1 1. Общие положения. 1.1. Положение об оказании логопедической помощи регламентирует деятельность МАДОУ детский сад комбинированного вида № 539 (далее – МАДОУ), осуществляющего образовательную деятельность, в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной речи и трудности в освоении ими основной образовательной программы (в том числе адаптированных). 1.2. Задачами МАДОУ по оказанию логопедической помощи являются: - организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся; - организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными нарушениями речи; - организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками. 2. Порядок оказания логопедической помощи в МАДОУ 2.1. Логопедическая помощь оказывается МАДОУ в рамках реализации основной образовательной программы (в том числе адаптированной). 2.2. При оказании логопедической помощи ведется документация: - программы и планы логопедической работы; - годовой план учителей-логопедов; - расписание занятий учителей-логопедов; - индивидуальные карты речевого развития воспитанников, получающих логопедическую помощь (приложение № 6); - журнал учета посещаемости логопедических занятий; - отчетная документация по результатам логопедической работы. Срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом МАДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из: 2 1) количества воспитанников, имеющих заключение психологомедико-педагогической комиссии (далее ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ); 2) количества воспитанников, имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее – ППк); 3) количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом МАДОУ. 2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) воспитанников (приложение № 3). 2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование воспитанников по запросу родителей или законных представителей воспитанников (приложение 2), имеющих нарушения устной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика воспитанника (приложение № 4), демонстрирующего признаки нарушения устной речи и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4. Положения. 2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. 3 Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя МАДОУ. 2.7. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и подгрупповой формах. Количество и периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.8. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы МАДОУ. 2.9. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.10. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5). 2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная или иная). 2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников МАДОУ, родителей (законных представителей)), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками. Консультативная деятельность осуществляется через организацию: - постоянно действующей консультационный центр для родителей; - индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников МАДОУ; 4 - информационных стендов. 3. Логопедическая помощь при программы дошкольного образования освоении образовательной 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов МАДОУ. 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники старших и подготовительных групп. 3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4. Положения. 3.4. Периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме подгрупповых и индивидуальных занятий). 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк с рекомендациями о проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом, определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух раз в неделю (в форме подгрупповых и индивидуальных занятий). 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 мин., для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 мин. 3.6. Предельная наполняемость подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной программе дошкольного образования – не более 12 человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк с рекомендациями о проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом, не более 12 человек. 5 Приложение № 1 Документация МАДОУ детский сад комбинированного вида № 539 при оказании логопедической помощи Программы и/или планы логопедической работы. Годовой план работы учителя-логопеда. Расписание занятий учителя-логопеда. Индивидуальные карты речевого развития воспитанников, получающих логопедическую помощь (приложение № 6). 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. 1. 2. 3. 4. 6 Приложение № 2 Заведующему МАДОУ детский сад комбинированного вида № 539 __________________________ __________________________ 7 Приложение № 3 Заведующему МАДОУ детский сад комбинированного вида № 539 __________________________ __________________________ 8 Приложение № 4 Педагогическая характеристика воспитанника Ф.И.О. ____________________________________________________________ Дата рождения: ________________ Группа: _____________________________ Общие сведения. 1. Дата поступления в ДОУ: __________________________________________ 2. Организация образования: _________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка: _______ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Состав семьи: ____________________________________________________ 5. Трудности, переживаемые в семье: __________________________________ Информация об условиях и результатах образования ребенка в ДОУ. 1. Динамика освоения программного материала (УМК, соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы): ____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: ________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Отношение семьи к трудностям ребенка: _____________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь: __________________________________________________________ __________________________________________________________________ Вывод об имеющихся признаках нарушения устной речи. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ «___»__________20___г. _____________/___________________________ Учитель-логопед, принявший обращение: __________/___________________ Результат обращения: _______________________________________________ __________________________________________________________________ «___»__________20___г. _____________/____________________________ 9 Приложение № 5 10 Приложение № 6 РЕЧЕВАЯ КАРТА Ф.И. ребенка____________________________________ группа №__________________ Дата рождения______________________ дата обследования________________________________ 1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. С З Ц Ш Ж Щ Ч Р Л К Г с з р л к г Х х Т т Д д Др. звук и Изолир. В словах В потоке речи 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ. Задания, характер выполнения. 1.Исследование - руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, двигательной памяти. - повторить движения за исключением одного «запретного движения». 2.исследование - стоять с закрытыми глазами, стопы ног статической поставить на одной линии 5 сек., координации - стоять с закрытыми глазами на одной ноге 3.исследование - маршировать, чередуя шаг и хлопок динамической ладонями, координации. - выполнять 3 – 5 приседаний на носках. 4.исследование - маршировать и остановиться внезапно по произвольного сигналу. торможения. 5.исследование - ходьба по кругу и в обратном направлении, пространственной и т.д. организации. - то же по словесной инструкции. Количество баллов________ уровень _____________________________________________ 3. ОБСЛЕДОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Задания, выполнение. 1.исследование - поочередное загибание пальцев, статической - вытянуть указательный палец и мизинец, координации. - вытянуть указательный и средний пальцы, - положить указательные пальцы на средние, - положить средние пальцы на указательные, - соединить большой палец с указательным и 11 2.исследование динамической координации. 3.исследование чувства ритма. т.д. - «пальчики здороваются», - «кулак-ребро-ладонь». - сменять руки со сжиманием/разжиманием кулака, - «игра на рояле», - раскрашивание, вырезание, штриховка, - рисование по образцу «дом-дерево-забор», - письменная проба (темп движений). - «давай поздороваемся». Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки. Количество баллов_______________ уровень ______________________________________ 4. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ. Задания, выполнение. 1.исследование подвижности - вытянуть губы и округлить, губ. - улыбнуться, - поднять верхнюю губу, - опустить нижнюю губу, - облизнуть губы, - усиленный выдох, - надуть щеки и втянуть их. 2. исследование подвижности - «лопатка»/«иголочка», «качели», языка. «часы». 3.исследование подвижности - опустить челюсть, выдвинуть челюсти вперед, в стороны. 4.исследование движений - произнести звук А на твердой атаке. мягкого неба Количество баллов___________ уровень____________________________________________ 5. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. Задания, выполнение. 1.повторение - оскалиться, высунуть язык, закрыть рот, артикуляционных - язык к верхним зубам, к нижним, положить движений. на нижнюю губу, - сделать «чашечку» и занести ее в рот, - открыть рот, улыбнуться, сделать «хоботок», - раскрыть рот, полузакрыть, закрыть его. 2.повторение - а-и-у, о-и-а, ы-о-э, о-а-о 12 звуковых рядов. 3.повторение - ка-па-та, том-дом-ком, пла-пло-плу, ралслоговых рядов. тар-тал. 4.чтение А. Барто «Мячик», «Лошадка», «Зайка». стихотворений. Количество баллов________ уровень_______________________________________________ 6. ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ. Задания, выполнение. 1.исследование движений - нахмурить брови, поднять, мышц лба. наморщить лоб, 2.исследование движений - закрывание глаз, подмигивание. мышц глаз. 3.исследование движений - надуть правую, левую щеку, обе мышц щек. щеки, 4.исследование мимических - удивление, радость, испуг, поз. грусть, злость. 5.исследование - свист, поцелуй, улыбка, оскал, символического праксиса. плевок, цоканье. Количество баллов___________уровень___________________________________________ 7. ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. Исследование: губ, зубного ряда, прикуса, языка, твердого и мягкого неба, нижней челюсти. Характер нарушения: Количество баллов___________ уровень___________________________________________ 8. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ. Задания, выполнение 1.исследование состояния Восприятие шепотной речи на слуха. расстоянии 5 м. 2.исследование «Угадай, что звучит?» дифференциации неречевых звуков. 3.исследование слуховой «Дай кубик, а потом возьми мяч». памяти и понимание речи. «Поставь кубик на стол, а зайца посади на стул». 4.исследование различения - ба-па, да-та, ка-га-ка, са-ся, жа-ша, слогов, слов с са-за, оппозиционными звуками. - мышка-мишка, катушка-кадушка, - семь машин на шоссе, 13 5.исследование фонематического анализа и синтеза. - пастушок быстро шел, - висел железный замок, - ручное зеркало упало. - определить наличие звука, - определить количество звуков в слове, - определить место звука в слове, - составить слово из звуков, - придумать слово на заданный звук. Количество баллов_________ уровень_____________________________________________ 9. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ. Задания, выполнение. 1.исследование - верхнеключичное, грудное или дыхания. диафрагмальное (1 балл). 2.исследование - произнесение фразы из 3-4 слов (5 лет), речевого дыхания. - 4-6 слов (6-7 лет). 3.исследование голоса. - сосчитать от 1 до 10 громко, тихо, - произнести фразу «Уронили мишку на пол» как маленький ребенок, как директор школы. 4.наличие саливации. Количество баллов___________ уровень____________________________________________ 10. