ДООП Логика для дошкольников

Содержание
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
1.2. Актуальность, новизна программы
1.3. Цель, задачи программы
1.4. Возрастные особенности детей
1.5. Объём и сроки реализации программы
1.6. Форма обучения
1.7 Этапы реализации программы
1.8 Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение программы
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое обеспечение
4. Список использованной литературы

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком
окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций
является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в
настоящее время требуется каждому.
Логическое мышление формируется к старшему дошкольному
возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для
работы с детьми по развитию у них мыслительных операций.
Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными
в подготовке дошкольников к школе. Однако, в настоящее время в
большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом
плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для
успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на
низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных
операций довольно мало.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей,
методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных
учреждениях. И здесь на первый план выходят логические игры и
упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Именно в кружковой деятельности с использованием логических задач и
упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных
операций у дошкольников.
В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают особое
значение в развитии мыслительных операций дошкольников. Логические
игры (большинство из них математического содержания) воспитывают у
детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание
и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,
характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у
детей.
Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют
вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и
приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят
занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса
у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных
задач учебно-воспитательного процесса старших дошкольников.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения
быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные
решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической
задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая
занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения
необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование
умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и
умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинноследственной связи. Легко убедиться, что при выполнении логических задач
и упражнений ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе
также лежат мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и др.
В связи с этим необходимо организовать в ДОУ регулярные занятия, на
которых дошкольники с разной интеллектуальной подготовкой могли бы
решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным
материалом.
1.1. Направленность программы
Рабочая программа «Логика для дошкольника» носит социальнопедагогическую направленность, реализуется в рамках образовательной
области
«Познавательное
развитие»
посредством
формирования
математически-логического мышления у детей и интегрируется с
образовательными областями - «Речевое развитие» и «Социальнокоммуникативное».
Программа направлена на развитие основных интеллектуальных
качеств; создание условий для максимального развития логического
мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
1.2. Актуальность, новизна программы
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку
необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно
мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически
мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное
значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая
любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и
осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он
начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать,
группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации
способствует успешному овладению более сложным способом запоминания
– смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя
возможности развития логического мышления и памяти дошкольников
можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит
перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в
себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение
различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой
интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества
личности:
самостоятельность,
находчивость,
сообразительность,
вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети
учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске
результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно
заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд
логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного

возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов
или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты
– много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В
подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят
собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим
рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном
возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления,
характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в
выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей
познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и
творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как
один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует
становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений,
самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у
детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности
последующего школьного обучения, для правильного формирования
личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть
основами математики и информатики.
Новизна
Учитывая природную любознательность дошкольника, в программе
«Логика» предлагается развивать логическое мышление с помощью игр и
игровых упражнений. Образовательная деятельность представляет собой
комплекс, включающий в себя не только игры, упражнения и задания на
развитие восприятия, внимания, памяти и мышления, но и упражнения для
развития тонкой моторики рук, а также разнообразные коммуникативные
игры. Коммуникативные игры помогают ребёнку адаптироваться в группе,
научиться учитывать интересы и желания других детей, почувствовать себя
равноправным членом коллектива. Образовательная деятельность проходит в
форме увлекательной игры. Дети не устают от обучения, с удовольствием
поглощают интересную информацию и не воспринимают науку, как нечто
навязчивое и скучное.
1.3 Цель программы: создание условий для максимального развития
логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в
школе.
Задачи программы:
 обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу,
сравнению,
отрицанию,
классификации,
систематизации,
ограничению, обобщению, умозаключениям;
 развивать элементарные математические представления детей через
обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний детей,
приобретенных ими на предыдущих этапах.

