Положение об оказании логопедической помощи

1

1. Общие положения.
1.1. Положение об оказании логопедической помощи регламентирует
деятельность МАДОУ детский сад комбинированного вида № 539 (далее –
МАДОУ), осуществляющего образовательную деятельность, в части
оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения
устной речи и трудности в освоении ими основной образовательной
программы (в том числе адаптированных).
1.2. Задачами МАДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с
выявленными нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками
по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.
2. Порядок оказания логопедической помощи в МАДОУ
2.1. Логопедическая помощь оказывается МАДОУ в рамках реализации
основной образовательной программы (в том числе адаптированной).
2.2. При оказании логопедической помощи ведется документация:
- программы и планы логопедической работы;
- годовой план учителей-логопедов;
- расписание занятий учителей-логопедов;
- индивидуальные карты речевого развития воспитанников, получающих
логопедическую помощь (приложение № 6);
- журнал учета посещаемости логопедических занятий;
- отчетная документация по результатам логопедической работы.
Срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется
локальным нормативным актом МАДОУ, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи, исходя из:
2

1) количества воспитанников, имеющих заключение психологомедико-педагогической комиссии (далее ПМПК) с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
2) количества воспитанников, имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее – ППк);
3) количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной учителем-логопедом МАДОУ.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей
(законных представителей) воспитанников (приложение № 3).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в
год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование
воспитанников по запросу родителей или законных представителей
воспитанников (приложение 2), имеющих нарушения устной речи и
получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения
плана коррекционной работы учителя-логопеда
и другие варианты
диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника.
По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников,
демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации
внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им
должна быть подготовлена педагогическая характеристика воспитанника
(приложение № 4), демонстрирующего признаки нарушения устной речи и
оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения
учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта
2.4. Положения.
2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов
логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения
воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление воспитанников на логопедические занятия может
производиться в течение всего учебного года.

3

Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется
по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых
особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на
основании распорядительного акта руководителя МАДОУ.
2.7. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в
индивидуальной и подгрупповой формах. Количество и периодичность
подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом
с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций
ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом
режима работы МАДОУ.
2.9. Содержание коррекционной работы с воспитанниками
определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк
и результатов логопедической диагностики.
2.10.
Логопедические
занятия
проводятся
в
помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей
воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
(приложение № 5).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за
ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа,
предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная
или иная).
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей воспитанников при совместной работе всех участников
образовательного процесса (административных и педагогических работников
МАДОУ, родителей (законных представителей)), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная деятельность осуществляется через организацию:
- постоянно действующей консультационный центр для родителей;
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников МАДОУ;
4

- информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при
программы дошкольного образования

освоении

образовательной

3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию
помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной
программы дошкольного образования определяются с учетом локальных
нормативных актов МАДОУ.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники старших и
подготовительных групп.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом
2.4. Положения.
3.4. Периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого
нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме подгрупповых и индивидуальных занятий).
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк с рекомендациями о
проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом, определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух раз в
неделю (в форме подгрупповых и индивидуальных занятий).
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 мин., для детей от 6-ти до 7-ми лет –
не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендациями об обучении по адаптированной основной программе
дошкольного образования – не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк с рекомендациями о
проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом, не более 12
человек.

5

Приложение № 1
Документация МАДОУ детский сад комбинированного вида № 539 при
оказании логопедической помощи
Программы и/или планы логопедической работы.
Годовой план работы учителя-логопеда.
Расписание занятий учителя-логопеда.
Индивидуальные
карты
речевого
развития
воспитанников,
получающих логопедическую помощь (приложение № 6).
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
1.
2.
3.
4.

