Содержание 1 .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи программы дополнительного образования 1.3. Формы 1.4 1.5. 2. реализации программы Методы реализации программы Ожидаемые результаты СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Особенности развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста 2.2. Календарно-тематическое планирование 2.3. Взаимодействие педагога с семьями дошкольников 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организация развивающей предметно-пространственной среды. Оборудование и материалы для занятий с детьми. 3.1. 3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 1 .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Волшебные ручки» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей), соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ, регулирующими его деятельность: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4,28 июня 2014 г.). 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовайия". 2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования". 3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г. 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". 5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13). 6. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016- 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151- 03 «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы». 7. 8.Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 Л~919-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года». У хореографии, в последние годы особенно, становится все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Особенно она популярна в молодежной и детской среде. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. В основу программы положены методические наработки В. В. Шаров «От ритмики к танцу» - 2005 год: Хореографическая деятельность для занятий с детьми 3-5 лет Москва, Мозаика - синтез 2009год. Хореографическая деятельность для занятий с детьми 5-6 лет Москва, Мозаика - синтез 2009 год. Хореографическая деятельность для занятий с детьми 6 -7 лет Москва, Мозаика - синтез 2009 год. В процессе занятий танцами у детей происходит перевоплощение, уходят в никуда страхи, снижается уровень агрессии, появляется возможность открывать и понимать себя, управлять своими эмоциями. Дети, являясь по своей природе творцами, в движении, в музыке способны воспринимать по-своему многообразие окружающего мира. Работа детского коллектива всегда ценна тем, что дети приучаются подчинять свои личные желания интересам большинства, а в хореографическом коллективе у ребенка развивается не только чувства ритма, умение понимать музыку, согласовывать с ней движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность тела, но и находиться в общей «связке» с товарищами, чувствовать свою ответственность за качество исполнения танца, быть составной частью детского объединения. Качественное формирование гармоничной личности в хореографических коллективах становится возможным путем вхождения обучающихся детей в креативные ситуации, где происходит их творческое развитие и совершенствование индивидуально-личностных качеств. Как известно, основными методами работы с детьми является игровая деятельность. Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно-познавательный смысл, необходимый для личностного и общественного развития детей. Такое включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный практический опыт, а также усваивать и осознавать социальные ценности. Для танцевальной культуры характерно раскрытие прекрасного в природе ребенка, соединение реального и фантастического вымысла; хореографическая деятельность работает на становление личности, постепенно приобщает его к миру прекрасного. И потому систематические занятия хореографией очень полезны для физического развития детей: у них улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Дети, в отличие от взрослых, более успешно овладевают танцевальными движениями, возможностью выразить отношение к музыке в свободных движениях. И действительно, танец помогает отражать личностные особенности и поведенческие модели ребенка, структуру и характер его межличностных коммуникаций. Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленная организация образовательной работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе образования, обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития. Актуальность программы: Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для ■ полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. В образовательных учреждениях города всегда высока потребность в услугах танцевально-хореографических коллективов. Любое культурно-массовое мероприятие без этого не обходится. Без хореографических композиций концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное, познавательное, патриотическое). 1.2. Цели, задачи программы дополнительного образования Цель программы - развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства. Задачи. Обучающие: • освоение азов ритмики; • поэтапное овладение основами классического экзерсиса на середине зала; • обучить простейшим элементам современного танца; • обучить элементам музыкальной грамоты; • познакомить детей с историей возникновения и развития танца; • побуждение к импровизации под музыку, сочинение собственных композиций из знакомых движений; • развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений. Развивающие: • способствовать снятию мышечных и психологических зажимов посредством танцевального движения; • формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка; • формировать интерес к танцевальному искусству; • развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений; • развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки; • развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить; • развивать художественный вкус; • обучение детей примем самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимо-контроля. Воспитательные: • воспитать культуру поведения и общения; • воспитать умение ребенка работать в коллективе; • заложить основы становления эстетически развитой личности; • воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности. Предполагаемые результаты: • Научить ребенка чувствовать и ощущать музыкальный ритм; • Формировать потребность к творческому самовыражению; • Овладение детьми приемами, связками движений в танцевальных композициях; • Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей; • Повышение работоспособности и двигательной активности; • Развитие правильной осанки; • Привитие культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающими. 