Возрастные особенности детей 5 - 6 лет
25.02.2025
Возрастные особенности детей 5– 6 лет
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное
развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих
его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности,
основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.
Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием
формирования самостоятельности.
Повышается общий уровень физической выносливости, но
повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность
детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.
Более совершенной становится крупная моторика. Развитие
мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок
самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.
Успех в освоении основных движений во многом обусловлен
уровнем развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются
при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами. Закрепление
навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах
(при условии предварительной отработки движений) в группе и на прогулке.
Взрослый, находясь рядом с детьми, следит за безопасностью, заботится о смене
двигательной активности, при необходимости организует вместе с детьми
пространство для подвижных игр.
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности
памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения
материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех
познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений.
Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается
фонематический и звуковысотный слух.
Восприятие. В
5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы,
величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10
различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет
в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он
способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно
воспринимаемых объектов – не более двух.
Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном
возрасте, должна быть направлена на активное восприятие его ребенком.
Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и
освоение времени.
Память. Объем
памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются
произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности.
Возможно, как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока
преобладает непроизвольная память.
Внимание.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока
невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей
ребенка и условий обучения.
Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень
привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости
внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.
Мышление.В 5-6
лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет
ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных
средств (схем, чертежей и пр.) К нагляднодейственному мышлению дети прибегают
для выявления необходимых связей.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет
ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия
собственных действий и поступков.
Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой
для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при
группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму
(материал) и т.д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и
давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в
их наглядный опыт.
Речь.
В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи.
Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении
стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается связная речь.
Воображение.
Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки,
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Развивается продуктивное воображение, способность
воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры:
космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и
т.д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной
деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких
второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль).
Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.
Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок
фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем,
так как игра отражает реальные социальные роли.
К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием
групп- детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и
общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.
Детские игровые объединения имеют непостоянный состав,
который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются
микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них –
смешанные.
Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со
сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению
детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных
симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами
от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и
общении.
Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к
сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся
договариваться между собой для достижения конечной цели.
Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не
ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах,
помогает почувствовать свое взросление и компетентность.
В качестве ведущей деятельности ребенка выступает
сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования
субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация
важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры, и отработка навыков
формального и неформального общения.
У детей этого возраста формируется способность управлять
своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов
рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от
внешнего мира.
Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они
воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым
дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных
характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в
рисунках, постройках, позах и движениях.
Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений
дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения.
Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования,
выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных
компонентов развития личности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.09.2020
Дата обновления: 25.02.2025
Дата публикации: 25.02.2025