Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности

06.06.2019

Формирование доброжелательных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с использованием системы коррекционных игр Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М. 

01.01.2017



Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, в их поведении присутствует и агрессивность. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Недостаточное развитие произвольности эмоциональной сферы детей стало серьезной проблемой. У дошкольника в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды. Это обусловлено как возрастными особенностями дошкольного возраста, так и чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни.

Часто ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как он откроет для себя мир собственных и чужих эмоций. Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому, что малыш вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений.

Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Прежде всего маме и папе следует учитывать небольшой словарный запас малыша. Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «испуганный», «злой» и т.д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок или мультфильмов), тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков.

Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты.

Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.

Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

С уважением отнеситесь к чувствам своего ребенка: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

Работа по развитию эмоций поможет родителям понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание ему, т.к. он испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера, установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.

Эмоция –это мать психики. Для всего психического здоровья человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Неумение детей правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость, затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке лучше мыслит, лучше понимает свои переживания.

Играйте с ним – это так несложно. Вот несколько игровых упражнений, которые помогут успешно развивать эмоциональную сферу Вашего ребенка. Стоит только начать, а потом Вы придумаете новые игры, сочините сказки про Грустинку и Смешинку, Печалинку и Злючку, и Ваш ребенок с удовольствием будет их слушать, хорошо понимая этих героев и гораздо лучше разбираясь в собственных переживаниях и эмоциях.

Поиграйте с ребенком

Игра «Изобрази героя сказки»

Прочитав любимую сказку, рассказ, попросите ребенка изобразить эмоции героев (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов:

- улыбнуться, как веселый Буратино.

- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.

- рассердиться, как злой волк.

- погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.

Игра «Театр» (можно играть всей семьей)

Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Задание:

Ребенок изображает с помощью мимики какое–то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги), а Вы должны догадаться, какое настроение было загадано. Потом поменяйтесь – пусть отгадает ребенок.

Игра «Угадай эмоцию на ощупь»

Цель: развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.

Задание:

Взрослый дает задание: «Радость – замри». Ребенок изображает радость на лице, осторожно трогает своими пальчиками брови, рот, глазки.

Игра «Улитка» (автор Н.Кряжева)

Цель: развитие выдержки с самоконтроля

Задание:

Все играющие становятся на одну линию и по сигналу двигаются к заранее оговоренному месту, причем останавливаться и разворачиваться нельзя. Побеждает последний пришедший к финишу (особенно полезная для конфликтных, агрессивных детей).

Игра-упражнение «Испуганный ежик»

Цель: отработка вербальных способов выражения своих эмоций

Задание:

Один участник изображает испуганного ежика, свер­нувшегося в клубок. Задача другого - пытаться соот­ветствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить доверие, что­бы он развернулся.

Сначала пусть ежиком побудет ребенок, а Вы попытаетесь установить контакт с ним, вызвать доверие, используя как можно более насыщенную эмоциональными эпитетами речь. Затем ежиком станете Вы, пусть ребенок попробует расположить ежика к себе.

Игра-упражнение «Ладушки»

Цель: развиваем умение работать с партнером.

Играем парами. Играя с партнером в «Ладушки», необходимо достичь максимально высо­кого темпа не сбиваясь и не говоря.

Кто не может долго быть в контакте - это более замкнутые люди, а кому хочется продлить, кому комфортно в длитель­ном общении - более общительный. Если играете несколькими парами – поменяйтесь.

Игра-упражнение «У дяди Абрама»

Участники сидят в круге и хором говорят: «У дяди Абрама восемь сыновей. Они не ели, они не пили и не курили никогда». Второй раз повторяют, хлопая руками в ритм по коленям. Через некоторое время ведущий говорит: «А теперь добавим правую ногу, надо сильно топать правой ногой, давайте топнем правой ногой». Таким образом, теперь все говорят ту же самую фразу, хлопают руками в ритм по коленям и топают правой ногой. Через некоторое время, ве­дущий говорит: «А теперь добавим еще и левую ногу, надо сильно топать левой ногой, давайте топнем ле­вой ногой». Все повторяют фразу, топая теперь уже двумя ногами. Так же по очереди добавляются еще «пра­вое плечо» (поднимается вверх), «левое плечо» (поднимается вверх), «голова» (вращение головой). Движения только дополняются, и, таким образом, к кон­цу упражнения, хлопается, топается, поднимается и крутится все.