1.3. Формы реализации программы. 1. Массовая - занятия проводятся со всем танцевальным коллективом. 2. Групповая - занятия проводятся по группам с использованием дифференцированного подхода. 3. Индивидуальная - занятия проводятся с учетом возрастных и личностных особенностей. Формы занятий: -традиционное занятие -комбинированное занятие -практическое занятие -игра -репетиция. 1.4. Методы реализации программы 1. Наблюдение - помогает получить на занятиях конкретный фактический материал по предмету или объекту наблюдения, выявить пассивных и активных детей, а также успешность усвоения новых знаний; 2. Беседа - применяется при индивидуальной, групповой работе и работе с родителями как консультирование; 3. Рассказ - используется при сообщении общих и новых знаний по хореографии; 4. Объяснение - применяется на каждом занятии, особенно при знакомстве с новыми движениями; 5. Наглядное демонстрирование - непосредственный показ педагогом новых элементов и движений для дальнейшего изучения с детьми. 6. Анкетирование - сбор необходимой информации о мотивации к занятиям, родителях, семье с целью дальнейшего планирования воспитательной и учебной деятельности. 7. Видеометод - просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве, обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной хореографии. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание программы кружка «LOLLIPOP» обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Например, ходьба на каждый счет, хлопки через счет способствуют исполнению в дальнейшем более сложных сочетаний ритмического рисунка. Шаг на месте, переступание способствуют овладению танцевальными шагами. Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым предлагается показать какое-либо упражнение остальным детям, в игре предлагаются ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям. 2. Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. 3. Принцип систематичности - непрерывность и регулярность занятий. Систематические Занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела. 4. Принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе. 5. Принцип повторяемости материала заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков. Программным материалом предусмотрено многократное повторение упражнений, способствующих образованию двигательного стереотипа. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения. 6. Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения. 7. Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе. 8. Принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Образовательная программа рассчитана на 4 года. Первый год обучения (дети в возрасте 3-5 лет) - подготовительная ступень: предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев. Второй год обучения (дети в возрасте 6-7 лет) - начальная ступень: закрепление азов ритмики и усложнение материала по партерной гимнастике, постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений. В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения. Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа: 1. Начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению). 2.Этап углубленного разучивания упражнений. З.Этап закрепления и совершенствования упражнения. Начальный эта п Этап углубленного разучивания Этап закрепления и совершенствования -название упражн ения; - показ; -объяснение техники; - выполнение упражнения* -уточнение двигательных действий; - понимание закономерностей движения; - усовершенствование ритма; - свободное и слитное выполнение упражнения. - закрепление двигательного навыка - выполнение упражнений более вы сокого уровня; - использование упражнений в комбинации с другими упражнениями; - формирование индивидуального с тиля. СТРУКТУРА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ. Основные части Основные задачи Подготовительная Организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния. Умеренное разогревание организма Развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций Постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. Основная Заключительная Основные средства Методическое обеспечение Строевые упражнения; Продолжительность подготовительной различные формы ходьбы и части определяется задачами и бега; несложные прыжки; содержанием занятия, составом короткие танцевальные занимающихся и уровнем их комбинации, состоящие из подготовки. На эту часть отводится освоенных ранее элементов. примерно 10 – 15 % общего времени. Упражнения на связь с музыкой Упражнения на силу, На данную часть занятия отводится растягивание и расслабление; примерно 75-85% общего времени. хореографические Порядок решения двигательных задач упражнения; элементы в этой части строится с учетом современного ритмического динамики работоспособности детей. танца; танцевальные Разучивание и корректировка новых композиции; постановочная движений происходит в начале работа. основной части, в конце – отработка знакомого материала. Спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость. На эту часть отводится 5 – 10 % общего времени. Проводится краткий анализ достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у детей чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться. Советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает сосредоточить на них внимание на следующем занятии. Занятия хореографией делятся на несколько видов. Основная часть занятия изменяется в зависимости от методов решения поставленных задач. • • Обучающие занятия. На обучающих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений, танцевального па в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. Закрепляющие занятия. Предлагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. Затем идет повтор движения каждым ребенком, по очереди, (диагональ), начинают дети, выполняющие движения правильно. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные композиции. • Постановочные занятия. На занятии разучивается рисунок танца, дети учатся эмоционально передавать характер танца. Импровизационные занятия. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа. • Режим занятий. Занятия проводятся во второй половине дня дважды в неделю в течение 30 минут. 