6

Приложение № 2
Заведующему МАДОУ детский сад
комбинированного вида № 539
__________________________
__________________________

7

Приложение № 3
Заведующему МАДОУ детский сад
комбинированного вида № 539
__________________________
__________________________

8

Приложение № 4
Педагогическая характеристика воспитанника
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Дата рождения: ________________ Группа: _____________________________
Общие сведения.
1. Дата поступления в ДОУ: __________________________________________
2. Организация образования: _________________________________________
__________________________________________________________________
3. Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка: _______
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Состав семьи: ____________________________________________________
5. Трудности, переживаемые в семье: __________________________________
Информация об условиях и результатах образования ребенка в ДОУ.
1. Динамика освоения программного материала (УМК, соответствие объема
знаний, умений и навыков требованиям программы): ____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: ________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Отношение семьи к трудностям ребенка: _____________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая
помощь: __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
«___»__________20___г.
_____________/___________________________
Учитель-логопед, принявший обращение: __________/___________________
Результат обращения: _______________________________________________
__________________________________________________________________
«___»__________20___г. _____________/____________________________

9

Приложение № 5

10

Приложение № 6
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Ф.И. ребенка____________________________________
группа №__________________
Дата рождения______________________
дата обследования________________________________
1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
С З
Ц Ш Ж Щ Ч Р Л К Г
с з
р л к
г

Х
х

Т
т

Д
д

Др.
звук
и

Изолир.
В
словах
В
потоке
речи
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.
Задания, характер выполнения.
1.Исследование
- руки вперед, вверх, в стороны, на пояс,
двигательной памяти.
- повторить движения за исключением
одного «запретного движения».
2.исследование
- стоять с закрытыми глазами, стопы ног
статической
поставить на одной линии 5 сек.,
координации
- стоять с закрытыми глазами на одной ноге
3.исследование
- маршировать, чередуя шаг и хлопок
динамической
ладонями,
координации.
- выполнять 3 – 5 приседаний на носках.
4.исследование
- маршировать и остановиться внезапно по
произвольного
сигналу.
торможения.
5.исследование
- ходьба по кругу и в обратном направлении,
пространственной
и т.д.
организации.
- то же по словесной инструкции.
Количество баллов________ уровень
_____________________________________________
3. ОБСЛЕДОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Задания, выполнение.
1.исследование
- поочередное загибание пальцев,
статической
- вытянуть указательный палец и мизинец,
координации.
- вытянуть указательный и средний пальцы,
- положить указательные пальцы на средние,
- положить средние пальцы на указательные,
- соединить большой палец с указательным и
11

2.исследование
динамической
координации.
3.исследование
чувства ритма.

т.д.
- «пальчики здороваются»,
- «кулак-ребро-ладонь».
- сменять руки со сжиманием/разжиманием
кулака,
- «игра на рояле»,
- раскрашивание, вырезание, штриховка,
- рисование по образцу «дом-дерево-забор»,
- письменная проба (темп движений).
- «давай поздороваемся».

Исследование
механизмов
автоматизации
движений ведущей
руки.
Количество баллов_______________ уровень
______________________________________
4. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.
Задания, выполнение.
1.исследование подвижности - вытянуть губы и округлить,
губ.
- улыбнуться,
- поднять верхнюю губу,
- опустить нижнюю губу,
- облизнуть губы,
- усиленный выдох,
- надуть щеки и втянуть их.
2. исследование подвижности - «лопатка»/«иголочка», «качели»,
языка.
«часы».
3.исследование подвижности - опустить челюсть, выдвинуть
челюсти
вперед, в стороны.
4.исследование движений
- произнести звук А на твердой атаке.
мягкого неба
Количество баллов___________
уровень____________________________________________
5. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Задания, выполнение.
1.повторение
- оскалиться, высунуть язык, закрыть рот,
артикуляционных
- язык к верхним зубам, к нижним, положить
движений.
на нижнюю губу,
- сделать «чашечку» и занести ее в рот,
- открыть рот, улыбнуться, сделать «хоботок»,
- раскрыть рот, полузакрыть, закрыть его.
2.повторение
- а-и-у, о-и-а, ы-о-э, о-а-о
12

