ДООП Айкидо

Программа дополнительного образования физического воспитания
на основе традиций восточных боевых искусств разработана в соответствии:
1. С федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. С санитарно – эпидемиологическими требованиями СанПин № 2.4.1.
3049 -13. К устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций.
3. С Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. С Уставом МАДОУ детского сада комбинированного вида № 539.

2

Пояснительная записка
Наличие в настоящий момент времени «социального заказа» в области
боевых искусств, в частности айкидо, как представителя лучших традиций
мировой культуры, требует разработки и приведения учебной программы по
данному виду к государственным стандартам. Не являясь частью основного
(базового) образования, учебная программа по айкидо может быть
рассмотрена как программа дополнительного образования, и составлена в
соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области
спорта, физической культуры и образования к программам дополнительного
образования.
Программа дополнительного образования по айкидо разработана как
совокупность взаимоувязанных мер, планов, действий на основе следующих
нормативно-правовых актов:
















Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ;
Закон « О физической культуре и спорте в РФ»;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ «Об общественных организациях»;
Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О
государственной аккредитации образовательных учреждений
дополнительного образования детей»;
Методические рекомендации Министерства образования РФ
«Организация и содержание аттестации образовательных учреждений
дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России
от 29.11.99 г. № 24-51-1133/13);
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей;
Санитарные правила и нормы 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.2003 г.);
Приложение к приказу Минобразования РСФСР от 18.07.91 г. №
251/125 «О мерах по улучшению работы специализированных учебновоспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих
недостатки в физическом развитии»;
Типовой план-проспект учебной программы, приказ ГК РФ по
физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002г.№390;
Типовое положение о детской юношеской спортивной школе
(специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва),
Постановление Госкомспорта СССР от 04.06.91 №6/9а.

Система дополнительного образования является частью образовательного
процесса. Создавая благоприятную коммуникативную среду, дополнительное
3

образование обеспечивает ученику обучение, воспитание, формирование
мотивации к познанию и творчеству. В основу данной программы положены
нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений
дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и
основополагающие принципы спортивной подготовки юных айкидоистов,
результаты научных исследований и передовой спортивной практики. Данная
программа является модифицированной, в её основе работа Качана А.Б.,
Чуфистова А.В. «Айкидо (программа занятий для дошкольного и школьного
возраста)». Йошкар-Ола, 2005.
Цели и задачи программы
Цель программы - психофизическое развитие обучаемых, формирование
гармонично развитой личности через изучение технической и философской
базы Айкидо, как боевого искусства.
По принципу, оставленному Основателем Айкидо господином Морихеем
Уэсиба, в Айкидо нет соревнований. Это накладывает особый отпечаток на
организацию учебного процесса в айкидо. Наличие базовых форм техники и
большого числа производных от них, дает безграничный простор
проявлению индивидуальных качеств личности, что особенно выделяет
айкидо из других видов физической деятельности, и делает привлекательным
включение занятий айкидо в образовательные программы для детей, как
средства движения через познание простых форм двигательного
взаимодействия к познанию безграничных возможностей человеческого тела
и сознания.
Основные задачи программы:
Обучающие:
1. Развитие у обучающихся координации, гибкости, скоростно-силовых
качеств и выносливости.
2. Развитие устойчивых рефлекторных двигательных действий общего,
прикладного и специального характера, как основы для овладения
техникой Айкидо.
3. Приобщение к мировой культуре боевых искусств и к культуре Японии
(Сербии), в частности.
Воспитательные:
1. Воспитание чувства ответственности и взаимопомощи по отношению к
товарищам, гуманного отношения к людям
2. Понимание абсолютной ценности человеческой жизни
4