1.5.0ЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Общие ожидаемые результаты обучения: • простейшие элементы партерной гимнастики; • навыки выворотного положения ног, устойчивости, координации движений; • правила постановки корпуса; • правила поведения на занятиях и на концерте. • передавать в движении музыкальный размер и ритмический рисунок, акцентировать шаг на первую долю; • распознавать характер танцевальной музыки; • творчески мыслить и фантазировать в соответствии с музыкальным материалом; • правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носочка; • чувствовать характер музыки; • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; • строить отношения со сверстниками. 1. Коллективно-порядковые навыки и умения: • принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; • организованно строиться (быстро, точно), сохранять правильные дистанции в колонке нарами; • самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковому и музыкальному сигналам; • наблюдать темп движений, обращая внимание на музыку; • ходить вдоль стен с четкими поворотами в углах зала; • строиться в колонну «по два»; • перестраиваться из колонны парами в колонну «по одному»; • строиться в круг из шеренги и из движения в рассыпную. 2. Музыкально-ритмические навыки и умения: • реагировать сменой движений на смену характера музыки; • самостоятельно ускорять и замедлять темп разнообразных движений; • самостоятельно отмечать в движении метр, ритмический рисунок, акцент; • реагировать на темповые и динамические изменения в музыке. 3. Навыки и умения выразительного движения: • легко, естественно и непринужденно выполнять переменный шаг, высокий шаг, пружинящий шаг, боковой галоп, подскоки с ноги на ногу, легкие подскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед; • ритмично, легко и непринужденно действовать с мячами, скакалками и другими предметами под музыку; • ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки; • выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении; • выразительно передавать игровые образы в инсценировании песен; • самостоятельно искать способы передачи в движении музыкального образа; • выполнять простейшие элементы современного танца; • приветствовать тренера и друга. В конце обучения появляется возможность создания танцевального репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца. Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь представление о современных танцах. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Особенности развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста 3-5 лет. Психологические особенности позволяют ребенку координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений. Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений. Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений. 6-7 лет Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие! Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений. Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества. Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе. 2.2. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Содержание программы: 1. Введение. Общее знакомство детей с искусством танца. Беседа «Чтобы танец был красивым». Просмотр видеоматериалов с записью танцевальных номеров. 2. Азбука музыкального движения помогает дошкольникам научиться согласовывать свои действия с музыкой. Исполнять движения соответственно темпу, ритму и характеру музыкального сопровождения. В раздел входят музыкальные игры, упражнения, отражающие в движении характер, динамические оттенки музыки. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их исполнения. 3. Азбука танцевального движения является основой хореографической подготовки детей. В раздел входят танцевальные шаги, позиции ног, рук, принятые в современном танце. Изучение лексики современного танца, доступной дошкольникам. Обучение детей движениям современного танца целесообразно начать с разновидностей качаний. Большинство t качаний — простые движения. Они могут выполняться путем перевода тяжести тела с ноги на ногу или (и) колебаний вниз - вверх за счет пружинных движений колен и стоп. Освоение качаний дошкольниками очень полезно, т. к. способствует развитию у них чувства равновесия, координации — тех качеств, без которых невозможно свободное, непринужденное движение в пространстве. 4. Азбука ритмопластики является основой для развития чувства ритма, мышечного чувства, двигательных способностей детей. Включает в себя общеразвивающие упражнения, упражнения на растяжку мышц, развивающие эластичность суставов, дыхательные и на укрепление осанки. 5. Игровые технологии: сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры, снимающие эмоциональное и психофизическое напряжение и развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, творческие способности, ритмический слух. 6. Репетиционно-постановоченая работа - это основной раздел программы. Включает в себя подготовку и отработку законченных концертных номеров, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. 7. Итоговые занятия. Учебный год заканчивается открытым занятием для родителей, где дети демонстрируют все, чему научились за это время. № 1 Календарные Наименование разделов Задачи сроки изучения и тем тем Азбука музыкального Обучать детей ориентироваться в Сентябрь движения. Ориентировка пространстве, двигаться свободно. в пространстве. Репертуар Марш JI. Шульгин. Этюд Т.Ломова Ритмические упражнения под шумовые 2 3 4 * < 1 Октябрь 2 Азбука музыкального движения. Ориентировка в пространстве Азбука музыкального движения. Исходные Азбука положения. музыкального движения. Исходные Азбука положения. музыкального движения элементы Азбука пляски. музыкального движения элементы пляски. Закрепление ориентировки в пространстве, свободного движения по залу. Обучать правильному положению рук, ног, осанки. Обучать правильному положению рук, ног, осанки. Закрепление положений. Обучать выполнять движения пляски по показу. Выполнение по показу. Основные движения под Развивать слуховое внимание. музыку. 