11.10.2021
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
Ребенок
4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него
уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо)
себя вести.
Ребенок может по собственной
инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить
дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает
неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает,
что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него
людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в
поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что
повышает их возможности регулировать поведение.
Появляется
сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема
собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно
охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания.
Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4
года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого
или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В
этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении
взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует
повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено
с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п.), однако уже
отмечаются и ситуации чистого общения.
В этом возрасте у детей
появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как –
мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая
причёска»), о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын,
внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5
годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых
мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с
другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и
оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
Но такой
скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию
речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью
- он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.
Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода
перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими
впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной
особенностью речи ребенка является использование ее для общения со
сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает
вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает,
обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их
признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим.
Между четвертым и пятым
годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого
периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.
Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка
запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели,
месяцы, времена года и т. д.
Благодаря развитию
речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок
четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных
проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка
предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные
проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает
ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства.
Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка
прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть
развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с
ценностями, идеалами и нормами жизни.
Если взрослые постоянно читают дошкольникам
детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно
отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения
поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют
иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу,
рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди
других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести
книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют
в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую
придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при
инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.
4-5
лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно
стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в
многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую
информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов,
ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и
вещей, мир человеческих отношений.
Он чрезвычайно вынослив и
может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много
новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире
значительно расширяются
Все
совершенней становится его ручная
умелость, он проявляет
удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно
овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает
возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок четвертого и пятого
года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая.
Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет,
распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют
выполнение этих правил. В игре ребенок
учится общению со сверстниками, учится
контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно
легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих
требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости,
настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое
воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.
Ребенок
этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными
"ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки
и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок
четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности
через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих
отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.
В качестве поощрения могут
выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным.
Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например так:
посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и
пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими
делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К
этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает
упрямиться и безобразничать.
Все, кто имеет
отношение к воспитанию ребенка, должны быть
едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в
данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.
Обязательно привлекайте ребенка к труду,
старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их
с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.
Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный -
слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами.
Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то
способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой.
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным
человеком, от которого ничего не зависит.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.09.2020
Дата обновления: 11.10.2021
Дата публикации: 11.10.2021