оли ество асов
едель в I пол годии
едель в II пол годии
а ало заняти
ыходные дни

9

кон ание

Год
об ения
год
год

ебного года

Дата
на ала
об ения
1
сентября

Дата
кон а
об ения
мая

1
сентября

мая

72
17
19
сентября
6 ноября
1 января – января
евраля
марта
мая - мая
мая
мая - мая
мая
оли ество
оли ество
оли ество е им
ебных
ебных
ебных
занятия
недель
дне
асов
36
72
72
занятия
по
аса
в неделю
36
72
72
занятия
по
аса
в неделю

Вы одные дни
6 ноября
января – января
евраля
марта
мая - мая
мая
мая - мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-те ническое обеспечение
абинет:
 толы по коли еств дете ;
 Доски с наборами шахмат;
 астенная Демонстра ионная доска;
 Шахматные асы;
 аборы шахмат.
Требования к квалификации
ысшее образование или среднее про ессиональное образование в рамках
кр пненных гр пп направлени подготовки высшего образования и спе иальносте
среднего про ессионального образования бразование и педагоги еские на ки или
ысшее образование либо среднее про ессиональное образование в рамках иного
направления подготовки высшего образования и спе иальносте
среднего
про ессионального образования при словии его соответствия дополнительным
общеразвивающим
программам
дополнительным
предпро ессиональным
программам
реализ емым организа ие
ос ществляюще
образовательн ю
деятельность
и пол ение при необходимости после тр до стро ства
дополнительного про ессионального образования по направлению подготовки
бразование и педагоги еские на ки или спешное прохо дение об ающимися
22

проме то но аттеста ии не менее ем за два года об ения по образовательным
программам высшего образования по спе иальностям и направлениям подготовки
соответств ющим направленности дополнительных общеобразовательных программ.
Методические материалы, средства обучения и воспитания
Большое зна ение при из ении шахматного к рса имеет спе иально
организованная игровая деятельность использование приема обыгрывания ебных
задани
создания игровых сит а и
воспитанники знакомятся с историе
возникновения шахматно игры шахматно доско
иг рами
атся выполнять
разли ные дидакти еские задания разыгрывать поло ения с ограни енным
коли еством иг р блоки игровых пози и на отдельных рагментах доски. большое
место отводится из ению до матового периода игры. а занятиях использ ются
загадки головоломки по темам лабиринты на шахматно доске кроссворды реб сы
шахматное лото викторины и др. решение которых дают не только ин орма ию о
како -либо иг ре но и представление об ее игровых возмо ностях и ограни ениях.
роме того
ащимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат
тесты для проверки пол енных знани .
Дидактические а матные сказки
1.
хин И. отята-хваст нишки // хин И. нига-выр ало ка по внеклассном
тению.
– .: овая школа 1994. – ып. 3
2.
хин И. ена ля и Баба Яга // хин И. нига-выр ало ка по внеклассном
тению.
– .: овая школа 1995. – ып. 5.
3.
хин И. т сказки – к шахматам.
4.
хин И. дивительные превращения деревянного кр гляка //
хин И.
нига-выр ало ка по внеклассном тению. – .: Издательство ирмы
ACT, 1993.
5.
хин И. дивительные приклю ения шахматно доски.
6.
хин И. Хваст ны в Паламеде.
7.
хин И. Черно-белая магия щелья еликанов // хин И. нигавыр ало ка повнеклассном тению. – .: овая школа 1994. – ып. 2.
8.
хин И. Шахматная сказка // хин И. Приклю ения в Шахматно стране.
– .:Педагогика 1991.
Сказки и рассказы для детей о а мата и а матиста
1. мат ни П. оролевство осемью осемь.
2. Гришин . сипов . гостях
ороля // Гришин . сипов . алыши
открываютспорт. – .: Педагогика
.
3. Добрыня посол князя ладимира (былина).
4. Драг нски . Шляпа гроссме стера.
5. Ильин Е. стране деревянных короле . – .: алыш 1982.
6.
мма .
нге . Шахматны ороль.
7.
едведев . ак капитан оври-голова ть не стал емпионом или
ос ори ески маль ик.
8.
олод и семидесяти иск сств мало ( збекская сказка).
9. стер Г. Полезная дев онка.
10. Пермяк Е. е ны ороль.
11. ендюков . оролевство в бел ю клетк . – .: алыш 1973.
12. хин И. зло волшебни е драконе и Паламеде.
13. хин И. отята-хваст нишки.
14. хин И. ена ля и Баба-Яга.
15. хин И.
дивительные превращения деревянного кр гляка
хин И.
16. хин И дивительные приклю ения шахматно доски.
23