4 Основные движения под Развивать слуховое внимание, обучать музыку. выполнять движения в соответствии с характером музыки. Азбука музыкального Обогащение слушательского и двигательного движения. Ориентировка опыта. в пространстве. Ориентировка в Обогащение слушательского и двигательного пространстве, элементы опыта. пляски. Элементы Воспитание интереса, потребности пляски. необходимости двигаться под музыку. Виды шага. Смена шага под различную по настроению музыку. Азбука Вырабатывать умение двигаться ритмичным музыкального шагом по кругу. движения. Особенности Основные русского движения под Обучать правильному шагу, нужной осанке, музыку. Хороводный выставление ноги на носок, выставление ноги хоровода. шаг. на каблук. Азбука Правила исполнения движений в паре. музыкального движения. Элементы Положения рук в русской Обучать правильно выполнять танцевальные пляски. пляске. элементы. Элементы Упражнения на развитие мышц. ритмической Учить детей выражать себя в ритмических гимнастики. движениях. Комплекс Элементы Упражнения на развитие мышц. Постановка ритмических ритмической корпуса. Закреплять умения детей правильно упражнений. гимнастики. дышать носом, формировать навыки Комплекс произвольного расслабления и снятия Элементы Упражнения на развитие мышц, радоваться ритмических напряжения самоммассажем. ритмической своим достижениям. упражнений. гимнастики. Комплекс ритмических упражнений. Ноябрь 2 3 4 1 Декабрь 2 3 % < 4 1 2 3 Январь Упражнения «Ручеек», «Вертушка», «Волна» Обучать выполнять движения пляски по показу, запоминать последовательность движений. Выполнение по показу. 3 1 музыкальные инструменты. «Белые снежинки», «Мороженки», «Маленькая полечка». «Парная пляска», «Две капельки», «Птички и Ворона», «Маленький танец с кубиками». «Бабочка», «Лягушки», «Кузнечики», Пальчиковая гимнастика, самомассаж. 4 1 Февраль 2 3 4 1 Март 2 ♦ < 3 4 1 Апрель 2 3 4 1 Май 2 * < 3 4 Элементы ритмической гимнастики Комплекс Парный танец. Шаги ритмических парного танца. упражнений. Упражнения на раз витие мышц. Совершенствовать у детей умение свободно выполнять упражнения. Парный танец. Шаги парного танца. Основные элементы парного танца. Основные элементы парного танца. Упражнения на координацию движения. Повороты Упражнения на головы с координацию шагами. движения. Повороты Упражнения на головы с координацию шагами. движения. Повороты Упражнения на головы с координацию шагами. движения. Движение. Повороты Виды головыхлопков. с шагами. Движение. Виды хлопков Положения рук и ног в парном танце. Музыкально ритмические движения для укрепления мышц и суставов кистей. Музыкально ритмические движения для укрепления Построения плечевых и перестроения суставов и мышц. Построения и перестроения Построения и перестроения в группы Диагностика Разучивание поклона для мальчиков и девочек. «Во поле береза стояла», «Полька», «Сосульки». Ориентирование в пространстве. Круг, линия, врассыпную. Ориентирование в пространстве. Круг, линия, врассыпную. Развивать у детей способность свободно Русские народные координироваться в пространстве. пляски. «Танец клоунов». Совершенствовать двигательные навыки и физические качества, укреплять дыхательную систему, развивать координацию движений. Совершенствовать двигательные навыки и физические качества, укреплять дыхательную систему, развивать координацию движений. Совершенствовать двигательные навыки и физические качества, укреплять дыхательную систему, развивать координацию движений. Ладонь о ладонь весело и мягко, легкие удары «Листочки», пальчик о пальчик, кулачек о кулачек, легкие «Ласточки», удары по плечам, коленям. «Пальчики - ручки». Ладонь о ладонь весело и мягко, легкие удары пальчик о пальчик, кулачек о кулачек, легкие удары по плечам, коленям. Развивать двигательный опят детей, используя перевоплощения. Развивать двигательный опят детей, используя перевоплощения. Развитие ритма, воображения, ориентирования «Воротца», в пространстве, мышления. «Звездочки», «Часики». Развитие ритма, воображения, ориентирования в пространстве, мышления. Развитие ритма, воображения, ориентирования в пространстве, мышления. Подведение итогов. СРЕДНЯЯ ГРУППА № 1 Календарные Наименование разделов Задачи сроки и тем изучения Исполнение основных упражнений и Сентябрь тем Ориентировка в пространстве. танцевальных движений в различных рисунках. Репертуар «Нетерпеливые бегуны», игра «В лесу», Русские народные пляски. Ориентировка в пространстве 2 3 4 1 Октябрь 2 * < 3 4 1 Ноябрь 2 3 4 1 Декабрь 2 3 4 1 Январь 2 * < 3 Исполнение основных упражнений и танцевальных движений в различных рисунках. Один, два круга, одна, две шеренги. Воротца. Исходные Обучать детей ориентироваться в положения. пространстве, двигаться свободно. Исходные Обучать детей ориентироваться в положения пространстве, двигаться свободно. Музыкальные Вырабатывать осанку, умение держать голову размеры и корпус прямо, свободно ориентироваться в пространстве. Добиваться подтянутости, собранности, прививать навыки Музыкальные Вырабатывать осанку, умение держать голову выразительности и эмоциональности. размеры и корпус прямо, свободно ориентироваться в пространстве. Добиваться подтянутости, собранности, прививать навыки Разные виды шага Красиво и правильно выполнять музыкальные выразительности и эмоциональности. элементы Разные виды шага Красиво и правильно выполнять музыкальные элементы Основные положения рук Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы. «Горошинки», «Солнечные зайчики», русские народные пляски. «Листочки», «Светлячки», «Веселые петрушки». Основные положения рук Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы. Разные виды бега Бег: -Мелкий, легкий. Переступания на 1/8 каждого такта (листики полетели, Рассыпались "горошинки", бегут мышата) Разные виды бега Бег: Мелкий, легкий. Переступания на 1/8каждого такта (листики полетели, рассыпались "горошенки", бегут мышата) Развивать ритмичность выполнения движений. Хороводные Развивать умение двигаться «Гномы», шаги: ритмично, в соответствии с характером, «Хлопушки», «Танец переменный, тройной темпом музыки Елочек». шаг. Приставной шаг. • Воспитывать дружеские Хороводные Развивать ориентировку в пространстве, учить взаимоотношения Шаг с притопом. Развивать пластичность движений, умение шаги: двигаться синхронно двигаться плавно, на носочках друг за другом переменный, тройной и врассыпную шаг. Приставной шаг. Построения и Развивать умение двигаться Шаг с притопом. перестроения. ритмично, в соответствии с характером, темпом музыки • Воспитывать дружеские Азбука музыкального Развивать умение двигаться взаимоотношения Развивать пластичность движений, умение движения. Элементы ритмично, в соответствии с характером, двигаться плавно, на носочках друг за другом русской пляски. темпом музыки и врассыпнуюдружеские взаимоотношения Воспитывать Азбука Развивать Инструментальная Развивать пластичность пластичность движений движений, умение музыкального •двигаться Развиватьплавно, ориентировку в пространстве, на носочках друг за другом классическая музыка движения. начиная все движения с правой стороны. Русских и врассыпную Элементы композиторов. Азбука