 учить детей ориентироваться в пространстве;
 развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать,
доказывать;
 воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в
себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Основные требования:
- занятия проводить в форме игры, с постепенным усложнением заданий.
-создать атмосферу доброжелательности.
- право выбора заданий с учетом индивидуальных особенностей.
- использовать индивидуальный подход.
Целевые ориентиры освоения программы
 Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы
и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской
литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен
к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
 Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое,
самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к
обучению в школе.
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты освоения образовательной программы 1 год
обучения:
Выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по
внешним признакам;
Сравнивать,
классифицировать,
обобщать,
систематизировать
предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов,
находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
Ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся
справа, слева, вверху, внизу;
Разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим
свойством;
Сопоставлять части и целое для предметов и действий;
Называть главную функцию (назначение) предметов;
Расставлять события в правильной последовательности;

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы 2 год
обучения:
Ребенок владеет приемами умственных действий, умениями планировать,
решать и проверять свои действия.
Владеет умениями строить простейшие умозаключения.
Владеет навыками счета, вычислительными измерениями.
У ребенка повышен интереса к развивающим играм.
Ребенок знает названия геометрических фигур, их свойства; принципы
решения задач на логику.
Ожидаемые результаты освоения образовательной программы 3 год
обучения:
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое,
устанавливая между ними связь.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Уметь осуществлять анализ, синтез, классификацию; выявлять три свойства
блока (форму, цвет, величину), объединять фигуры (блоки) по одному
свойству; образовывать числа в пределах 10 на основе измерения и цвета;
воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения;
применять четкую и точную терминологию.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микро группе.
1.4 Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Интеллектуальное развитие: Особенности развития интеллекта в
возрасте 4-5 лет: ребёнок решает мыслительные задачи в представлении,
мышление становится вне ситуативным; освоение речи приводит к развитию
рассуждений, как способа решения мыслительных задач; появляется
соотношение умственной и практической деятельности (когда практические
действия возникают на основе предварительного рассуждения).
Произвольность: дети 4—5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи
обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают
неуверенность. Между тем произвольность поддерживается именно
успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок
задумал сделать сам. Мировоззренческие представления: формирование
начальных представлений о себе у ребенка 4-5 лет является ключевым
этапом личностного развития, а также, играет важную роль в развитии
ребенка как личности.
Мышление: у детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление. К 5
годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на
образец и из шести частей с опорой на образец.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Интеллектуальное развитие:
Для детей 5 -6 лет характерны следующие возрастные особенности
психического развития: вне ситуативно - личностное общение; сюжетноролевая игра достигает своего расцвета; возникновение произвольного
поведения; появление словесно - логического мышления; ясные и
разнообразные социально мировоззренческие представления.
Произвольность: способны планировать и выполнять сложные
последовательные действия, сознательно определять свои действия.
Мировоззренческие представления: обладают рядом спонтанных
житейских понятий об устройстве окружающего мира и самом себе.
Мышление: В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно логического мышления. В связи с этим, дети могут устанавливать причинноследственные отношения между событиями и явлениями.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Интеллектуальное
развитие:
способны
к
систематизации,
классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу
простых причинноследственных связей, с удовольствием воспринимают
любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний
об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно
воспринимаемых объектов не велико (1 – 2), преобладает непроизвольная
память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при
активном восприятии, дети способны к произвольному запоминанию (умеют
принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее
выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала;
значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные
рассуждения), способны овладеть приемами логического запоминания
(смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и
четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на
другой.
Развитие мышления: наиболее характерно наглядно образное и
действенно-образное мышление, доступна логическая форма мышления.
Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе
внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить
настойчивость, преодолевать трудности.

2. Содержательный раздел
Содержание программы
2.1. Условия реализации программы
• Возрастная категория детей –4- 8 лет.
• Срок обучения -3 года.
• Количество занятий в год – 36 недель
• Форма организации – кружок.
• Режим -2 раза в неделю (по 20 – 30 минут).
• Время проведения - вторая половина дня.
• Условия приема детей: по желанию (заявлению родителей или
законных представителей).
2.2. Направления работы в рамках дополнительной образовательной
услуги «Логика для дошкольников»
Направления работы в рамках дополнительной образовательной
услуги «Логика для дошкольников» соответствуют определенной логической
операции:
1. Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части,
устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое
части предмета. Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка –
котенок, собака –? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку,
дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый,
холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание
картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
2. Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и
различия предметов по существенным признакам; развивать внимание,
восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Игры и
упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный –
короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе
и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и
различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов
из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди
все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу
по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять
бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими
понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

5. Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять
словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь,
картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок
в логической последовательности.
6. Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по
их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное
оперирование ими.
7. Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение.
Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в
явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но
плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и
заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что
деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Содержание занятий 1год обучения.
Месяц
Раздел
Задачи
Оборудование,
дидактический
материал
Сентябрь Занимательная
1.Продолжать развивать умение 1.Игра «Самолеты».
математика
выделять отдельные предметы из На стульях разложены самолеты
математические знаки группы предметов и объединять разного
цвета.
Педагог
и символы,
предметы в группу,
в спрашивает:
геометрические
употреблении слов: много, один, «Сколько всего самолетов, какого
фигуры, цвет
по одному, ни одного; умение они цвета, по сколько самолетов
видеть признаки, общие для всех на каждом стуле?» Предлагает
предметов группы, и признаки, взять детям по самолету.
общие лишь для части ее 2.Работа
с
раздаточным
предметов.
материалом.
2.Упражнять в различении круга, Дети выбирают все треугольники
квадрата, треугольника;
и раскладывают на верхней
сравнении их свойств.
полоске, затем все квадраты на
3.Закреплять умение различать и нижней
полоске,
считают
правильно
называть
круг, фигуры,
сравнивают,
далее
квадрат, треугольник;
убирают квадраты, а на их место
узнавать
данные
фигуры, помещают круги…
несмотря на различия в цвете; 3.Игра «Геометрическое лото».
находить предметы с заданными Детям раздают карточки, на
свойствами.
которых в ряд изображены 3
4.Развивать умение
геометрические фигуры, разного
анализировать, находить
цвета
и
формы.
Карточки
признаки сходства и различия.
отличаются расположением геом.
фигур, сочетанием их по цвету.
Детям по одной предъявляют
фигуры.
Октябрь Занимательная
1.Расширять умение детей в 1. Игра «Найди предметы».
математика
нахождении
совокупностей Задание: найти, каких предметов
математические знаки предметов (много) и единичных в комнате много и каких

и символы,
геометрические
фигуры, цвет

Ноябрь

Декабрь

Занимательная
математика
математические знаки
и символы,
геометрические
фигуры, цвет.
Внимание
Память

предметов (один) в окружающей
обстановке.
2.Упражнять детей в сравнении
равных и неравных групп
предметов, пользуясь приемом
приложения,
в
обозначении
результатов сравнения словами:
больше,
меньше,
столько,
сколько, поровну.
3.Продолжать развивать умение
находить и на ощупь определять
геом.
фигуру,
ее
форму;
использовать
в
речи
прилагательные:
круглой,
квадратной,
треугольной формы.

1.Продолжать развивать умение
сравнивать
2
предмета
контрастного и одинакового
размера по длине, ширине,
пользоваться словами: длиннее,
короче, шире, уже, одинаковые
по …
2.Упражнять
детей
со
считывания и сравнении групп
предметов от 1 до 5, нахождении
цифры, равной итоговому числу.
3.Совершенствовать
умение
детей брать предметы правой
рукой
и
раскладывать
в
направлении слева направо;
отрабатывать счетные навыки:
считать предметы правой рукой,
слева направо, в процессе счета
указывать на предметы по
порядку,
назвав
последнее
числительное, обвести группу
предметов рукой.
4.Развивать внимание, память
детей.
Занимательная
1.Познакомить детей с
математика
прямоугольником.
математические знаки 2.Учить различать
и символы,
прямоугольник, квадрат и
геометрические
треугольник по характерным
фигуры
признакам.
3.Совершенствовать умение
сравнивать, ранжировать по
высоте, длине.
4.Показать способ соотнесения

