ДООП Умелый ручки

Содержание
1. Комплекс основных характеристик образования ...................................................................3
1.1. Пояснительная записка ......................................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы ..................................................................................................6
1.3. Содержание программы ««Обучение нетрадиционным приемам рисования и
художественной лепки «Умелые ручки»»...............................................................................7
1.3.1. Учебный план ...............................................................................................................8
1.4. Планируемые результаты.................................................................................................10
2. Комплекс организационно-педагогических условий ...........................................................10
2.1. Календарный учебный график ........................................................................................10
2.2. Условия реализации программы .....................................................................................11
2.3. Формы контроля и оценочные материалы .....................................................................17

1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественное - творчество.
Программа направлена на всестороннее развитие, формирование творческих
способностей и воспитание личности ребенка.
Актуальность разработанной программы: Данная программа способствует
приобщить детей к творчеству, познакомить детей с различными техниками
рисования и различными материалами при их использовании в рисовании.
Занятия позволяют развивать у детей не только художественные
способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
««Обучение нетрадиционным приемам рисования и художественной лепки
«Умелые ручки»» разработана на основании:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных
способствующих

дополнительных
социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции

развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
««Обучение нетрадиционным приемам рисования и художественной лепки
«Умелые ручки»» разработана для детей в возрасте с 3-7 лет.
Программой

предусмотрено

создание

условий

для

детского

художественного - творчества, где каждый ребенок может найти себе дело
по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы,
поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок
самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс
осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой
чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
Группа комплектуется из всех желающих воспитанников, на основании
заявления родителей.
Минимальная наполняемость каждой учебной группы – 10 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю
для детей 3-4 лет – 2 раза в неделю по 15 минут.
для детей 4-5 лет – 2 раза в неделю по 20 минут.
для детей 5–7 лет – 2 раза в неделю по 30 минут.
Срок обучения: 1 год.
Форма обучения - очная.
Форма организации образовательного процесса - теоретическая,
практическая, групповая и индивидуальная.
Виды занятий:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о
последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и
навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
Формы подведения результатов:
-Проведение выставок детских работ
- Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Основная цель программы - развитие художественно-творческих
способностей детей, мелкой моторики через нетрадиционную технику
изображения.
Задачи:
Обучающие:

Знакомить

с

приемами

нетрадиционной

техники

рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и
жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений
классического искусства, окружающих предметов.
Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии
картинок, иллюстраций
Развивать творческие способности детей.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к изобразительной
деятельности.
Формировать умение оценивать созданные изображения.

Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом
форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
Побуждать детей экспериментировать с изобразительными
материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать
сочетание цветов.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении
предметов и явлений окружающей деятельности.
1.3. Содержание программы ««Обучение нетрадиционным приемам
рисования и художественной лепки «Умелые ручки»»
Образовательный период осуществляется с 01 сентября по 31 мая.
Количество полных недель на реализацию программы дополнительного
образования в группах составляет 36 недель.
Программа дополнительного образования рассчитана на следующие
возрастные ступени:

младшая группа 3-4 года
средняя группа 4-5 лет
старшая, подготовительная группа 5-7 лет
Распределение

нагрузки

(продолжительность

образовательной

деятельности) в неделю в группах осуществляется следующим образом:
Занятия проводятся во второй половине дня:
для детей 3-4 лет – 2 раза в неделю по 15 минут.
для детей 4-5 лет – 2 раза в неделю по 20 минут.
для детей 5–7 лет – 2 раза в неделю по 30 минут.
1.3.1. Учебный план
Учебный (тематический) план календарно-тематическое планирование
Количество занятий в неделю – 2.
Количество учебных недель – 36.
Количество занятий за учебный год – 72.
год обучения.
Месяц

Тема

Количество
занятий

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Знакомство»

2

«Летний дождь»

2

«Волшебный зонтик».

2

«Воздушные шары».

2

«Подводный мир»

2

«Осенний ковер»

2

«Компот из яблок»

2

«Осенний букет»

2

«Ёжик»

2

«Улитка»

2

«Рябинка»

2

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего
занятий

«Первый снег».

2

«Соленое море»

2

«Веселые кляксы»

2

«Елочка»

2

«Новогодние подарки»

2

«Зимний пейзаж»

2

«Зимний лес»

3

«Снегири на ветках»

2

«Зимние узоры»

2

«Снеговик»

3

«Картина настроения»

2

«Подснежники»

2

«Букет для мамы».