Развивать пластичность движений ритмической музыкального • Развивать ориентировку в пространстве, гимнастики движения. начиная все движения с правой стороны Элементы Азбука Развитие пластичности мышц ритмической музыкального гимнастики движения. Элементы ритмической гимнастики 4 1 Февраль 2 3 4 % 1 Март 2 3 4 1 Апрель * < 4 1 Май Развитие пластичности мышц -развивать ритм; -развивать воображение; развивать координацию; -развивать пластичность Азбука Откликаться на динамические оттенки в музыкального музыке и простейшие ритмические рисунки. движения. Реагировать на музыкальное вступление. Элементы Красиво и правильно исполнять танцевальные другу. ритмической элементы. Азбука Откликаться на динамические оттенки в гимнастики. музыкального музыке и простейшие ритмические рисунки. Ритмические движения. Реагировать на музыкальное вступление. Элементы Красиво и правильно исполнять танцевальные Галоп (прямой и Азбука в пространстве на основе ритмической элементы. боковой)в кругу по линии Ориентироваться музыкального круговых и линейных рисунков. гимнастики. танца, в парах, лицом движения. Эмоционально передавать доступные Поскоки друг к на Элементы образы(лисичка, зайка, мишка). месте, кружение Азбука музыкального •Овладеют Приучать выполнять движения для ритмической репертуаром, предлагаемым поскоками. движения. Парные пляски синхронно гимнастики. изучения по курсу (с помощью взрослого по Ритмические показу). • Развивать чувство ритма движения. Азбука музыкального Развивать Закрепление движения. Парные эмоциональный отклик на музыку веселого, ритмических пляски. Положения в шуточного характера, отображать характер движений. парах музыки в движениях, мимике, пластике Азбука музыкального Развивать движения. Парные эмоциональный отклик на музыку веселого, пляски. Положения в шуточного характера, отображать характер парах музыки в движениях, мимике, пластике Азбука • Учить самостоятельно менять движения, музыкального ориентироваться в пространстве движения. Образные Азбука музыкального Учить передавать в движениях предложенные движения. движения. Виды хлопков. образы • Развивать умение Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Азбука музыкального движения. Прыжки на 180* и обратно. 2 3 Азбука музыкального движения. Элементы Элементы ритмической ритмической гимнастики. гимнастики Шаги и польки. Азбука музыкального движения. Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, Азбука кистей, головы. Прыжки музыкального на 180* и обратно. движения. Образные Азбука движения. музыкального движения. Образные движения. двигаться ритмично, в соответствии с характером, темпом музыки Учить передавать в движениях предложенные образы • Развивать умение двигаться ритмично, в соответствии с характером, темпом музыки Развивать ориентировку в пространстве * Учить двигаться синхронно Развивать ориентировку в пространстве * Учить двигаться синхронно Самостоятельно придумывать движения, фигуры. Классическая музыка русских композиторов, «Кто живет в лесу», «Лиса народные пляски. - краса», русские «Полька», Русские народные пляски», «Веснушки». «Танец грибочков», «Воробей», «Лети лепесток». 2 3 4 Азбука музыкального движения. Упражнения: наклоны к ногам Азбука музыкального движения. Повторение и Азбука подведение музыкального итогов движения. Повторение и подведение итогов Контролировать и координировать свое тело. Диагностика. Грамотно исполнять движения хореографических постановок,стать социально - активной личностью СТАРШАЯ ГРУППА № 1 2 3 Календарные Наименование разделов и сроки изучения тем тем Азбука музыкального Сентябрь движения. Музыкальные размеры. Понятие такта и затакта. Музыкальные размеры. Понятие такта и затакта. * Азбука музыкального движения. Ритм, < ритмический рисунок. Азбука музыкального движения. Ритм, ритмический рисунок. 4 1 Октябрь 2 3 4 1 Ноябрь 2 3 4 * Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски. Задачи Результат Развитие чувства ритма, «Осень», «Петрушка», Русские народные Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 2/4. Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, -1 Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4,4/4 на полупальцах. Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, -1 Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4,4/4 на полупальцах. Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца. Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски. Азбука музыкального движения. Основные Азбука движения под музыкального движения. музыку. Основные Азбука движения под музыкального движения. музыку. Основные Выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии 'Г движения под музыку. Определение музыкального Азбука размера. музыкального подъемом колена. Музыкальный размер 2/4. -1 Шаги на полупальцах. движения. Основные движения подмузыкального Определение музыку. размера. Восприятие Определение сильной и слабой доли на музыкального слух, выполнение акцента в размера. движениях. Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях. пляски. Грамотно исполнять движения хореографических постановок. Грамотно исполнять движения хореографических постановок. Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4. -1 Шаги с высоким Шаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4,2/4. -1 Шаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4. -I Шаги на ПРОСТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦА полупальцах. Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений. Комбинации движений на месте. ПРОСТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦА I комбинация. Исходное положение Изучение комбинаций из основных, ранее ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный выученных размер 2/4. движений. Комбинации движений на месте. 1 такт - отвести правую ногу на носок Iвперед комбинация. Исходное положение («птичка»). ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный 2размер такт 2/4.- вернуться в исходное положение. 3-4 такты - упражнение «тик1так» головой. такт - отвести правую ногу на носок вперед («птичка»). «Карусель», «Певучий хоровод» Т.Ломова, «Танцуем сидя». «тик-так» головой. такт - отвести левую ногу на носок вперед («птичка»). 5 1 2 Декабрь % < Азбука музыкального движения. Контрастные темпы. Движение по линии танца, против хода. Азбука музыкального движения. Движение в колонне по диагонали, в шеренге, 6уточнение такт -ивернуться в исходное конкретизация положение. 