Программа дополнительного образования физического воспитания на основе традиций восточных боевых искусств разработана в соответствии: 1. С федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. 2. С санитарно – эпидемиологическими требованиями СанПин № 2.4.1. 3049 -13. К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. 3. С Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. С Уставом МАДОУ детского сада комбинированного вида № 539. 2 Пояснительная записка Наличие в настоящий момент времени «социального заказа» в области боевых искусств, в частности айкидо, как представителя лучших традиций мировой культуры, требует разработки и приведения учебной программы по данному виду к государственным стандартам. Не являясь частью основного (базового) образования, учебная программа по айкидо может быть рассмотрена как программа дополнительного образования, и составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области спорта, физической культуры и образования к программам дополнительного образования. Программа дополнительного образования по айкидо разработана как совокупность взаимоувязанных мер, планов, действий на основе следующих нормативно-правовых актов: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Закон « О физической культуре и спорте в РФ»; Закон РФ «Об образовании»; Закон РФ «Об общественных организациях»; Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»; Методические рекомендации Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 г. № 24-51-1133/13); Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; Санитарные правила и нормы 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.2003 г.); Приложение к приказу Минобразования РСФСР от 18.07.91 г. № 251/125 «О мерах по улучшению работы специализированных учебновоспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии»; Типовой план-проспект учебной программы, приказ ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002г.№390; Типовое положение о детской юношеской спортивной школе (специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва), Постановление Госкомспорта СССР от 04.06.91 №6/9а. Система дополнительного образования является частью образовательного процесса. Создавая благоприятную коммуникативную среду, дополнительное 3 образование обеспечивает ученику обучение, воспитание, формирование мотивации к познанию и творчеству. В основу данной программы положены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных айкидоистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. Данная программа является модифицированной, в её основе работа Качана А.Б., Чуфистова А.В. «Айкидо (программа занятий для дошкольного и школьного возраста)». Йошкар-Ола, 2005. Цели и задачи программы Цель программы - психофизическое развитие обучаемых, формирование гармонично развитой личности через изучение технической и философской базы Айкидо, как боевого искусства. По принципу, оставленному Основателем Айкидо господином Морихеем Уэсиба, в Айкидо нет соревнований. Это накладывает особый отпечаток на организацию учебного процесса в айкидо. Наличие базовых форм техники и большого числа производных от них, дает безграничный простор проявлению индивидуальных качеств личности, что особенно выделяет айкидо из других видов физической деятельности, и делает привлекательным включение занятий айкидо в образовательные программы для детей, как средства движения через познание простых форм двигательного взаимодействия к познанию безграничных возможностей человеческого тела и сознания. Основные задачи программы: Обучающие: 1. Развитие у обучающихся координации, гибкости, скоростно-силовых качеств и выносливости. 2. Развитие устойчивых рефлекторных двигательных действий общего, прикладного и специального характера, как основы для овладения техникой Айкидо. 3. Приобщение к мировой культуре боевых искусств и к культуре Японии (Сербии), в частности. Воспитательные: 1. Воспитание чувства ответственности и взаимопомощи по отношению к товарищам, гуманного отношения к людям 2. Понимание абсолютной ценности человеческой жизни 4 3. Осознание себя как части целого мира 4. Развитие навыков адекватного отношения со сверстниками. 5. Привитие и правильное понимание чувства долга в отношении своего Отечества. Развивающие: 1. Развивать личностные качества ребенка – аккуратность, самостоятельность, ответственность, деятельной активности. 