18.09.2019
В 6—7 лет ребёнок осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям.
К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания. Старший дошкольник уже может объяснить ребёнку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий), и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать её, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.
К концу дошкольного возраста происходят изменения в эмоциональной сфере. Это влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка с взрослым. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. В этом возрасте дети владеют обобщёнными представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности.
В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др.
Совершенствуется развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх-, четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность заданий, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкций. Возможности смыслового, логического запоминания остаются относительно сохранными.
Для детей с ТНР характерно использование штампов и однообразности, им требуется значительно больше времени для включения в работу, наблюдается истощение деятельности. Развитие способности к продуктивному творческому воображению нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых.
В целом для детей характерны сохранность познавательного интереса, достаточная развитость предметно-практической деятельности и вместе с тем отмечается своеобразие отдельных сторон мышления: несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации.
Речь детей характеризуется недоразвитием лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Дети испытывают затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости. Типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Они могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике. В самостоятельных высказываниях у них могут смешиваться видовые и родовые понятия.
Недостаточность лексического строя проявляется и в специфических словообразовательных ошибках.
В связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревании» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропусками его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз.
К концу дошкольного детства ребёнок накапливает достаточный читательский опыт.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большей самостоятельностью в определении замысла работы.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.
В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР встречаются дети, которые имеют следующие особенности:
- выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, застреваемость, нередко сопровождаемые навязчивыми страхами;
- чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемые невротическими рвотами, потерей аппетита;
- энурез (недержание мочи);
- повышенную обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Наличие указанных болезненных черт у детей с общим недоразвитием речи объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.09.2019
Дата обновления: 18.09.2019
Дата публикации: 18.09.2019