нига-в

хин И. Черно-белая магия щелья еликанов
хин И. « нигавыр ало ка повнеклассном тению. ып.. .– .: овая школа
.
18. хин И Шахматная сказка
хин И. Приклю ения в Шахматно
стране.– .:Педагогика 1991.
19. ихомиров . Чемпион Гога енкин.
20. Шаров . казка о настоящих слонах.
17.

Сти отворения о а мата и а матиста
1. Берестов . шахматном павильоне.
2. Берестов . Игра.
3. Ильин Е. Приклю ения Пешки. – .: и 1975.
4. Ильин Е. редневековая легенда.
5. витко . рнир.
6. икитин . Чья армия сильне ? – расноярск 1977.
7.
хин И. олшебная игра.
Художественная литература для детей по а матной тематике
1. Б лы ев . то лет том вперед.
2. елтистов Е. Победитель невозмо ного.
3. ассиль . онд ит и Швамбрания.
4. рапивин . а на пирамид.
5.
рролл . лиса в азеркалье.
6. агин . тарик Хоттабы .
7. адь . аколдованная школа.
8. осов . итя алеев в школе и дома.
9. осов . езна ка в олне ном городе.
10. абле . Гаргантюа и Пантагрю ль.
11. аскатов . Пропавшая б ква.
12. еменов . Ябеда- орябеда и ее проделки.
13. хин И. трана Грез //
хин И. нига-выр ало ка по внеклассном
тению. – .: овая школа
5. – ып. 5.
14. омин Ю. Шел по город волшебник.
15. Ч ан- янь-И. екрет драго енно тыквы.
16. Чепове ки Е. Приклю ения шахматного солдата Пешкина.
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
ормы аттеста ии
Применяемые ормы и методы педагоги еского контроля и наблюдения
позволяют контролировать и корректировать работ программы на всем ее
протя ении и реализа ии. то дает возмо ность отсле ивать динамик роста знани
мени и навыков позволяет строить для ка дого ребенка его индивид альны п ть
развития. а основе пол енно ин орма ии педагог вносит соответств ющие
коррективы в
ебны про есс. онтроль
ективности ос ществляется при
выполнении диагности еских задани и пра нени с помощью тестов ронтальных
и индивид альных опросов наблюдени . онтрольные испытания проводятся в
тор ественно
соревновательно
обстановке. Для отсле ивания рез льтатов
пред сматриваются формы контроля:
Текущий
о енка своения из аемого материала ос ществляется педагогом в орме
наблюдения;
прогности ески
то есть проигрывание всех опера и
ебного
24