7-8 такты - упражнение хореографических знаний, умений, «тиктак» головой. навыков; • закрепление уже известных и ознакомление с новыми хореографическими терминами; развитие музыкальных качеств (музыкальный слух, чувство ритма); 4 развитие хореографических способностей; Азбука музыкального совершенствование ранее полученных взявшись за руки. •навыков, развитие эмоциональности; движения. Построения и применение их в танцах, работа перестроения. Движения с над развернутыми композициями, ускорением и замедлением танцами. темпа. Азбука музыкального Заключительный этап: закрепление 1 движения. Построения и перестроения. Движения с ускорением и замедлением темпа. Азбука изученных танцев, работа над выразительностью. Подготовка к самостоятельным выступлениям перед аудиторией. упражнение на развитие основных музыкального движения. Элементы навыков и умений. Азбука ритмической музыкального гимнастики. движения. Элементы совершенствование ранее полученных русских навыков, применение их в танцах, работа композиторов, над развернутыми композициями, 3 Январь 2 • Классические музыкальные произведения Зарубежных движения. ритмической композиторов. гимнастики. Ритмические Азбука музыкального движения. Элементы 3 4 % Азбука ритмической музыкального гимнастики. 1 2 3 Февраль движения. Ритмические Азбука Элементы движения. музыкального ритмической Импровизация движения. гимнастики. движений. Азбука Элементы Усвоение музыкального ритмической ритмических движения. гимнастики. движений. Азбука Элементы Лирические музыкального ритмической танцы. движения. гимнастики.. Элементы Музыкально ритмической пространственные гимнастики. композиции. Ритмические упражнение на развитие основных навыков и умений (для головы, рук, ног и корпуса), ритмические упражнения, танцевальные элементы, упражнения на полу. упражнение на развитие основных навыков и умений (для головы, рук, ног и корпуса), ритмические упражнения, танцевальные элементы, упражнения на полу. Развивать двигательные навыки, Упр. «Кошка», координацию движений, умение «Собака», ориентироваться в пространстве. «Лебедь», Развивать гибкость, ловкость, Развивать двигательные навыки, пластичность. Формировать правильную «Пружина», координацию движений, умение осанку. Расширять музыкальный «Скобка», ориентироваться в пространстве. кругозор. «Ветер», Развивать гибкость, ловкость, Развивать творческое воображение и пластичность. Формировать правильную «Лошадки» фантазию. Развивать осанку. Расширять музыкальный кругозор. эмоциональную сферу и умение выражать С.Руднева. эмоции в танце. Развивать способность импровизировать. Азбука 4 музыкального движения. Развивать Элементы эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце. ритмической 1 Март Азбука гимнастики. музыкального Усвоение движения. ритмических Азбука Развитие движений. музыкального «мышечного 2 движения. чувства»: Азбука Кадрили. ‘3 Развивать творческое воображение и фантазию. музыкального Развивать способность импровизировать. Р.н.п., игра развитие гибкости, координации движений; развитие «Плетень», «Как у наших у ворот» психофизических р.н.м., особенностей, Ознакомить детей с различными видами «Затейники» (пляскатанцев. способствующих импровизация). Кадриль. успешной Развивать и совершенствовать самореализации; танцевальные навыки и умения детей дошкольного возраста. движения. Образные . Развивать и совершенствовать Развитие движения. Упражнения на равновесие. танцевальные навыки и умения детей «мышечного дошкольного возраста. 4 1 Апрель 2 чувства»: Азбука расслабление и музыкального напряжение движения. мышц корпуса Азбука Развитие музыкального «мышечного Развивать и совершенствовать Развивать двигательные качества и их Игра артистические навыки детей, а также умения. Развиватьумения. творческие исполнительские «Отгадайте-ка способности, потребность ребята, кто 5. Привить способность самовыражения в движениипонимать под музыку музыку, выражать эмоции и чувства через пришёл к нам развивать ловкость, точность, танец «Кукол и поиграть?», танец танец. координацию движений; солдатиков» «Кто «Котов и лучше спляшет?», кошечек», - развивать гибкость и игра «Пляши, 4. движения. чувства»: чувства»: пластичность; Развитие расслабление и напряжение мышц корпуса - воспитывать выносливость, развивать «мышечного силу; Азбука 3 музыкального движения. 4 * Азбука Развитие музыкального «мышечного 1 2 Май движения. чувства»: Азбука Развитие расслабление и музыкального «мышечного напряжение движения. чувства»: мышц корпуса Азбука Упражнения расслаблениена и музыкального подвижность напряжение движения. стопы мышц и корпуса Упражнения эластичностьдля выворотности голеностопного ног. сустава. да не зевай» Е.Трестман, формировать правильную осанку, красивую походку; - развивать умение ориентироваться в пространстве; - обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. - развивать гибкость и пластичность; «Лирический - воспитывать выносливость, развивать силу; танец» Развивать «выворотность» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах произведения Классические русских композиторов. 3 Азбука музыкального развивает «выворотность» в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах движения. 4 Азбука Упражнения для музыкального выворотности движения. ног. Повторение и подведение итогов Диагностика ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА № 1 Календарные Наименования разделов и тем сроки изучения тем Азбука музыкального движения. Сентябрь 2 3 4 * < 1 Октябрь 2 % < Задачи Репертуар Продолжать развивать чувство Полька, Восприятие сильной и слабой доли на ритма, развивать воображение. «Веселый слух. крестьянин», Азбука музыкального движения. Продолжать развивать чувство Танец Восприятие сильной и слабой доли на ритма, развивать воображение. «Листопад». слух. Азбука музыкального движения. Продолжать развивать чувство Восприятие сильной и слабой доли на ритма, слух, развивать слух. Выполнение акцента в воображение. движениях. Азбука музыкального движения. Создание Восприятие сильной и слабой доли на атмосферы радости детского слух. Выполнение акцента в творчества в сотрудничестве. движениях. Различать сильные и слабые доли в музыке. Добиться полной связи движений с музыкой. Азбука музыкального движения. Учить передавать в движениях «Танец грибочков», Элементы русской пляски. предложенные образы «Капельки, • Развивать умение «Осенний танец», двигаться ритмично, в «Осенний блюз». соответствии с характером, темпом музыки • Воспитывать дружеские взаимоотношения • Развивать пластичность движений, умение двигаться плавно, на носочках друг за другом и врассыпную, • Развивать ориентировку в пространстве Азбука музыкального движения. Учить передавать в движениях Элементы русской пляски. предложенные образы • Развивать умение двигаться ритмично, в соответствии с характером, темпом музыки * Воспитывать дружеские взаимоотношения • Развивать пластичность движений, умение двигаться плавно, на носочках друг за другом и врассыпную, * Развивать ориентировку в пространстве 3 Азбука музыкального движения. Ритмические упражнения с музыкальным заданием.