3. Осознание себя как части целого мира
4. Развитие навыков адекватного отношения со сверстниками.
5. Привитие и правильное понимание чувства долга в отношении своего
Отечества.
Развивающие:
1. Развивать
личностные
качества
ребенка
–
аккуратность,
самостоятельность, ответственность, деятельной активности.
2. Формирование чувства патриотизма, коллективизма и товарищества,
уважения и терпимости к другим людям, самодисциплины,
самосознания, ответственности за себя и других людей
3. Формирование у обучающихся принципов высокой морали, этики
гармонии духовного, психологического и физического начала человека
4. Формирование в детях стремления (потребности) к здоровому образу
жизни
Отличительной особенностью данной программы является новый подход к
критериям и методике оценки результативности обучения.
Данная программа базируется на современных научно-методических
исследованиях в области традиционного подхода к вопросу физического
воспитания личности.
Основные принципы организации физического воспитания с
использованием средств Айкидо
Содержание и организационные формы базового физического воспитания
детей разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на
развитие социально – активной, образованной, нравственно и физически
здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает
отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам
собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на
субъектных отношениях.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно
основывается на научном понимании взаимосвязи природных и
социокультурных процессов, что учащихся воспитывают сообразно их полу,
возрасту и индивидуальных особенностей. Формирует у них ответственность
за развитие самих себя.
5

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает
осуществление воспитания средствами физической культуры и спорта, что
позволяет учащимся расширить сферу общения. Формировать навыки
социальной адаптации, интеграции, индивидуализации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания на развитии личности направлен на
освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в
социальном окружении.
Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон
учебно – тренировочного процесса (физической, технической, тактической,
психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и
восстановительных
мероприятий,
педагогического
и
медико
–
биологического контроля).
Принцип преемственности определяет последовательность изложения
программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям
высшего спортивного мастерства, чтобы в многолетнем учебнотренировочном процессе учесть преемственность задач, средств и методов
подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост
показателей физической и технико – тактической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа
многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена,
вариативность программного материала для практических занятий,
характеризующуюся разнообразием средств и величин нагрузок,
направленных на решение определенных задач подготовки.
Формы проведения занятий по данной программе:
- групповая;
- индивидуально – групповая;
Занятия подразделяются:
- ознакомительные;
- обучающие;
- закрепляющие;
- контрольно – закрепляющие;
При комплектации учебных групп приоритетным является уровень
обучаемых, т.е. группы могут комплектоваться обучаемыми разного
возраста (в пределах одной возрастной группы) и разного года обучения с
одним общим уровнем знаний (определяется итоговым экзаменом).
6

Принципы построения программы
В основе создания многолетнего плана занятий по Айкидо лежат следующие
принципы:
- принцип подбора конкретных
двигательных способностей;

методов

обучения

и

воспитания

- общие принципы порядка построения физического воспитания;
- принцип конкретизации цели для каждого конкретного ученика (на
основании его способностей в данном виде);
- принцип вариативности (возможность коррекции планов в соответствии с
изменяющимися условиями и состоянием контингента занимающихся);
- принцип соблюдения правил воспитания физических качеств – возрастным
особенностям организма.
Организационно–методические указания
Основными методическими положениями многолетних занятий являются:
- преемственность задач, средств и методов физического воспитания детей;
- осуществление как одновременного развития физических качеств,
психических качеств на всех этапах многолетних занятий, так и
преимущественного развития отдельных физических и психических качеств
в наиболее благоприятные возрастные периоды.
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного
процесса занимающихся:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- овладение элементами техники выполнения физических упражнений;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе
использования игровых методов;
- выявление задатков и способностей детей;
- привитие интереса к занятиям;
- воспитание черт спортивного характера.
На контрольных занятиях по айкидо оценивается работа отдельного
индивидуума вне рамок сравнения с другими учениками.
7