де ствия до на ала егореального выполнения;
поопера ионны то есть контроль за правильностью полното и
последовательностью выполнения опера и входящих в состав де ствия;
ре лексивны контроль обращенны на ориентирово н ю основ
«план» де ствия иопирающи ся на понимание прин ипов его построения.
Итоговый (проме то ны ) контроль в ормах
-тестирование;
-практи еские работы;
-твор еские работы об ающихся.
амоо енка и самоконтроль определение еником грани своего «знания незнания» своих потен иальных возмо носте а так е осознание тех проблем
которые еще предстоит решить в ходе ос ществления деятельности. одер ательны
контроль о енка рез льтатов ащихся пред сматривает выявление индивид ально
динамики ка ества своения программы ребенком и не доп скает сравнения его с
др гими детьми.
Для о енки
ективности заняти мо но использовать след ющие показатели:
– степень помощи котор ю оказывает педагог воспитанникам при
выполнении задани : ем помощь педагога меньше тем выше самостоятельность
дете и следовательно выше развивающи
ект заняти ;
–
поведение
воспитанников
на
занятиях:
ивость
активность
заинтересованность обеспе ивают поло ительные рез льтаты заняти ;
–
рез льтаты выполнения тестовых задани
при выполнении которых
выявляется справляются ли дети с тими заданиями самостоятельно.
Инстр ментари
Из аемы параметр
иды контроля
лево тап
1. Теоретическая
прос ез льтаты
икторина « агадки
подготовка:
деятельности
изтетрадки»
нание шахматных иг р
агадки « агадки из тетрадки
2. Практические
нализ прод ктов
Практи еская работа
навыки:
деятельности
Первона альное
Педагоги еское
располо ение иг р и
наблюдение
пешек
на шахматно доске.
3. ПознавательноПсиходиагностика
етодика «Память на
творческийпотенциал:
образы»Игры на внимание
Память внимание
етодика «Диагностика
оги еское мышление
развития лементов
логи еского мышления»
Итоговы тап
1. Теоретическая
нализ прод ктов
Шахматная викторина
подготовка:Правила
деятельности
шахматно игры
Шахматная доска
пределение шаха и мата
2.Практическая
нализ прод ктов
Шахматны т рнир
подготовкаУмение:
деятельности
-пользоваться
Педагоги еское
шахматно нота ие
наблюдение
для записи решения
зада и шахматно
25

партии
-поставить мат одиноком
королю соперника
тя елыми иг рами
3. Познавательнотворческийпотенциал:
-Память внимание
-Познавательная с ера
- оги еское мышление

Психодиагностика

бтесты екселя

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. есела И. еселы И. Шахматны б кварь. – .: Просвещение 1983.
2. Гон аров . екоторые акт альные вопросы об ения дошкольника шахматно
игре. – .: Г
И
.
3. Гришин . Ильин Е. Шахматная азб ка. – .: Детская литерат ра 1980.
4. ак . Дл голенски Я. Я играю в шахматы. – .: Детская литерат ра 1985.
5. нязева . роки шахмат. – ашкент: кит в и 1992.
6.
хин И. олшебные иг ры или Шахматы для дете 2–5 лет. – .: овая школа 1994.
7.
хин И. олшебны шахматны мешо ек. – Испания: Издательски
ентр
аркота. е д народная шахматная кадемия Г. аспарова
.
8.
хин И. еобыкновенные шахматные приклю ения.
9.
хин И. Приклю ения в Шахматно стране. – .: Педагогика 1991.
10. хин И. дивительные приклю ения в Шахматно стране. – .: Помат р 2000.
11. хин И. Шахматы для самых маленьких. – .: стрель
2000.
12. хин И. Шахматы первы год или ам клетки ерно-белые дес и та н полны:
ебник для 1 класса етыр хлетне и тр хлетне на ально школы. – бнинск:
Д ховное возро дение
.
13. хин И. Шахматы первы год или
сь и
: Пособие для ителя – бнинск:
Д ховное возро дение
.
14. Шахматы – школе ост. Б. Герш нски
. остьев. – .: Педагогика 1991.
15. еселых Инна еселых Ир и. Шахматны б кварь.– : Просвещение 1983.
16. Гон аров . екоторые акт альные вопросы об ения дошкольника шахматно
игре.– .: Г
И
.
.
17. Гришин . Ильин Е. Шахматная азб ка.– .:. Детская литерат ра 1980.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».