звуковых рядов.
3.повторение
- ка-па-та, том-дом-ком, пла-пло-плу, ралслоговых рядов.
тар-тал.
4.чтение
А. Барто «Мячик», «Лошадка», «Зайка».
стихотворений.
Количество баллов________
уровень_______________________________________________
6. ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ.
Задания, выполнение.
1.исследование движений
- нахмурить брови, поднять,
мышц лба.
наморщить лоб,
2.исследование движений
- закрывание глаз, подмигивание.
мышц глаз.
3.исследование движений
- надуть правую, левую щеку, обе
мышц щек.
щеки,
4.исследование мимических
- удивление, радость, испуг,
поз.
грусть, злость.
5.исследование
- свист, поцелуй, улыбка, оскал,
символического праксиса.
плевок, цоканье.
Количество
баллов___________уровень___________________________________________
7. ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Исследование: губ, зубного ряда, прикуса,
языка, твердого и мягкого неба, нижней
челюсти.
Характер нарушения:
Количество баллов___________
уровень___________________________________________
8. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Задания, выполнение
1.исследование состояния
Восприятие шепотной речи на
слуха.
расстоянии 5 м.
2.исследование
«Угадай, что звучит?»
дифференциации неречевых
звуков.
3.исследование слуховой
«Дай кубик, а потом возьми мяч».
памяти и понимание речи.
«Поставь кубик на стол, а зайца
посади на стул».
4.исследование различения
- ба-па, да-та, ка-га-ка, са-ся, жа-ша,
слогов, слов с
са-за,
оппозиционными звуками.
- мышка-мишка, катушка-кадушка,
- семь машин на шоссе,
13

5.исследование
фонематического анализа и
синтеза.

- пастушок быстро шел,
- висел железный замок,
- ручное зеркало упало.
- определить наличие звука,
- определить количество звуков в
слове,
- определить место звука в слове,
- составить слово из звуков,
- придумать слово на заданный звук.

Количество баллов_________
уровень_____________________________________________
9. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ.
Задания, выполнение.
1.исследование
- верхнеключичное, грудное или
дыхания.
диафрагмальное (1 балл).
2.исследование
- произнесение фразы из 3-4 слов (5 лет),
речевого дыхания.
- 4-6 слов (6-7 лет).
3.исследование голоса. - сосчитать от 1 до 10 громко, тихо,
- произнести фразу «Уронили мишку на
пол» как маленький ребенок, как директор
школы.
4.наличие саливации.
Количество баллов___________
уровень____________________________________________
10. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ.
Задания, выполнение.
1.ритм речи.
Прохлопать песенку.
2.темп речи.
Рассказать стихотворение в заданном
темпоритме.
3.паузация.
В устных высказываниях.
4.логическое
Произнести скороговорку, меняя ударение в
ударение.
словах.
Количество баллов__________
уровень____________________________________________
11. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
Задания, выполнение.
1.исследование
аквариум___, милиционер___,
произнесения слов
воспитательница___, сковорода___,
сложного слогового
парикмахерская___,
состава.
мотоциклист___, автомобиль___,
наволочка____.
2. исследование
- Мальчик слепил снеговика.
произнесения слов
- Водопроводчик чинит водопровод.
14

различного слогового
состава в предложениях.