Программа предполагает освоение первоначального этапа введения в
айкидо - этап начальной подготовки, общей длительностью – 2 года
Цель этапа – привлечение к занятиям физическими упражнениями с
минимальным погружением в специализацию, расширение базы
двигательных действий и способностей.
Задачи этапа начальной подготовки:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений
физических упражнений;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе
средств и методов айкидо;
- выявление задатков и способностей детей;
- привитие стойкого интереса к занятиям Айкидо;
- воспитание морально – волевых качеств.
Основной формой проведения занятий является групповая, индивидуальногрупповая, редко индивидуальная.
Приемы и методы: игровой в сочетании с комплексами упражнений,
направленных на развитие технической и физической подготовкой,
повторный, равномерный, круговой, соревновательный (только на
контрольном занятии).
Формой подведения итогов является проведение контрольного занятия, на
котором в индивидуальном порядке проверяется пройденный материал.
Теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка имеет немаловажное
значение в процессе подготовки. Основной формой проведения являются
беседы. Учебный материал распределяется на весь период обучения учебнотренировочного этапа и этапа спортивного совершенствования. При
проведении
теоретических
занятий
следует
учитывать
возраст
занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от
конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно
вносить коррективы. Основные темы теоретической подготовки на этапе
начальной подготовки: правила гигиены, история Айкидо, традиции, история
и предназначение рукопашного боя. Основные темы теоретической
подготовки на учебно-тренировочном этапе: история физической культуры,
история Айкидо и других боевых искусств, философские основы «Будо»,
методические
особенности
построения
тренировочного
процесса,
8

закономерности развития человеческого организма. Основные темы
теоретической подготовки на этапе спортивного совершенствования:
комплексная система контроля и самоконтроля за уровнем различных сторон
подготовки и состоянием здоровья, принципы ведения спортивного
дневника, личные карты тренировочных заданий, планы построения
тренировочных циклов.
Психологическая
подготовка.
Психологическая
подготовка
воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование
значимых свойств личности путем формирования соответствующей системы
отношений.
Основное содержание психологической подготовки:
- формирование мотивации к занятиям Айкидо;
- развитие личностных качеств, способствующих совершенствованию и
контролю;
- совершенствование внимания, воображения, памяти, мышления, что будет
способствовать быстрому восприятию информации и ее переработке,
принятию решений;
- развитие специфических чувств – “чувство партнера”, “чувство ритма
движения”.
Средства и методы: разъяснение, критика, одобрение, осуждение,
внушение, примеры авторитетных людей. Акцент в распределении средств и
методов психологической подготовки в решающей степени зависит от
психических особенностей юного спортсмена, задач и направленности
тренировочного процесса.
Оценки
эффективности
воспитательной
работы
и
психологопедагогических
воздействий
в
учебно-тренировочном
процессе
осуществляются путем педагогических наблюдений, измерений, анализа
различных материалов, характеризующих личность юного спортсмена.
Полученные данные сравниваются с исходными показателями и
используются для внесения корректив в учебно-тренировочный процесс и
процесс психологической подготовки юного спортсмена.
Воспитательная работа. Главной задачей в занятиях с юными
спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности
России, чувство коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия.
Виды
воспитания:
нравственное, правовое.

политическое,

профессионально-спортивное,
9

Средства воспитательной работы: устная и наглядная информация, печать,
радио, телевидение, кино, литература, музей, театр.
Методы воспитательной работы: убеждение, пример, поощрение, требование.
Формы воспитательной работы: индивидуальная беседа, видео.
Содержание воспитательной работы: индивидуальная работа, работа с
коллективом группы.
Направления воспитательной работы:
- возрождение духовной нравственности граждан России;
- воспитание трудолюбия;
- воспитание преданности Родине;
- воспитание добросовестного отношения к труду;
- стремление к спортивному совершенствованию;
- стремление к примерному поведению;
- формирование нравственных принципов и морально-волевых качеств;
- поддержание и развитие традиций;
- создание истории коллектива.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование
модуля

Руководитель
Соловьева
Наталья
Геннадиевна

Уроки реального
айкидо
Итого в месяц
Итого в год

Старший дошкольный возраст
5-6 лет
6-7 лет
Объем ПОУ (часов/минут) в
неделю
2/30 мин.
8/4 часа
64/32 часа

10

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание
Старший дошкольный
возраст (5-7 лет)
Количество возрастных групп
1
Начало учебного года
с 01.09
График каникул
с 30.12 по 12.01
Окончание учебного года
31 мая
Продолжительность учебного года,
всего, в том числе
I полугодие
II полугодие
Продолжительность недели
Объем недельной образовательной
нагрузки (НОД)
Сроки проведения мониторинга