Игра «Я - луноход»

Играют несколько человек. Один участник начинает ползать на ко­ленях и говорить: «Я -Луноход-1». Тот, кто засмеется, становится следующим «Луноходом», ползает и гово­рит: «Я - Луноход-2» и так далее, пока все участники не станут «Луноходами».

Удачи Вам, дорогие родители! Пусть Ваши дети научатся открыто и грамотно выражать свои эмоции, понимать свое эмоциональное состояние и самое главное научатся управлять проявлениями своих эмоций во благо себе и окружающим.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Именно в детстве закладываются и формируются основы личностных свойств и качеств, способных влиять на деятельность, поведение, взаимоотношения человека во взрослой жизни. Поэтому актуальным и важным является, на самых первых этапах становления личности, выявление отклонений в развитии межличностных отношений.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе.

Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складывают­ся определенныевнутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, суще­ственно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характе­ристикам

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного пове­дения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаи­вания своего превосходства, когда агрессивные действия исполь­зуются как средства достижения определенной цели. Соответствен­но, максимальное удовлетворение дети получают при получении же­ланной цели — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, после чего агрессивные действия прекращаются. Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный по­вод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех си­туаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное поведе­ние, необходимо для понимания направленности агрессивного пове­дения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие.

v Привлечение к себе внимания сверстников (Мальчик вырывает кни­гу у девочки, и разбрасывает игрушки, и начинает громко лаять, изобра­жая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

v Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое пре­восходство (Заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);

v Защита и месть (В ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);

v Стремление быть главным (Например, после неудачной по­пытки занять первое место в строе мальчик отталкивает опере­дившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть голо­вой о стену);

v Стремление получить желанный предмет (Чтобы обладать нуж­ной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над свер­стникам).

Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками.

В общих чертах обиду можно понимать как болезненное пережи­вание человеком своего игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание включено в общение и направлено на другого.

Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном итоге дефор­мируют личность человека.

В состоянии обиды ребенок не дерет­ся, не нападает на обидчика, не мстит ему. Для проявления обиды характерна подчеркнутаядемонстрация своей «обиженности».Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно по­казывает свои «страдания». Ре­бенок ограничивается осуждением, обвинением обидчика, оправда­нием «жертвы» и даже не пытается найти какой-либо выход из про­блемной ситуации. Ребенок с удовольствием подчер­кивает, как нехорошо с ним поступили окружающие, как они винова­ты перед ним. Обвинение других и оправдание себя является для них самостоятельной задачей, более важной и привлекательной, чем раз­решение конфликта. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания и препят­ствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать как одну из конфликтных форм межличностных отношений.

Застенчивый ребенок — это такой ребенок, который, с одной сто­роны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к об­щению с ними, а с другой стороны — не решается проявлять в нем себя и свои коммуникативные потребности, что приводит к наруше­нию согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребенкак са­мому себе. С одной стороны, ребенок имеетвысокую общую самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой —сомнева­ется в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить свои, подчас очень хорошие, способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Демонстративных детей выделяетстремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса. Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, ис­пользуют ситуацию взаимодействия как средство привлечения вни­мания взрослых или сверстников. Отношения для таких детей явля­ются не целью, а средством самоутверждения и привлечения внима­ния. При этом способом привлечения внимания может быть как про- социальное поведение, так и действия, выражающие агрессию. Де­монстративные дети оченьориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Все это замыкает ребенка на самом себе, мешает видеть и слы­шать других, приносит острые болезненные переживания одиноче­ства, своей «недооцененности», «незамеченности».

Сравнивая разные типы «проблемных» детей, можно заметить, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для воспитателя. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами стремятся привлечь к себе внимание, четвертые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов. Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех межличностных проблем лежат сходные внутриличностные основания. Самооценка этих детей может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с ними. Все это само по себе не является источником личностных проблем.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Представляем поэтапную систему игр, авторами которой являются доктор психологических наук Е. О. Смирнова и кандидат психологических наук В.М. Холмогорова, имеет главную цель: формирование общности с другими и возможность видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого (а не себя в нем) являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям, привлечение внимания ребенка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чув­ство общности друг с другом, учат замечать достоинства и пере­живания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаи­модействии. Система коррекционных игр.docx

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы. коммуникативные игры.doc

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.