2. Формирование чувства патриотизма, коллективизма и товарищества, уважения и терпимости к другим людям, самодисциплины, самосознания, ответственности за себя и других людей 3. Формирование у обучающихся принципов высокой морали, этики гармонии духовного, психологического и физического начала человека 4. Формирование в детях стремления (потребности) к здоровому образу жизни Отличительной особенностью данной программы является новый подход к критериям и методике оценки результативности обучения. Данная программа базируется на современных научно-методических исследованиях в области традиционного подхода к вопросу физического воспитания личности. Основные принципы организации физического воспитания с использованием средств Айкидо Содержание и организационные формы базового физического воспитания детей разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально – активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъектных отношениях. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, что учащихся воспитывают сообразно их полу, возрасту и индивидуальных особенностей. Формирует у них ответственность за развитие самих себя. 5 Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания средствами физической культуры и спорта, что позволяет учащимся расширить сферу общения. Формировать навыки социальной адаптации, интеграции, индивидуализации, самореализации. Принцип концентрации воспитания на развитии личности направлен на освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении. Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно – тренировочного процесса (физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медико – биологического контроля). Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы в многолетнем учебнотренировочном процессе учесть преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико – тактической подготовленности. Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и величин нагрузок, направленных на решение определенных задач подготовки. Формы проведения занятий по данной программе: - групповая; - индивидуально – групповая; Занятия подразделяются: - ознакомительные; - обучающие; - закрепляющие; - контрольно – закрепляющие; При комплектации учебных групп приоритетным является уровень обучаемых, т.е. группы могут комплектоваться обучаемыми разного возраста (в пределах одной возрастной группы) и разного года обучения с одним общим уровнем знаний (определяется итоговым экзаменом). 6 Принципы построения программы В основе создания многолетнего плана занятий по Айкидо лежат следующие принципы: - принцип подбора конкретных двигательных способностей; методов обучения и воспитания - общие принципы порядка построения физического воспитания; - принцип конкретизации цели для каждого конкретного ученика (на основании его способностей в данном виде); - принцип вариативности (возможность коррекции планов в соответствии с изменяющимися условиями и состоянием контингента занимающихся); - принцип соблюдения правил воспитания физических качеств – возрастным особенностям организма. Организационно–методические указания Основными методическими положениями многолетних занятий являются: - преемственность задач, средств и методов физического воспитания детей; - осуществление как одновременного развития физических качеств, психических качеств на всех этапах многолетних занятий, так и преимущественного развития отдельных физических и психических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды. Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса занимающихся: - укрепление здоровья, улучшение физического развития; - овладение элементами техники выполнения физических упражнений; - приобретение разносторонней физической подготовленности на основе использования игровых методов; - выявление задатков и способностей детей; - привитие интереса к занятиям; - воспитание черт спортивного характера. На контрольных занятиях по айкидо оценивается работа отдельного индивидуума вне рамок сравнения с другими учениками. 7 Программа предполагает освоение первоначального этапа введения в айкидо - этап начальной подготовки, общей длительностью – 2 года Цель этапа – привлечение к занятиям физическими упражнениями с минимальным погружением в специализацию, расширение базы двигательных действий и способностей. Задачи этапа начальной подготовки: - укрепление здоровья, улучшение физического развития; - овладение основами техники выполнения физических упражнений физических упражнений; - приобретение разносторонней физической подготовленности на основе средств и методов айкидо; - выявление задатков и способностей детей; - привитие стойкого интереса к занятиям Айкидо; - воспитание морально – волевых качеств. Основной формой проведения занятий является групповая, индивидуальногрупповая, редко индивидуальная. Приемы и методы: игровой в сочетании с комплексами упражнений, направленных на развитие технической и физической подготовкой, повторный, равномерный, круговой, соревновательный (только на контрольном занятии). Формой подведения итогов является проведение контрольного занятия, на котором в индивидуальном порядке проверяется пройденный материал. Теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в процессе подготовки. Основной формой проведения являются беседы. Учебный материал распределяется на весь период обучения учебнотренировочного этапа и этапа спортивного совершенствования. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. Основные темы теоретической подготовки на этапе начальной подготовки: правила гигиены, история Айкидо, традиции, история и предназначение рукопашного боя. Основные темы теоретической подготовки на учебно-тренировочном этапе: история физической культуры, история Айкидо и других боевых искусств, философские основы «Будо», методические особенности построения тренировочного процесса, 8 закономерности развития человеческого организма. Основные темы теоретической подготовки на этапе спортивного совершенствования: комплексная система контроля и самоконтроля за уровнем различных сторон подготовки и состоянием здоровья, принципы ведения спортивного дневника, личные карты тренировочных заданий, планы построения тренировочных циклов. Психологическая подготовка. Психологическая подготовка воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности путем формирования соответствующей системы отношений. Основное содержание психологической подготовки: - формирование мотивации к занятиям Айкидо; - развитие личностных качеств, способствующих совершенствованию и контролю; - совершенствование внимания, воображения, памяти, мышления, что будет способствовать быстрому восприятию информации и ее переработке, принятию решений; - развитие специфических чувств – “чувство партнера”, “чувство ритма движения”. Средства и методы: разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей. Акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей юного спортсмена, задач и направленности тренировочного процесса. Оценки эффективности воспитательной работы и психологопедагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществляются путем педагогических наблюдений, измерений, анализа различных материалов, характеризующих личность юного спортсмена. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и используются для внесения корректив в учебно-тренировочный процесс и процесс психологической подготовки юного спортсмена. Воспитательная работа. Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувство коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Виды воспитания: нравственное, правовое. политическое, профессионально-спортивное, 9 Средства воспитательной работы: устная и наглядная информация, печать, радио, телевидение, кино, литература, музей, театр. Методы воспитательной работы: убеждение, пример, поощрение, требование. Формы воспитательной работы: индивидуальная беседа, видео. Содержание воспитательной работы: индивидуальная работа, работа с коллективом группы. Направления воспитательной работы: - возрождение духовной нравственности граждан России; - воспитание трудолюбия; - воспитание преданности Родине; - воспитание добросовестного отношения к труду; - стремление к спортивному совершенствованию; - стремление к примерному поведению; - формирование нравственных принципов и морально-волевых качеств; - поддержание и развитие традиций; - создание истории коллектива. 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Наименование модуля Руководитель Соловьева Наталья Геннадиевна Уроки реального айкидо Итого в месяц Итого в год Старший дошкольный возраст 5-6 лет 6-7 лет Объем ПОУ (часов/минут) в неделю 2/30 мин. 8/4 часа 64/32 часа 10 3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Содержание Старший дошкольный возраст (5-7 лет) Количество возрастных групп 1 Начало учебного года с 01.09 График каникул с 30.12 по 12.01 Окончание учебного года 31 мая Продолжительность учебного года, всего, в том числе I полугодие II полугодие Продолжительность недели Объем недельной образовательной нагрузки (НОД) Сроки проведения мониторинга 36 недели 17 недель 19 недель 5 дней 60 мин 01.09 – 15.09 15.05 – 31.05 11 4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛЬНОМУ АЙКИДО Разделы программы подготовительные упражнения (теория и практика) техника перемещений - кихон-доса, тайсабаки (теория и практика) техника исполнения защитных действий – укеми-вадза (теория и практика); техники контроля – осае-вадза (теория и практика) бросковые техники - наге-вадза (теория и практика) атакующие действия – атеми-вадза (теория и практика) тактика и техника взаимодействия с партнером (теория и практика) кодекс чести спортсмена (теория и практика) правила поведения в зале – рейсики (теория и практика) правила личной гигиены (теория и практика) морально - психологическая подготовка (теория и практика) патриотическое воспитание (теория) Старший дошкольный возраст В течение года, по плану занятий В течение года, по плану занятий В течение года, по плану занятий В течение года, по плану занятий В течение года, по плану занятий В течение года, по плану занятий В течение года, по плану занятий В течение года, по плану занятий В течение года, по плану занятий В течение года, по плану занятий В течение года, по плану занятий В течение года, по плану занятий Характеристика разделов программы Подготовительные упражнения включают в себя упражнения для разминки и разогрева мышц, на растяжку, упражнения на дыхание. Техники перемещения – кихон-доса или тайсабаки, содержат весь перечень перемещений принятых в айкидо в различных положениях (стоя – тачивадза, сидя – сувари-вадза ). К ним относятся: тенкан, ирими-тенкан, аюмиаси, цуги-аси, окури-аси, хираки-аси, сикхо. Техники исполнения защитных действий – укеми-вадза, включают в себя весь спектр действий ассистента, направленных на умение безопасного взаимодействия партнеров при выполнении техник айкидо. К техникам защиты относятся: мае-укеми, усиро-укеми, еко-укеми. 12 Техники контроля – осае-вадза, включают в себя техники айкидо, в заключительной фазе которых применяются различные формы контроля с помощью воздействия на суставы и корпус партнера.К техникам контроля относятся: икке, никке, санке, енке, гокке, хиджикиме осае Бросковые техники – наге-вадза, включают в себя техники айкидо, в заключительной фазе которых происходит бросок партнера. Основные бросковые техники: шихо-наге, ирими-наге, котегаеси, кокюхо, кокю-наге, кайтеннаге, сумиотоси, удекименаге, тенчинаге. Атакующие действия – атеми-вадза, включают в себя техники атаки принятые в айкидо. К ним относятся: шоменучи, екоменучи, цки, различные виды захватов. Тактика и техника взаимодействия с партнером содержит в себе правила взаимодействия партнеров во время исполнения техник айкидо, с соблюдением принципов “от простого к сложному”, “постепенности”, взаимоуважения друг к другу, безопасности проведения занятий. Кодекс чести спортсмена содержит в себе правила поведения айкидоиста в спортивном зале, на улице, в общественных местах, дома. Предусматривает воспитание в занимающихся принципов, заложенных в учение айкидо Основателем Морихеи Уэсиба. Правила поведения в зале – рейсики содержит в себе единый комплекс норм, правил поведения, принятый во всех школах и группах айкидо (согласно правилам Всемирного Центра Айкидо). Правила личной гигиены содержит в себе правила по уходу за своим телом, одеждой и помещением для занятий, приучает к здоровому образу жизни. Морально-психологическая подготовка содержит в себе курс обучения саморегуляции психологического состояния, уроки психологической подготовки. Данная тема затрагивается крайне осторожно и при постоянных консультациях с родителями учеников и представителями школьной психологической службы. Патриотическое воспитание содержит в себе информацию об историческом прошлом Российской Федерации, принципах патриотизма, отношению к воинской службе и гражданскому долгу. 13 5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Этикет. Правила поведения в зале для занятий. Традиционное открытие и закрытие занятия. Приветствия. Техника безопасности до, вовремя и после занятия. Стойки. Миги-ханми – правосторонняя стойка, хидари-ханми – левосторонняя стойка. Подводящие упражнения для освоения стойки – вставание в стойку из положения, лежа, сидя, сидя на корточках (сонкё). Смена стойки вперед-назад, назад-вперед. Переносы веса в стойке с ноги на ногу. Укеми – безопасные падения (страховки). Мае-укеми – страховка вперед; усиро-укеми – страховка назад; ёко-укеми – страховка вбок. Все страховки разучиваются из положения «с колена», по мере освоения вводится выполнение из стоек, при этом, используется поддержка партнером и инициация движения партнером. Передвижения. Цуги-аси – скользящий шаг. Окури-аси – скользящий приставной шаг. Аюми-аси – шаг со сменой ног. Подводящие упражнения: половинчатые шаги только передней или только задней ногой. То же с опусканием на колено. Передвижения на коленях – шаг сикко. Все передвижения разучиваются и выполняются вперед и назад. Повороты. Зэнпо тэнкан – поворот вперед. Кохо тэнкан – поворот назад. Тэнкай – поворот на месте. Подводящие упражнения: скручивания на месте и