2

«Весеннее дерево»

3

«Мимоза»

2

«Разноцветное небо»

2

«Звездное небо»

2

«Космические дали»

2

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

2

«Праздничный салют»

3

«Тюльпаны»

2

«Цыпленок»

2

«Наша улица».

2
72

1.4. Планируемые результаты
Посредством данной программы педагог получит возможность более
эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного
возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
Реализация

программы поможет

детям

дошкольного

возраста

творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать
для самовыражения любые доступные средства
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год

Дата

Дата

Количеств

Количеств

Количеств

Режим

обучения

начала

окончан

о учебных

о учебных

о учебных

занятий

обучения

ия

недель

дней

часов

обучени
я
1 год

1сентября

31 мая

36

72

144

2 раза в
неделю

Каникулы: зимние с 30 декабря по 8 января

2.2. Условия реализации программы
Для

успешной

реализации

Программы

создаётся

подходящая

образовательная среда. Образовательная среда, спроектированная для детей
дошкольного

возраста,

отличается

трансформировать

предметное

коммуникативным

содержанием,

гибкостью

пространство
адекватными

и

возможностью

педагогически
возрасту

ценным

методами

и

приёмами развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех
участников образовательного процесса и поликультурным характером
используемых материалов.
Материально-техническое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание
данной Программы предполагают наличие специального учебного кабинета кабинета дополнительного образования.
Для занятий по Программе необходимы следующие средства и
материалы:
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Гуашь.
3. Акварельные краски.
4. Ватман.
5. Картофель, морковь.
6. Поролон.
7. Капустные листы.
8. Воздушные шары.
9. Листья деревьев.
10. Кисточки.
11.Чашечки для гуаши.
12. Баночки для воды.
13. Заготовки рисунков.
11

14. Салфетки влажные.
15. Зубная паста.
16. Пластиковые вилки
17. Крупы
18. Пенопласт
19. Бисер, бусинки
20.Ленты разноцветные
21. Трубочки
22. Соль
Кадровое обеспечение:
1.

Заведующий - главное лицо, поэтому он отвечает за организацию

деятельности в образовательном учреждении.
2.

Педагог дополнительного образования осуществляет работу,

направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства,
развитие функциональных возможностей своих подопечных.
Виды и техники нетрадиционного рисования
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными
умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования
рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Дети могут
освоить следующие техники нетрадиционного рисования:
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на
одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы
выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока
не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения
отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после
рисования нескольких украшений.
12

Монотипия пейзажная
Средства

выразительности:

пятно,

тон,

вертикальная

симметрия,

изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная
плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной
половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в
озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели
высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается
влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск,
оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для
монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На
последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным
листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой
краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это
пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.
При

необходимости

процедура

повторяется.

Недостающие

детали

дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие,
кисти).
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками
разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для
13

получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев
можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого
цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю
кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на
белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько
цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

14

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой
остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо
пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет
кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист
акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет
ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.
Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается
имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа
бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги,
придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити
разных цветов.
Рисование по мокрому
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом
кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое
под дождем или в тумане.
15

Мыльные пузыри
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист
бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь
трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист
бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на
бумагу.
Оттиск смятой тканью
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого
поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера,
смятая ткань.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы
получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная
бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской
и наносит отпечаток на бумагу.
Пуантилизм (рисование пычком)
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской,
ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется
весь

лист,

контур

или

шаблон.

При

необходимости

изображение

дорисовывается кистью.
16

2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Формы подведения итогов в конце года.
-Проведение выставок детских работ
- Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.

Список использованных источников
1.Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5-6 лет: Мозаика-Синтез; Москва; 2010
2. Д.Н. Колдина. Лепка с детьми 5–6 лет. Конспекты занятий»:
Мозаика-Синтез; Москва; 2010
3.. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуздидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
4.В.В. Гаврилова «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет; Учитель; 2017г
5. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -120с.
6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» М.,2012 г.
7.И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками; Сфера;
2019г
8. Т.В. Смирнова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет»;
Учитель; 2015г
9. Т.В. Смирнова «Учимся рисовать пластилином» для детей 5-7 лет. ФГОС
ДО; Учитель; 2019г
10. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; «Карапуздидактика», Москва ;2009

17

Приложение 1.
Тема
занятия

Перспективно-тематическое планирование кружка
Нетрадицион
Задачи
Материал
ные техники
Сентябрь
Различные

Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для
работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.