36 недели
17 недель
19 недель
5 дней
60 мин
01.09 – 15.09
15.05 – 31.05

11

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛЬНОМУ
АЙКИДО
Разделы программы
подготовительные упражнения (теория и
практика)
техника перемещений - кихон-доса,
тайсабаки (теория и практика)
техника исполнения защитных действий
– укеми-вадза (теория и практика);
техники контроля – осае-вадза (теория и
практика)
бросковые техники - наге-вадза (теория и
практика)
атакующие действия – атеми-вадза
(теория и практика)
тактика и техника взаимодействия с
партнером (теория и практика)
кодекс чести спортсмена (теория и
практика)
правила поведения в зале – рейсики
(теория и практика)
правила личной гигиены (теория и
практика)
морально - психологическая подготовка
(теория и практика)
патриотическое воспитание (теория)

Старший дошкольный возраст
В течение года, по плану занятий
В течение года, по плану занятий
В течение года, по плану занятий
В течение года, по плану занятий
В течение года, по плану занятий
В течение года, по плану занятий
В течение года, по плану занятий
В течение года, по плану занятий
В течение года, по плану занятий
В течение года, по плану занятий
В течение года, по плану занятий
В течение года, по плану занятий

Характеристика разделов программы
Подготовительные упражнения включают в себя упражнения для разминки
и разогрева мышц, на растяжку, упражнения на дыхание.
Техники перемещения – кихон-доса или тайсабаки, содержат весь перечень
перемещений принятых в айкидо в различных положениях (стоя – тачивадза, сидя – сувари-вадза ). К ним относятся: тенкан, ирими-тенкан, аюмиаси, цуги-аси, окури-аси, хираки-аси, сикхо.
Техники исполнения защитных действий – укеми-вадза, включают в себя
весь спектр действий ассистента, направленных на умение безопасного
взаимодействия партнеров при выполнении техник айкидо. К техникам
защиты относятся: мае-укеми, усиро-укеми, еко-укеми.
12

Техники контроля – осае-вадза, включают в себя техники айкидо, в
заключительной фазе которых применяются различные формы контроля с
помощью воздействия на суставы и корпус партнера.К техникам контроля
относятся: икке, никке, санке, енке, гокке, хиджикиме осае
Бросковые техники – наге-вадза, включают в себя техники айкидо, в
заключительной фазе которых происходит бросок партнера. Основные
бросковые техники: шихо-наге, ирими-наге, котегаеси, кокюхо, кокю-наге,
кайтеннаге, сумиотоси, удекименаге, тенчинаге.
Атакующие действия – атеми-вадза, включают в себя техники атаки
принятые в айкидо. К ним относятся: шоменучи, екоменучи, цки, различные
виды захватов.
Тактика и техника взаимодействия с партнером содержит в себе правила
взаимодействия партнеров во время исполнения техник айкидо, с
соблюдением принципов “от простого к сложному”, “постепенности”,
взаимоуважения друг к другу, безопасности проведения занятий.
Кодекс чести спортсмена содержит в себе правила поведения айкидоиста в
спортивном зале, на улице, в общественных местах, дома. Предусматривает
воспитание в занимающихся принципов, заложенных в учение айкидо
Основателем Морихеи Уэсиба.
Правила поведения в зале – рейсики содержит в себе единый комплекс
норм, правил поведения, принятый во всех школах и группах айкидо
(согласно правилам Всемирного Центра Айкидо).
Правила личной гигиены содержит в себе правила по уходу за своим
телом, одеждой и помещением для занятий, приучает к здоровому образу
жизни.
Морально-психологическая подготовка содержит в себе курс обучения
саморегуляции психологического состояния, уроки психологической
подготовки. Данная тема затрагивается крайне осторожно и при постоянных
консультациях с родителями учеников и представителями школьной
психологической службы.
Патриотическое воспитание содержит в себе информацию об историческом
прошлом Российской Федерации, принципах патриотизма, отношению к
воинской службе и гражданскому долгу.