с полушагом передней или задней ногой. Повороты с опусканием колена на татами. Сочетания шагов, поворотов в виде связок и упражнений. Основные движения руками при входе – ирими, коккю-рёку, при повороте – тенкан, хирики. Основы разучиваются из положения сидя (только руки). Подъем и опускание рук разучиваются в виде упражнений с волейбольным мячом, с деревянным мечом – боккеном. Сочетания движений рук с передвижениями в виде связок и упражнений. Разучивание основных упражнений принципов Айкидо: Ирими-хо – упражнение прямого входа в движение атаки; Тенкан-хо – упражнение входа в движение атаки с помощью поворота; Хирики – использование силы локтей - упражнение прямого входа с подъемом и входа с подъемом в повороте. Атаки. Захваты: катате-дори – захваты за запястья; ката-дори – захваты за одежду. Удары: сёмэн-учи – удар ребром ладони сверху вниз в голову; ёкомен-учи – диагональный нисходящий удар ребром ладони в висок или 14 шею; цки – прямые удары кулаком в разных уровнях; гери – удары ногами. Все атаки разучиваются на месте, по мере освоения сочетаются с передвижениями. Выполняются в варианте собственно атаки и в варианте контратаки. Техника. В силу сложности технических действий, используется разучивание по элементам. Из техники исключены травмирующие и травмоопасные движения. Все техники разучиваются в вариантах вперед и назад, из левосторонней и правосторонней стойки, от максимально возможного количества вариантов атак. Ириминаге – бросок встречным входом; Сихонаге – бросок на четыре стороны; Котегаеси – бросок выкручиванием кисти; Иккё – первый контроль; Никё – второй контроль; Санкё – третий контроль; Коккюнаге – бросок в ритме дыхания; Кайтеннаге – бросок вращением; Сумиотоси – опрокидывание углом; Косинаге – бросок через бедро; Ёнкё – четвертый контроль; Дзюдзи/удегарами – бросок скрещиванием рук; Удекименаге – бросок воздействием на локоть; Движения с оружием разучиваются как иллюстрация (разъяснение) движений без оружия. Используются деревянные макеты меча и ножа. 15 6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Критерии оценки деятельности групп: - стабильность состава занимающихся и посещаемости тренировочных занятий; - динамика индивидуальных показателей развития физических качеств; - уровень освоения знаний гигиены и самоконтроля. - укрепление у детей физического, психического и нравственного здоровья - уверенное владение базовыми техническими навыками Айкидо. Итоговые требования по программе начальной подготовки Умения и навыки техники, положения и виды атак Передвижения (шаги) Стоя Сикко СВ Тенкан ТВ Ирими-текан ТВ СВ Мае кайтен укеми ТК ТВМае теку-то укеми СВ Усиро хантен укеми ТВ СВЗахват катате-дори ТВ Сёмэн-ути Стоя Сикко СВ Тенкан сото, учи ТВ Кататэ-дори Ирими-текан ТВ СВ Мае кайтен укеми ТК Мае теку-то укеми ТВ Усиро хантен укеми ТВ Захват катате-дори, моротэ-дори ТВ Сёмэн-ути ТВ СВ Мае кайтен укеми ТК Мае теку-то укеми ТВ Усиро хантен укеми ТВ Захват катате-дори, моротэ-дори ТВ Сёмэн-ути Атаки Сёмэн, Ёкомэн и Цки ТВ Суми-отоси ТВ Катате-дори Тенчинаге ТВ Катате-дори, Рётэ-дори Коккю-хо СВ Рётэ-дори Кокюхо СВ Рётедори Уровень физической подготовки в соответствии с требованиями аттестационной программы: 1. перенос веса в приседе 30 раз; 2. прыжки вверх из упора на руках с прогибом 25 раз; 3. подъем туловища из положения лежа (пресс) 30 раз; 16 4. приседания 30 раз, 5. отжимания в упоре лежа 10 раз (возможно расширение по нормам ГТО 6-8 лет для второго года обучения). Способы проверки результатов: Педагогическое наблюдение, занятия показательных просмотров для родителей. в форме проведения 17 7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных направлений педагогического влияния на детей и взрослых и организация их совместной деятельности. Мы определили педагогические условия, обеспечивающие успешность процесса социально-педагогической адаптации к современному социуму детей в процессе реализации программы дополнительного образования. К ним мы отнесли: субъект-субъектные отношения педагога и ребенка; вариативность образования; создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка; личное участие в мероприятиях программы; создание развивающей среды. Педагогическую деятельность осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю дополнительной образовательной услуги. Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных функций, обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации программы: обеспечение повышения квалификации педагогов; интеграция основного и дополнительного образования, формирование готовности у воспитанников к активной самостоятельной деятельности; обеспечение образовательного процесса методической литературой, образовательными программами; педагогический мониторинг; обеспечение творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного процесса. Система организационных условий направлена на планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль за реализацией программы. Занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность занятий соответствует возрасту детей: старший дошкольный возраст – 30 минут, Мониторинг проводится 2раз в год (в сентябре и мае месяце). Организация обучения предполагает проведение практических занятий. Методическое обеспечение Форма занятия Методы и приемы По парам, по подгруппам в виде совместной деятельности с детьми, фронтальный, индивидуальный. Обучение разделено на три этапа: 1.Начальное обучение. 2.Углубленное разучивание. 3.Закрепление и совершенствования упражнения. Дидактический материал Специализированный зал с мягким покрытием пола (татами). Дополнительные средства обучения – гимнастические снаряды и специальное снаряжение: палки; макивары. Формы подведения итогов 1.Обобщение итогов с проведением открытого занятия для родителей. 2.Проведение показательных выступлений. 3.Подведение итогов с разбором ошибок. 18 ЛИТЕРАТУРА. 1. Константинова А.И. Игровой стретчинг, СПб: Вита, 1993год. 2. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. Творческий центр. М.2009год. 3. Джузеппе Раглионе "Ки-Айкидо. Путь объединения сознания и тела" Тесса Санкт-Петербург, 2002 г. 4. Симонович А., Горбунова Е., Шмидт Н., Малахова Т. Подвижные игры для детей. Опыт поколений. М. Сфера 2009год. 5. Сочеванова Е.А. Игры – эстафеты с использованием традиционного инвентаря. СПб Детство – Пресс, 2010год. 6. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. «Теоретико – методические основы занятий фитбол – аэробикой. СПб 2011год. РГПУ им. А.И.Герцена. 7. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательный игротренинг для дошкольников». Творческий центр Сфера 2009год. 8. Перечень заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта. ( с соавт., 1988). 9. А.Качан, А.Чуфистов «Айкидо. Образовательная программа дополнительного образования для специализированных детских групп, учреждений дополнительного образования и спортивных клубов» 10. Рольф Бранд «Айкидо-учение и техника гармоничного развития» 11. Тамура Нобуеси Айкидо. Этикет и передача традиций (книга для учителей). София, 2002 г. 12. Восточные единоборства для мальчиков. Автор-составитель М. Гутин «Издательство АСТ», Москва, 2000 г. 13. Адель Вестбрук, Оскар Ратти Айкидо и динамическая сфера. София, 1999 г. 9. Список литературы 14. Айкидо, искусство мира./ Пер.с англ-К.: «София»Ltd. 1997.-256с. 15. Бирючков Б.И. Методические особенности развития двигательных способностей учащихся на уроках гимнастики в школе. РГУФК. Москва 2002.- 112с. 16. Джон Стивенс. Секреты Айкидо.Пер. с англ.- к.: «София», 2001.-176 с. 17. Джон Стивенс. Три мастера Будо. Перев. с англ.-К.:Ltd., 1997,-96с. 18. Джон Стивенс. Морихеи Уэсиба. Непобедимый воин.: Иллюстрированная биография основателя Айкидо./ Прер.с англ.С. Холоднова- М.: ФАИР-ПРЕСС.-2001304с 19. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. Российское педагогическое агентство. Москва,1995г.-184с. 20. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. Москва.2000.- 320с. 21. Масатаке Фудзита. Метод занятий Айкидо. Казань. ТаРИХ. 2001-96с. 22. Мисцуги Саотомэ. Принципы Айкидо.- СПб.: Папирус1996г.-275с. 19 23. Мирзоев О. М. Применние восстановительных средств в спорте.-М.: СпортАкадемПресс,200.-204с. 24. Неверкович С.Д., Хозяинов Г.И., Андриади И.П. Основы обучения и воспитания. РГАФК. Москва – 1997.- 58с. 25. Роубел С. Айкидо для самопознания.Пер.с англ.Ю.Бондарева.-М.: ФАИР-ПРЕСС,2002-208с. 26. Рольф Брандт. Айкидо: Учение и техника гармоничного развития. Пер. с нем.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-320с. 27. Рубин В.С. Избранные разделы теории и методики физической культуры. РГАФК, Москва.- 2000.- 88с. 28. Сиода Г. Динамика Айкидо/ Пер. с англ. А.Куликова, Е. Гупало,М.:ФАИР-ПРЕСС,1999-384с. 29. Уэсиба Киссемару. Айкидо. Яп. язык,Токио, Коданша.1998г.-340с. 30. Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока.-М.: Мол.гвардия,1990.-363с. 31. Хироси Одзава. Кэндо. Полное практическое руководство. Пер.с англ. В.Пузанова.-К.: «София»,- 2000.-192с. 32. Хорев В. Японский меч. Десять веков совершенства-Ростов н/ Д.: «Феникс»,2003.-192с. 33. Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей». 34. Методические рекомендации Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 г. № 24-51-1133/13). 35. СанПиН 2.4. 20