Рисование
восковыми
мелками и
акварелью

Вызывать у детей приятные
воспоминания о лете; учить отображать
состояние погоды (Дождь); упражнять в
рисовании различными материалами.

Пластилногра
фия

Способствовать развитию умений и
навыков в работе с пластилином,
фантазии, мелкой моторики пальцев
рук. Содействовать воспитанию
интереса к занятиям пластилинограф.

Лист, гуашь, две
кисточки, маленький
листочек для проверки
цвета и все
принадлежности для
рисования.
Лист А4, набор
цветных восковых
мелков; акварельные
краски; кисти с
широким ворсом,.
Картон с изображением
на нем зонта, размер ½
А4,набор пластилина,
доска для лепки,
салфетки для рук.

Кляксография
.

Закрепить представления детей о
цветовом многообразии, ознакомить с
хроматическими и ахроматическими
цветами. Расширить знания цветовой
гаммы путем введения новых оттенков,
освоения способов их получения.

Листы бумаги, кисти,
гуашь, набор
фломастеров, салфетки,
готовые работы по
кляксографии для
образца.

«Знакомство»

«Летний
дождь»

«Волшебный
зонтик».

«Воздушные
шары».

Октябрь

Заготовка на
зиму «Компот
из яблок»

Осенний
букет

«Подводный
мир»

Оттиск печат
кой из яблока

Печатание
листьями
Рисование
мыльными
пузырями

Познакомить с техникой печатания
яблоком, поролоновым тампоном.
Показать приём получения отпечатка.
Учить рисовать яблоки и ягоды в банке.
Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
Познакомить с приемом
печати листьями. Воспитать у ребенка
художественный вкус

Лист, гуашь, трафареты
банок, половинки
яблок, кисточки,
салфетки, баночки с
водой.

Познакомить детей с техникой
рисования мыльными пузырями.
Продолжать учить детей работать с
гуашью. Воспитывать интерес к
творчеству. Способствовать развитию творческого воображения, мышления,
художественно-эстетических навыков,

Листы бумаги А4 ½,
мыльный раствор
разных цветов,
соломинки, салфетки.

Засушенные листья,
краска, кисти, бумага.

18

мелкой моторики, глазомера, внимания.

«Улитка»

Осенний
ковер

Цыпленок

Рябинка

«Первый
снег».

«Ежик»

Зимний лес

«Снегири на
ветках»

Рисование
восковыми
мелками,
солью
Печать
растений

Познакомить с техникой сочетания
акварели и восковых мелков. Учить
детей рисовать восковым мелком по
контуру, учить раскрашивать по частям,
аккуратно
работать
с
солью.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Учить детей работать с хрупким
материалом - листьями. Развивать
стойкий интерес к рисованию,
воображение. Воспитывать
аккуратность.
Ноябрь

Лист бумаг, набор
цветных восковых
мелков, соль, кисти с
широким ворсом,
стаканчик с водой,
салфетки,
иллюстрации,
изображающие пейзаж
Засушенные листья,
краска, кисти, бумага.

Учить детей наносить клей на
отдельный участок, щедро насыпать
Рисование с
крупу на отдельный участок, аккуратно
помощью
окрашивать рис, «оживлять» работу с
риса, ватные
помощью ватной палочки. Воспитывать
палочки
у детей умение работать
индивидуально.
Учить рисовать на ветке ягодки
Рисование
(ватными палочками) и листики
ватными
(примакиванием). Закрепить данные
палочками
навыки рисования. Развивать чувство
композиции. Воспитать у ребенка
художественный вкус.
Оттиск
Закреплять умение рисовать деревья
печатками из большие и маленькие, изображать
снежок с помощью техники печатания
салфетки
или рисование пальчиками. Развивать
чувство композиции.
Пластилиногр Создать условия для обучения
моделированию образа ежа путем
афия
изображения иголочек на спине с
использованием нетрадиционного
материала- семечек, созданию
композиции.
Декабрь

Лист бумаги, клей
ПВА, рис, ватная
палочка, акварельные
краски, стаканчик с
водой.

Упражнять в печати по трафарету.
Закрепить умение рисовать пальчиками.
Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
Познакомить детей с техникой
рисования тычок жесткой полусухой
кистью. Учить рисовать снегирей.
Закрепить знания о зимующих птицах

Листы, гуашь, кисти,
палитра, салфетки.