13

5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Этикет. Правила поведения в зале для занятий. Традиционное открытие и
закрытие занятия. Приветствия. Техника безопасности до, вовремя и после
занятия.
Стойки. Миги-ханми – правосторонняя стойка, хидари-ханми –
левосторонняя стойка. Подводящие упражнения для освоения стойки –
вставание в стойку из положения, лежа, сидя, сидя на корточках (сонкё).
Смена стойки вперед-назад, назад-вперед. Переносы веса в стойке с ноги на
ногу.
Укеми – безопасные падения (страховки). Мае-укеми – страховка вперед;
усиро-укеми – страховка назад; ёко-укеми – страховка вбок. Все страховки
разучиваются из положения «с колена», по мере освоения вводится
выполнение из стоек, при этом, используется поддержка партнером и
инициация движения партнером.
Передвижения. Цуги-аси – скользящий шаг. Окури-аси – скользящий
приставной шаг. Аюми-аси – шаг со сменой ног. Подводящие упражнения:
половинчатые шаги только передней или только задней ногой. То же с
опусканием на колено. Передвижения на коленях – шаг сикко. Все
передвижения разучиваются и выполняются вперед и назад.
Повороты. Зэнпо тэнкан – поворот вперед. Кохо тэнкан – поворот назад.
Тэнкай – поворот на месте. Подводящие упражнения: скручивания на месте и
с полушагом передней или задней ногой. Повороты с опусканием колена на
татами.
Сочетания шагов, поворотов в виде связок и упражнений.
Основные движения руками при входе – ирими, коккю-рёку, при повороте
– тенкан, хирики. Основы разучиваются из положения сидя (только руки).
Подъем и опускание рук разучиваются в виде упражнений с волейбольным
мячом, с деревянным мечом – боккеном. Сочетания движений рук с
передвижениями в виде связок и упражнений.
Разучивание основных упражнений принципов Айкидо: Ирими-хо –
упражнение прямого входа в движение атаки; Тенкан-хо – упражнение входа
в движение атаки с помощью поворота; Хирики – использование силы локтей
- упражнение прямого входа с подъемом и входа с подъемом в повороте.
Атаки. Захваты: катате-дори – захваты за запястья; ката-дори – захваты за
одежду. Удары: сёмэн-учи – удар ребром ладони сверху вниз в голову;
ёкомен-учи – диагональный нисходящий удар ребром ладони в висок или
14

шею; цки – прямые удары кулаком в разных уровнях; гери – удары ногами.
Все атаки разучиваются на месте, по мере освоения сочетаются с
передвижениями. Выполняются в варианте собственно атаки и в варианте
контратаки.
Техника. В силу сложности технических действий, используется
разучивание по элементам. Из техники исключены травмирующие и
травмоопасные движения. Все техники разучиваются в вариантах вперед и
назад, из левосторонней и правосторонней стойки, от максимально
возможного количества вариантов атак.
Ириминаге – бросок встречным входом;
Сихонаге – бросок на четыре стороны;
Котегаеси – бросок выкручиванием кисти;
Иккё – первый контроль;
Никё – второй контроль;
Санкё – третий контроль;
Коккюнаге – бросок в ритме дыхания;
Кайтеннаге – бросок вращением;
Сумиотоси – опрокидывание углом;
Косинаге – бросок через бедро;
Ёнкё – четвертый контроль;
Дзюдзи/удегарами – бросок скрещиванием рук;
Удекименаге – бросок воздействием на локоть;
Движения с оружием разучиваются как иллюстрация
(разъяснение) движений без оружия. Используются деревянные
макеты меча и ножа.

