06.09.2020
Адаптация ребенка к
детскому саду.
Живя в семье в
определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно
приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой
устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к
окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к
определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру
пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих
ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму,
способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения
с родителями, привязанность к ним.
В случае, если
установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка
временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем,
что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро
затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые.
Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые
тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако,
мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не
так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном
воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не
остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к
новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в
детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация
к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и
быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и
временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким
нарушениям относят:
- нарушение
аппетита (отказ от еды или недоедание)
- нарушение
сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
- меняется
эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и
более глубокие расстройства:
- повышение
температуры тела
- изменения
характера стула
- нарушение
некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок,
его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к
новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни
пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей.
Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день
плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают
бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей,
хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне
спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования
воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в
последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя
чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам
выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру
поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к
какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним.
Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в
ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не
"стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный
переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития
процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена
таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых
говорилось выше.
Ниже приведена
информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период
более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:
- Чем
чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во
дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем
быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в
обстановку детского сада.
- Неформальное
посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный
рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и,
несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как
весело и хорошо другим детям в детском саду.
- Т.к
каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального
подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с
небольшими перерывами (2-3 дня).
- В
первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
- Для
первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это
позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный
подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
- Установление
эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в
привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день
кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование
интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и
воспитателем в новой ситуации.
- Очень
полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и
ребёнок.
- Отрицательное
влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в
детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в
семье и в детском учреждении.
Необходимо:
- до
приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности
поступающего ребёнка (анкета).
- в
первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно
менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
- приблизить
домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять
ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.
Возвращаясь к
вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков
общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть
дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны
быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям
первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй
должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов
семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.
Сразу хочу заметить, что не все мгновенно увидят
плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3
месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после
выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что
это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с
первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети
разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с
Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания
воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с
семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей,
потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в
детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.
При лёгкой адаптации
поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников
- за 10 - 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение
10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон
налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со
взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,
3 адаптационные
группы:
гр. |
эмоциональное
состояние |
деятельность |
отношения
со взрослым |
отношения
с детьми |
речь |
потребность
в общении |
1. |
слёзы,
плач |
отсутствует |
отрицательные |
отсутствует
или связана с воспоминанием о близких. |
Потребность
в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе. |
|
2. |
неуравновешен.,
заплачет, если рядом нет взрослого. |
наблюдение,
подражание взрослым. |
положительные,
по инициативе воспитателя. |
отсутствуют
или положительные (ответные). |
ответная
(отвечает на вопросы детей, взрослых). |
Потребность
в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него
сведений об окружении. |
3. |
спокойное,
уравновешенное |
предметная
деятельность или сюжетно-ролевая игра. |
положительные,
по инициативе ребёнка |
положительные |
инициативная
(сам обращается ко взрослым и детям). |
Потребность
в общении со взрослым и в самостоятельных действиях. |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.09.2020
Дата обновления: 06.09.2020
Дата публикации: 06.09.2020