Печать по
трафарету,
рисование
пальчиками
Тычок
жесткой
полусухой

Лист бумаги, , ватная
палочка, акварельные
краски, стаканчик с
водой.
Листы бумаги, цветные
краски, салфетки

Картон с изображением
контура ежика,
пластилин, доска для
лепки, стеки, семечки.,
влажная салфетка.

Листы, гуашь, кисти,
стаканчики с водой,
палитра, салфетки ,
19

нашей родины. Воспитывать любовь и
заботливое отношение к птицам,
представление о том, что все в природе
взаимосвязано, чувство
ответственности за окружающий мир.
Рисование
Познакомить детей со способами
изображения как монотипия
нитью
(отпечаток), рисованием ниточками.
Показать выразительные возможности,
особенности рисования данными
способами.
Развивать воображение, образное
мышление, цветовосприятие,
творческие способности детей. Вызвать
интерес, отзывчивость, эмоциональный
отклик к творческой деятельности.
Рисование
Вызывать у детей приятные
свечей и
воспоминания о новогоднем празднике;
акварельными упражнять в рисовании различными
материалами.
красками
кистью

«Зимние
узоры»

«Новогодние
подарки»

фартуки

Листы, гуашь,
стаканчики с водой,
нити, салфетки.

Лист А4, свечи;
акварельные краски;
кисти с широким
ворсом,.

Январь
«Праздничны
й салют»

«Елочка»

Снеговичок

Раздувание
красок

Развивать ассоциативное мышление,
воображение. Воспитывать желание
создавать интересные оригинальные
рисунки.

Тонированная бумага,
белая бумага, гуашь,
трубочка

Пластилиногр
афия

Мозаика из пластилина. Учить отрывать
от большого куска пластилина
маленькие кусочки, катать из них
между пальцами маленькие шарики,
выкладывать шариками готовую форму
елочки, нарисованную на светлом
картоне.
Закреплять навыки рисования гуашью,
умение сочетать в работе скатывание,
комкание бумаги и рисование. Учить
дорисовывать картинку со снеговиком
(метла, елочка, заборчик и т.д.).
Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
Февраль

Рисунок с
изображением елочки;
пластилин.

Упражнять детей в рисовании по
мокрой бумаге. Развивать чувство
цвета, формы и композиции.
Воспитывать желание восхищаться
явлениями природы.
Освоение техники рисования по мокрые
бумаги.

Листы, акварельные
краски, кисти с
широким ворсом,
стаканчики с водой,
салфетки.

Комкание
бумаги
(скатывание)

Рисование на
«Разноцветно мокром листе
е небо»

Гуашь, листы бумаги,
салфетки для
скатывания, клей ПВА.

20

«Соленое
море»

«Зимний
пейзаж».

«Красивые
картинки из
разноцветной
нитки»

«Букет для
мамы».

«Подснежник
и»

«Наша
улица».

«Весеннее
дерево»

Рисование
солью, по
мокрой
краски

Кляксография
.

Научить новому приему оформления
изображения: присыпание солью по
мокрой краске для создания объемности
изображения.
Продолжать развивать фантазию и
воображение детей.
Закрепить навыки рисования красками,
умение смешивать на палитре краску
для получения нужного оттенка.
Освоение техники рисования с солью
по сырой краске.
Развивать фантазию и творчество в
рисовании зимнего пейзажа;
продолжать учить регулировать силу
выдуваемого воздуха, дополнять
изображение.

ниткография
(рисование
нитью).

Продолжать учить детей разным
нетрадиционным способам рисования,
познакомить с новой техникой ниткография (рисование нитью).
Развивать цветовосприятие, умение
подбирать для своей композиции
соответствующие цветовые сочетания,
развивать фантазию, творческое
мышление.
Освоение техники рисования –
ниткография.
Март

Рисование
ладошками.

Передача образа бутона тюльпана.
Продолжить совершенствовать технику.

Акварель,
восковые
свечи
Печатание,
набрызг,
силуэтное
рисование
Рисование
Ватными
палочками

Учить рисовать подснежники
восковыми мелками, обращать
внимание на склоненную головку
цветов. Учить с помощью акварели
передавать весенний колорит. Развивать
цветовосприятие. Воспитывать у детей
умение работать индивидуально.
Развивать наблюдательность,
художественный вкус, умение находить
средства выразительности.
Продолжать знакомить детей с
нетрадиционной техникой рисования
тычок с помощью ватных палочек.
Закреплять умение пользоваться
знакомыми видами техники, для

Листы, акварельные
краски, кисти с
широким ворсом, соль,
стаканчики с водой,
салфетки.