15

6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Критерии оценки деятельности групп:
- стабильность состава занимающихся и посещаемости тренировочных
занятий;
- динамика индивидуальных показателей развития физических качеств;
- уровень освоения знаний гигиены и самоконтроля.
- укрепление у детей физического, психического и нравственного здоровья
- уверенное владение базовыми техническими навыками Айкидо.
Итоговые требования по программе начальной подготовки
Умения и навыки техники, положения и виды атак
Передвижения (шаги) Стоя Сикко СВ Тенкан ТВ Ирими-текан ТВ СВ Мае
кайтен укеми ТК ТВМае теку-то укеми СВ Усиро хантен укеми ТВ СВЗахват
катате-дори ТВ Сёмэн-ути Стоя Сикко СВ Тенкан сото, учи ТВ Кататэ-дори
Ирими-текан ТВ СВ Мае кайтен укеми ТК Мае теку-то укеми ТВ Усиро
хантен укеми ТВ Захват катате-дори, моротэ-дори ТВ Сёмэн-ути ТВ СВ Мае
кайтен укеми ТК Мае теку-то укеми ТВ Усиро хантен укеми ТВ Захват
катате-дори, моротэ-дори ТВ Сёмэн-ути
Атаки Сёмэн, Ёкомэн и Цки ТВ Суми-отоси ТВ Катате-дори
Тенчинаге ТВ Катате-дори, Рётэ-дори
Коккю-хо СВ Рётэ-дори
Кокюхо СВ Рётедори
Уровень физической подготовки в соответствии с требованиями
аттестационной программы:
1. перенос веса в приседе 30 раз;
2. прыжки вверх из упора на руках с прогибом 25 раз;
3. подъем туловища из положения лежа (пресс) 30 раз;
16

4. приседания 30 раз,
5. отжимания в упоре лежа 10 раз (возможно расширение по нормам ГТО
6-8 лет для второго года обучения).

Способы проверки результатов:
Педагогическое наблюдение, занятия
показательных просмотров для родителей.

в

форме

проведения

17

7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных
направлений педагогического влияния на детей и взрослых и организация их
совместной деятельности. Мы определили педагогические условия,
обеспечивающие успешность процесса социально-педагогической адаптации
к современному социуму детей в процессе реализации программы
дополнительного образования. К ним мы отнесли: субъект-субъектные
отношения педагога и ребенка; вариативность образования; создание
ситуации выбора и успеха для каждого ребенка; личное участие в
мероприятиях программы; создание развивающей среды. Педагогическую
деятельность осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий
среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю дополнительной образовательной услуги.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных
функций, обеспечивающих целенаправленное управление процессом
реализации программы: обеспечение повышения квалификации педагогов;
интеграция основного и дополнительного образования, формирование
готовности у воспитанников к активной самостоятельной деятельности;
обеспечение образовательного процесса
методической литературой,
образовательными программами; педагогический мониторинг; обеспечение
творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного
процесса. Система организационных условий направлена на планирование,
организацию, координацию, регулирование и контроль за реализацией
программы. Занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность занятий
соответствует возрасту детей: старший дошкольный возраст – 30 минут,
Мониторинг проводится 2раз в год (в сентябре и мае месяце). Организация
обучения предполагает проведение практических занятий.
Методическое обеспечение
Форма занятия

Методы и приемы

По
парам,
по
подгруппам в виде
совместной
деятельности
с
детьми,
фронтальный,
индивидуальный.

Обучение разделено на
три этапа:
1.Начальное обучение.
2.Углубленное
разучивание.
3.Закрепление
и
совершенствования
упражнения.

Дидактический материал
Специализированный зал с
мягким покрытием пола
(татами). Дополнительные
средства
обучения
–
гимнастические снаряды и
специальное снаряжение:
палки; макивары.

Формы
подведения
итогов
1.Обобщение итогов с
проведением
открытого
занятия для родителей.
2.Проведение
показательных
выступлений.
3.Подведение итогов с
разбором ошибок.