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ. Задания, выполнение. 1.ритм речи. Прохлопать песенку. 2.темп речи. Рассказать стихотворение в заданном темпоритме. 3.паузация. В устных высказываниях. 4.логическое Произнести скороговорку, меняя ударение в ударение. словах. Количество баллов__________ уровень____________________________________________ 11. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. Задания, выполнение. 1.исследование аквариум___, милиционер___, произнесения слов воспитательница___, сковорода___, сложного слогового парикмахерская___, состава. мотоциклист___, автомобиль___, наволочка____. 2. исследование - Мальчик слепил снеговика. произнесения слов - Водопроводчик чинит водопровод. 14 различного слогового состава в предложениях. - Милиционер ездит на мотоцикле. - Регулировщик стоит на перекрестке. Количество баллов________ уровень_____________________________________________ 12. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ. Задания, выполнение. 1.исследование Показ называемых предметов. пассивного словаря. 2.исследование Огурец – огурцы____, воробей – понимания воробьи_____, грамматических форм. платье – платья___, яйцо – яйца____, утенок – утята______. 3.исследование - возьми линейку со стола, из коробки, понимания предложноиз-под книги. падежных конструкций. 4.исследование Кукла – куколка___, лист – листочек___, дифференциации Дом – домик___, шар – шарик___. уменьшительноласкательных существительных. 5.исследование Прыгает – подпрыгнула – спрыгнула – дифференциации перепрыгнул. глаголов с различными Пришел – ушел – обошел – вошел. приставками. Количество баллов______ уровень________________________________________________ 13. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ. Задания, выполнение. 1.исследование словаря Номинативный словарь___, части существительных. тела___, Профессии____________, формы______. 2.исследование обобщающих Одежда___, мебель___, овощи____, понятий. фрукты___, животные____. 3.исследование глагольного - кто как голос подает? словаря. - кто что делает? (профессии) - кто как передвигается? 4.исследование словаря - называние оттеночных цветов. прилагательных. 5.исследование подбора Большой - ____, длинный - _____, антонимов. полный - ___, высокий - ___, широкий - _____. 15 Количество баллов________ уровень______________________________________________ 14. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ. Задания, выполнение. 1.исследование образования Стол - _________, чашка существительных мн.числа. _____________ Дом - ____________, стул _____________ Окно - ____________, ведро _____________ Дерево - _____________________ 2.исследование образования Кого увидела собака? На чем катается существительных в мальчик? Кому мальчик наливает косвенных падежах. молоко? Кем хочет стать девочка? 3.исследование образования Ворона – много ________________, существительных род.п. Воробей – много__________________, мн.числа. Ребенок – много __________________, Нож – много _____________________, Карандаш – много_______________________ 4.исследование В, на, под, над, за, перед, около. употребления предлогов. 5.исследование 1 цыпленок – 2___________ - 5 согласования числительного ___________ с существительным. 1 матрешка – 2 -5 6.исследование Шар - ____________, согласования ваза_________________ прилагательного с Перо , брюки существительным. 7.исследование образования У коровы_______________, у названий детенышей. собаки__________ У кошки___________________, у лошади __ ,у свиньи 8.исследование образования Чашка - ________________, яблоко уменьшительно__________ ласкательных форм. Стул - __________________, цветок _________________, жук 9.исследование образования Кастрюля из относительных металла______________________ прилагательных. Матрешка из дерева_______________________ Тетрадь из бумаги_________________________ Бутылка из стекла 16 10.исследование Что делает мальчик? (пришел, ушел, приставочных глаголов. обошел, вошел). 11.исследование глаголов Что делает девочка? совершенного вида. Что сделала девочка? Количество баллов__________ уровень____________________________________________ 15. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Муравей и голубка Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к охотнику и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. Параметры оценки: Баллы - соответствие ситуации - целостность - последовательность _____ - плавность изложения - понимание - полнота пересказа - языковое оформление - самостоятельность Количество баллов: Уровень:______________ _____________________ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:______ УРОВЕНЬ:_______________________________________ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:____________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________ Ф.И. ребенка __________________________________________________________________ Промежуточная диагностика Дата: «____» декабря 20___ г. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 17 Итоговая диагностика Дата: «____» мая 20___ г. Параметр 1.Обследование звукопроизношения баллы Уровень 2.Обследование общей моторики 3.Обследование мелкой моторики 4.Обследование артикуляционной моторики 5.Обследование динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи 6.Обследование мимической мускулатуры 7.Обследование строения артикуляционного аппарата 8.Обследование фонематического восприятия 9.Обследование дыхательной и голосовой функции 10.Обследование просодических компонентов речи 11.Обследование слоговой структуры слова 12.Обследование понимания речи 13.Обследование лексики 14.Обследование грамматического строя речи 15.Обследование связной речи Общее количество баллов:___________________________________________ Заключение:_______________________________________________________ __________________________________________________________________ 18