Черная и цветная
гуашь, лист,
пластмассовая ложка,
простой карандаш,
гуашь, восковые мелки,
принадлежности для
рисования.
Листы, гуашь,
стаканчики с водой,
нити, салфетки.

Листы бумаги с
заготовками вазы и
стебля цветка, гуашь,
кисти.
Листы, акварельные
краски, восковые
свечи, кисточки,
салфетки.

Листы бумаги, гуашь,
кубики для печатания.
Манка, тычки, мятая
бумага, клей…
Листы бумаги, краска,
ватные палочки,
стаканчики с водой,
салфетки .
21

«Картина
настроения»

«Звездное
небо».

Рисование
мыльными
пузырями

Печать
поролоном по
трафарету;
набрызг

Учить создавать образ звездного неба,
используя смешение красок, набрызг и
печать по трафарету. Развивать
цветовосприятие. Упражнять в
рисовании с помощью данных техник.

Набрыг

Продолжить развивать у детей
художественно-творческие способности
с помощью техники - «Набрызг».
Обучать особенностям изображения
объектов с помощью техники
«Набрызг», развивать мелкую
моторику, цветовосприятие,
эстетические восприятие,
воспитывать бережное отношение к
природе средствами искусства.
Продолжить осваивать технику –
набрызг (многослойный).
Развивать фантазию и творчество в
рисовании зимнего пейзажа;
продолжать учить регулировать силу
выдуваемого воздуха, дополнять
изображение.

«Космически
е дали»

Кляксография
«Веселые
кляксы»

«Плюшевый
медвежонок».

«Букет к 9
мая».

создания изображения, развивать
цветовосприятие, чувство композиции,
умение делать выводы. Развивать
дыхательную систему, воображение и
мышление.
Развивать у детей способность
различать и сравнивать эмоциональные
ощущения, учить реализовывать свои
мысли, чувства в художественной
форме.
Апрель

Листы бумаги,
мыльный раствор
разных цветов,
соломинки.

Листы бумаги для
рисования, гуашь
синего цвета, кисточки,
подставки под
кисточки, баночки с
водой, паралон.
Листы бумаги, зубная
щетка, трафареты,
краска, салфетки

Черная и цветная
гуашь, лист,
пластмассовая ложка,
простой карандаш,
гуашь, восковые мелки,
принадлежности для
рисования.

Способ
изображения
- рисования
поролоновой
губкой

Помочь детям освоить новый способ
изображения - рисования поролоновой
губкой, позволяющий наиболее ярко
передать изображаемый объект,
характерную фактурность его внешнего
вида, продолжать рисовать крупно,
располагать изображение в
соответствии с размером листа
Май

Поролон (2шт.), тонкая
кисть, гуашь

Пластилиногр
афия.

Знакомство со способом скручивания
жгутиком, изготовление цветов из
пластилина.

Открытки с цветами,
картон, пластилин.

22

«Цветочная
поляна».

«Вот и лето
пришло»

Рисование
ватными
палочками

Продолжать учить детей рисовать
красками, используя ватные палочки;
закреплять знания цветов; формировать
интерес и положительное отношение к
рисованию.

Различные

Закреплять умение детей рисовать
понравившейся техникой. Развивать
интерес к самостоятельной
художественной деятельности.
Воспитывать эстетические чувства,
усидчивость, аккуратность в работе,
желание доводить начатое дело до
конца.
Самостоятельная работа, техника
рисования по выбору детей.

Тонированные в
зелёный цвет листы
бумаги для рисования;
готовый рисунок –
образец, репродукции с
изображением
цветочной поляны
(полевых цветов);
гуашь основных
цветов, кисточки,
непроливайки,
салфетки.
.Листы бумаги, краска,
гуашь, кисточки,
ватные палочки, нити,
мыльный раствор,
салфетки.

23

Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№п/п
Ф.И.
Технические
Точность
Средства
Наличие
ребенка
навыки
движений
выразительности замысла
(цвет, форма,
композиция и др.)
н
к
н
к
н
к
н
к

Проявление
Отношение к
самостоятельности рисованию

Речь в
процессе
рисования

н

н

к

н

к

к

«н» – начало года; «к» – конец года

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».