18

ЛИТЕРАТУРА.
1. Константинова А.И. Игровой стретчинг, СПб: Вита, 1993год.
2. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. Творческий центр. М.2009год.
3. Джузеппе Раглионе "Ки-Айкидо. Путь объединения сознания и тела"
Тесса Санкт-Петербург, 2002 г.
4. Симонович А., Горбунова Е., Шмидт Н., Малахова Т. Подвижные игры
для детей. Опыт поколений. М. Сфера 2009год.
5. Сочеванова Е.А. Игры – эстафеты с использованием традиционного
инвентаря. СПб Детство – Пресс, 2010год.
6. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. «Теоретико – методические основы занятий
фитбол – аэробикой. СПб 2011год. РГПУ им. А.И.Герцена.
7. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательный игротренинг для
дошкольников». Творческий центр Сфера 2009год.
8. Перечень заболеваний, препятствующих отбору для поступления в
общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры
подготовки резервов большого спорта. ( с соавт., 1988).
9. А.Качан,
А.Чуфистов
«Айкидо.
Образовательная
программа
дополнительного образования для специализированных детских групп,
учреждений дополнительного образования и спортивных клубов»
10. Рольф Бранд «Айкидо-учение и техника гармоничного развития»
11. Тамура Нобуеси Айкидо. Этикет и передача традиций (книга для
учителей). София, 2002 г.
12. Восточные единоборства для мальчиков. Автор-составитель М. Гутин
«Издательство АСТ», Москва, 2000 г.
13. Адель Вестбрук, Оскар Ратти Айкидо и динамическая сфера. София,
1999 г. 9. Список литературы
14. Айкидо, искусство мира./ Пер.с англ-К.: «София»Ltd. 1997.-256с.
15. Бирючков Б.И. Методические особенности развития двигательных
способностей учащихся на уроках гимнастики в школе. РГУФК. Москва
2002.- 112с.
16. Джон Стивенс. Секреты Айкидо.Пер. с англ.- к.: «София», 2001.-176 с.
17. Джон Стивенс. Три мастера Будо. Перев. с англ.-К.:Ltd., 1997,-96с.
18. Джон
Стивенс.
Морихеи
Уэсиба.
Непобедимый
воин.:
Иллюстрированная биография основателя Айкидо./ Прер.с англ.С.
Холоднова- М.: ФАИР-ПРЕСС.-2001304с
19. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник.
Российское педагогическое агентство. Москва,1995г.-184с.
20. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.
Москва.2000.- 320с.
21. Масатаке Фудзита. Метод занятий Айкидо. Казань. ТаРИХ. 2001-96с.
22. Мисцуги Саотомэ. Принципы Айкидо.- СПб.: Папирус1996г.-275с.
19

23. Мирзоев О. М. Применние восстановительных средств в спорте.-М.:
СпортАкадемПресс,200.-204с.
24. Неверкович С.Д., Хозяинов Г.И., Андриади И.П. Основы обучения и
воспитания. РГАФК. Москва – 1997.- 58с.
25. Роубел С. Айкидо для самопознания.Пер.с англ.Ю.Бондарева.-М.:
ФАИР-ПРЕСС,2002-208с.
26. Рольф Брандт. Айкидо: Учение и техника гармоничного развития. Пер. с
нем.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-320с.
27. Рубин В.С. Избранные разделы теории и методики физической культуры.
РГАФК, Москва.- 2000.- 88с.
28. Сиода Г. Динамика Айкидо/ Пер. с англ. А.Куликова, Е. Гупало,М.:ФАИР-ПРЕСС,1999-384с.
29. Уэсиба Киссемару. Айкидо. Яп. язык,Токио, Коданша.1998г.-340с.
30. Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока.-М.:
Мол.гвардия,1990.-363с.
31. Хироси Одзава. Кэндо. Полное практическое руководство. Пер.с англ.
В.Пузанова.-К.: «София»,- 2000.-192с.
32. Хорев В. Японский меч. Десять веков совершенства-Ростов н/ Д.:
«Феникс»,2003.-192с.
33. Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О
государственной
аккредитации
образовательных
учреждений
дополнительного образования детей».
34. Методические
рекомендации
Министерства
образования
РФ
«Организация и содержание аттестации образовательных учреждений
дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от
29.11.99 г. № 24-51-1133/13).
35. СанПиН 2.4.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».