(перестроения) 4 Азбука музыкального движения. Ритмические упражнения с музыкальным заданием.(перестроения) Учить передавать в движениях предложенные образы • Развивать умение двигаться ритмично, в соответствии с характером, темпом музыки • Воспитывать дружеские взаимоотношения • Развивать пластичность движений, умение двигаться плавно, на носочках друг за другом и врассыпную, • Развивать ориентировку в пространстве Учить передавать в движениях предложенные образы • Развивать умение двигаться — 1 Ноябрь * < 2 3 4 1 Декабрь * ритмично, в соответствии с характером, темпом музыки • Воспитывать дружеские взаимоотношения • Развивать пластичность движений, умение двигаться плавно, на носочках друг за другом и врассыпную, • Развивать ориентировку в пространстве Хороводные шаги: топающий Учить передавать с помощью (топотушки, перетопы), дробный шаг. движений, пластики образ Движение по линии танца, против легких, хода, в колонне по диагонали, в мягких, летящих снежинок шеренге взявшись за руки. Движение с ускорением, замедлением темп Хороводные шаги: топающий Учить передавать с помощью (топотушки, перетопы), дробный шаг. движений, пластики образ Движение по линии танца, против легких, хода, в колонне по диагонали, в мягких, летящих снежинок шеренге взявшись за руки. Движение с ускорением, замедлением темп Построения и перестроения группы: Развивать «Воротца», «Звёздочки», «Карусели». пластичность Упражнения: наклоны к ногам, движений упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног. Построения и перестроения группы: Развивать «Воротца», пластичность движений «Звёздочки», «Карусели». Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Развить творческие Азбука музыкального движения. Упражнения для выворотности ног. возможности Танцевальные комбинации русских танцев. детей. Учить выразительно и непринужденно двигаться В соответствии с музыкальными «Танец Снежинок», «Русский народный хоровод». Р.н.п., игра «Плетень», «Как у наших у ворот» р.н.м., «Затейники» (пляскаимпровизация). «Вейся, вейся, 2 Азбука музыкального движения. Танцевальные импровизации. 3 Азбука музыкального движения. Работа над одновременным исполнением движений танца, характером исполнения. 4 Азбука музыкального движения. Закрепление движений. 1 Январь 2 3 4 1 Февраль * < 2 3 4 1 Март 2 3 4 1 2 Апрель Азбука музыкального движения. Элементы ритмической гимнастики. Азбука музыкального движения. Элементы ритмической гимнастики. Азбука музыкального движения. Танцевальные Элементы ритмической гимнастики. импровизации. Работа над одновременным исполнением движений танца, Азбука музыкального движения. характером исполнения. Элементы ритмической гимнастики. Закрепление движений. Азбука музыкального движения. Элементы ритмической гимнастики. Азбука музыкального движения. Полуприсядка, Элементы ритмической гимнастики. «ковырялочка». Полуприсядка, «ковырялочка». Азбука музыкального движения. Элементы ритмической гимнастики. Ходьба на полупальцах в колонне. Азбука музыкального движения. Элементы ритмической гимнастики. Ходьба на полупальцах в колонне. Азбука музыкального движения. Построения и перестроения группы: «Воротца», Азбука музыкального движения. Образные движения. Построения и перестроения группы: «Воротца», «Звёздочки», «Карусели». Азбука музыкального движения. Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность наклоны голеностопного Упражнения: к ногам,сустава упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности Азбука музыкального движения.ног. Виды хлопков. Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, музыкального головы. Прыжки на 180* и Азбука движения. обратно. Образные движения. Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. Развить творческие возможности детей. 2. Учитьтворческие выразительно и Развить непринужденно двигаться возможности В соответствии с детей. музыкальными 2. Учить выразительно и образами, образами, непринужденно двигаться разнообразным разнообразным В соответствии с музыкальными характером характером музыки, Развить творческие музыки, динамикой возможности динамикой (усиление, детей. (усиление, ослабление звука), 2. Учить выразительно упражнение на развитиеи Классические ослабление звука), непринужденно двигаться основных навыков и умений музыкальные В соответствии (для головы, рук,с ног и корпуса), произведения музыкальными ритмические упражнения, русских упражнение на развитие образами, навыков танцевальные элементы, композиторов основных и умений разнообразным упражнения полу. (для головы, на рук, ног и корпуса), характером ритмическиена упражнения, упражнение развитие музыки, навыков танцевальные элементы, основных и умений динамикой упражнения полу. (для головы, на рук, ног и корпуса), (усиление, ритмическиена упражнения, упражнения полу. ослабление звука), упражнение наэлементы, развитие танцевальные основных навыков и умений (для головы, рук, ног и корпуса), ритмические упражнения, Добиться, чтобы движения были «Танец с танцевальные элементы, естественными, лентами»,русский упражнения на полу. непринужденными, народный танец, выразительными. Добиться, чтобы движения были Полька «Добрый Уметь жук», Танец естественными, эмоционально, образно передать «Паровоз умчится». непринужденными, в движениичтобы настроение, чувства, выразительными. Добиться, движения были развитие сюжетной линии. Уметь естественными, эмоционально, образно передать непринужденными, в движениичтобы настроение, чувства, выразительными. Добиться, движения были развитие сюжетной линии. Уметь естественными, эмоционально, образно передать непринужденными, в движении настроение, чувства, выразительными. развитие сюжетной линии. Уметь эмоционально, образно передать вРазвивать движении настроение, умение видетьчувства, и Парный танец развитиерасстояние сюжетной линии. держать между «Полька», «Русский парами, троуками, четверками. лирический танец», Танец « Развивать умение видеть и Камаринская». держать расстояние между парами, троуками, четверками. Развитие пластичности мышц. Развитие пластичности мышц. Умения слушать, Танец «Калинка», запоминать и «Вишенка», воспроизводить «Повтори-ка», сложные Полька, Русские Совершенствовать ритмические народные пляски. пластику рисунки, мимики, движения, придумывать свои. выразительности. Создавать условия для развития художественных способностей у Азбука музыкального движения. Характерные движения. 