- Милиционер ездит на мотоцикле.
- Регулировщик стоит на
перекрестке.
Количество баллов________
уровень_____________________________________________
12. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.
Задания, выполнение.
1.исследование
Показ называемых предметов.
пассивного словаря.
2.исследование
Огурец – огурцы____, воробей –
понимания
воробьи_____,
грамматических форм.
платье – платья___, яйцо – яйца____,
утенок – утята______.
3.исследование
- возьми линейку со стола, из коробки,
понимания предложноиз-под книги.
падежных конструкций.
4.исследование
Кукла – куколка___, лист – листочек___,
дифференциации
Дом – домик___, шар – шарик___.
уменьшительноласкательных
существительных.
5.исследование
Прыгает – подпрыгнула – спрыгнула –
дифференциации
перепрыгнул.
глаголов с различными
Пришел – ушел – обошел – вошел.
приставками.
Количество баллов______
уровень________________________________________________
13. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ.
Задания, выполнение.
1.исследование словаря
Номинативный словарь___, части
существительных.
тела___,
Профессии____________,
формы______.
2.исследование обобщающих
Одежда___, мебель___, овощи____,
понятий.
фрукты___, животные____.
3.исследование глагольного
- кто как голос подает?
словаря.
- кто что делает? (профессии)
- кто как передвигается?
4.исследование словаря
- называние оттеночных цветов.
прилагательных.
5.исследование подбора
Большой - ____, длинный - _____,
антонимов.
полный - ___, высокий - ___,
широкий - _____.
15

Количество баллов________
уровень______________________________________________
14. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ.
Задания, выполнение.
1.исследование образования Стол - _________, чашка существительных мн.числа. _____________
Дом - ____________, стул _____________
Окно - ____________, ведро _____________
Дерево - _____________________
2.исследование образования Кого увидела собака? На чем катается
существительных в
мальчик? Кому мальчик наливает
косвенных падежах.
молоко? Кем хочет стать девочка?
3.исследование образования Ворона – много ________________,
существительных род.п.
Воробей – много__________________,
мн.числа.
Ребенок – много __________________,
Нож – много _____________________,
Карандаш –
много_______________________
4.исследование
В, на, под, над, за, перед, около.
употребления предлогов.
5.исследование
1 цыпленок – 2___________ - 5
согласования числительного ___________
с существительным.
1 матрешка – 2
-5
6.исследование
Шар - ____________,
согласования
ваза_________________
прилагательного с
Перо , брюки существительным.
7.исследование образования У коровы_______________, у
названий детенышей.
собаки__________
У кошки___________________, у
лошади __
,у свиньи
8.исследование образования Чашка - ________________, яблоко уменьшительно__________
ласкательных форм.
Стул - __________________, цветок _________________, жук 9.исследование образования Кастрюля из
относительных
металла______________________
прилагательных.
Матрешка из
дерева_______________________
Тетрадь из
бумаги_________________________
Бутылка из стекла
16

10.исследование
Что делает мальчик? (пришел, ушел,
приставочных глаголов.
обошел, вошел).
11.исследование глаголов
Что делает девочка?
совершенного вида.
Что сделала девочка?
Количество баллов__________
уровень____________________________________________
15. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Муравей и голубка
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его
и он начал тонуть.
Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку.
Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и
поймать голубку в сеть. Он подполз к охотнику и укусил его в ногу. Охотник
вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Параметры оценки:
Баллы
- соответствие ситуации
- целостность
- последовательность
_____
- плавность изложения
- понимание
- полнота пересказа
- языковое оформление
- самостоятельность
Количество баллов:
Уровень:______________
_____________________
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:______
УРОВЕНЬ:_______________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:____________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________
Ф.И. ребенка
__________________________________________________________________
Промежуточная диагностика
Дата: «____» декабря 20___ г.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
17

Итоговая диагностика
Дата: «____» мая 20___ г.
Параметр
1.Обследование
звукопроизношения

баллы

Уровень

2.Обследование общей
моторики
3.Обследование мелкой
моторики
4.Обследование
артикуляционной моторики
5.Обследование динамической
организации артикуляционного
аппарата в процессе речи
6.Обследование мимической
мускулатуры
7.Обследование строения
артикуляционного аппарата
8.Обследование
фонематического восприятия
9.Обследование дыхательной и
голосовой функции
10.Обследование
просодических компонентов
речи
11.Обследование слоговой
структуры слова
12.Обследование понимания
речи
13.Обследование лексики
14.Обследование
грамматического строя речи
15.Обследование связной речи
Общее количество баллов:___________________________________________
Заключение:_______________________________________________________
__________________________________________________________________

18

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».