3 Упражнения на координацию движений 4 1 Май Азбука музыкального движения. Характерные движения. Упражнения на координацию движений Диагностика Совершенствовать пластику движения, мимики, выразительности. Создавать условия для развития художественных способностей у детей. Совершенствовать пластику движения, мимики, выразительности. Создавать условия для развития художественных способностей у детей. 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организация развивающей предметно-пространственной среды. Оборудование и материалы для занятий с детьми. ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ. Основное положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции. Также музыка активизирует волевые усилия, вызывает эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Она должна быть ритмичной, жизнерадостной, побуждать к движениям. Как показывают исследования, мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды, положительно влияют на работу мышц. И, наоборот, когда музыка раздражает - пульс учащается, сила сердечных сокращений становится слабее и работа мышц снижается. 1.1. Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Мы хорошо знаем, что именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно-познавательный смысл, необходимый для личностного и общественного развития детей. Такое включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный практический опыт. Музыкальное сопровождение на занятиях хореографией должно быть непрерывным, ритмичным и состоять из популярных мелодий. С занятий дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий: • • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением; художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом Для того, чтобы дети умели соотносить музыкальную композицию со своими движениями, их необходимо познакомить с простейшими музыкальными понятиями: • • • Музыкальный квадрат; Ритм и темп музыки; Начало музыкальной фразы. Ритм - временная организация музыкальных звуком, основанная на чередовании слабых и сильных ударений. Благодаря музыкальным средствам, ритм отмечается акцентами. В инструментальной музыке количество акцентов выделяют с помощью ударных инструментов, Подсчитав количество акцентированных звуков за единицу времени, можно определить темп, от которого зависти скорость выполнения упражнений. С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить простые правила: Музыка - хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе; • • Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться; Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания. • На каждом занятии проходятся все разделы программы - слушание музыки, учебнотренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества. Умение понимать музыку - неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет. Большое значение имеет настрой перед занятием и сразу после него. Музыка помогает быстрее включиться в предстоящую работу, а также выйти из нее. Для занятий музыкальное сопровождение следует подбирать в зависимости от возраста занимающихся, их подготовленности, интересов, этапа обучения, структуры урока, решаемых задач и т.д. Музыкальные программы желательно постоянно обновлять, использовать различные музыкальные произведения. Знакомить детей с музыкальными понятиями, развивать музыкальный слух целесообразно в игровой деятельности и на музыкальных занятиях. Синтез музыки, физических упражнений, хореографии и фантазии - отличная возможность развития у детей чувства ритма, музыкального такта, умения слушать музыку и откликаться на нее красивыми движениями тела. Игры, способствующие развитию музыкального слуха, чувства ритма, которые необходимы для занятий хореографией. Название игры Цель Игровое действие «Музыкальная Расширить музыкальный кругозор, дать четкое представление о стиле и характере музыки. Учить сочетать движения с музыкой. Дети делятся на колонны-змейки. За каждой «змейкой» закреплена мелодия: полька, марш, вальс и т.д. Тренер включает мелодию и «змейка», которой она адресована, начинает двигаться, выполняя движение шага польки. Музыка резко меняется, «змейка» останавливается и начинает движение следующая «змейка», соответствующая зазвучавшей музыке. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Тренер (потом это может быть ребёнок) проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дета отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек. змейка» «Музыкальные загадки» «Слушаем внимательно» Расширить музыкальный кругозор, развивать музыкальный слух. Умение различать тембр инструмента. «Три цветка» Определение характера музыки. «Веселые Развивать чувство ритма. подружки» Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе. На трех цветках из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое). Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Тренер включает произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их. Тренер выстукивает (прохлопывает...) ритмический рисунок, причем, манера исполнения должна быть такая, чтобы хлопки были тише в том месте, где мелодия должна звучать тише и громче в тех местах, где мелодия звучит громко. Дети повторяют ритм. 3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Личностное общение педагога с ребенком; Наличие специально оборудованного кабинета: Правильное покрытие пола - деревянное либо ковровое покрытие: На каждого ребёнка должно быть отведено 4 метра площади; Избегать употребление жвачки во время занятия; Иметь свободный доступ к воде. Каждый ребенок должен иметь обязательную одежду и обувь для занятия; Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника) : Атрибуты, наглядные пособия; Ban предварительно проветривать и проводить влажную уборку. Маракас Перчаточные куклы Театр кук. Три поресенка Шапочки театральные Театр кук. Репка Металлофон Ксилофон Набор музыкальных инструментов1 : Губная Гармошка Дудочка колокольчики кастоньеты Набор музыкальных инструментов 2 : трещетки бубен барабан дудочка Театр как Колобок Пальчиковый театр Барабан средний Барабан большой Мультистудия Программное обеспечение Играем в музыку 18 21 1 24 1 16 16 19 19 19 19 19 19 19 19 1 12 1 1 1 1