встречаются только по одному.
2.Работа
с
раздаточным
материалом.
«Какие фигуры перед вами? Как
узнать, каких фигур больше:
квадратов или треугольников?»
Задание детям: положить на
верхнюю
полоску
карточки
квадраты, а на нижнюю –
треугольники, одни под другими
так, чтобы было видно, каких
фигур больше (меньше).
3.Игра «Угадай, что в мешочке».
Дети
рассматривают
геом.
фигуры. Затем фигуры прячутся в
мешочек,
дети
на
ощупь
определяют
форму
фигуры,
называют ее.
1. «Сравнение предметов по
длине, ширине».
2. «Строим лесенку».
По заданию педагога дети строят
лесенку (от 1 до 5 предметов) из
плоскостных фигурок животных
тундры так, чтобы фигурки
располагались рядами одна под
другой.
3.Игра «Что изменилось?»
На столе в ряд стоят 6-7
предметов. Дети запоминают их и
их расположение. Предметы
меняют местами или изменяется
их количество. Дети должны
отметить изменения.

1. «Знакомство с
прямоугольником».
Предлагается таблица, на которой
квадрат и прямоугольник разного
цвета. Дети узнают и называют
квадрат.
2.Игровое упражнение «Строимся
на зарядку».
Предлагается построить заячью
семью на зарядку по возрастанию

предметов.
5.Развивать умение
анализировать предметы по
признакам:
форма – цвет, форма – размер,
размер – цвет.
Январь

Занимательная
математика
математические знаки
и символы,
геометрические
фигуры

Февраль

Логические задачи
1.Уточнить представление о
Воображение
части суток – вечер.
Время суток
2.Развивать воображение, умение
Ориентировка
в решать логические задачи на
пространстве
определение
качественных
признаков предметов.
3.Совершенствовать
умение
ориентироваться в пространстве
относительно себя (вверх, вниз,
левая, правая рука, направо,
налево, вперед, назад).

Март

Логические задачи
Воображение
Время суток
Ориентировка в
пространстве
Творческое
мышление

1.Познакомить
детей
с
цилиндром.
2.Дать детям представление о
некоторых свойствах объемных
тел: шара, куба, цилиндра
(устойчивость и неустойчивость,
наличие и отсутствие углов).
3.Продолжать учить обследовать
модели
фигур
осязательнодвигательным путем;
устанавливать
размерные
соотношения
между
2-4
предметами по объему.
4.Уточнить представление о
части суток – утро, связав ее
название с деятельностью детей
и близких им взрослых.
5.Упражнять в различении круга,
квадрата, прямоугольника и
треугольника.

1.Уточнить представление о
части суток – день.
2.Продолжать развивать умение
выявлять
в
предметах,
абстрагировать и называть (цвет,
форму,
размер,
толщину)
одновременно 2 свойства (форма

и убыванию,
3.Игра «Найди лишнюю фигуру».
Детям раздаются карточки. Они
обводят
фигуры
пальцем,
выясняют,
чем
отличаются
фигуры, похожи, какая фигура
лишняя.
1. «Знакомство с цилиндром и
некоторыми
свойствами
объемных тел».
Воспитатель предлагает взять
шар, дети обследуют его, катают
по столу. Затем предлагает
покатать куб.
2. Беседа: «Утро».
Вопросы: что вы делаете утром
дома? В детском саду? Что
делают утром другие люди?
Рассматривание
иллюстраций.
Чтение стихотворения
С. Баруздина. Рассматривание
картинки – «Утро», нахождение
его признаков.
3. Игра «Найди свой автобус».
На 4 стульях прикреплены
модели треугольника, круга,
прямоугольника, квадрата. Детям
раздаются билеты с такими же
фигурками. По сигналу дети
должны построиться за своим
стульчиком.
1.Беседа: «Вечер».
Чтение стихотворения А.Барто.
Вопросы: когда это бывает?
Почему вы так думаете? Что вы
делаете вечером в детском саду?
А дома?
Рассматривание иллюстраций о
деятельности людей вечером.
Рассматривание
картинки
«Вечер».
Выделение
его
признаков.
2.Решение логических задач.
Дети отвечают на вопросы –
задачи.
1.Беседа – день.
Детям предлагаются картинки:
«Утро»,
«Вечер». Дети узнают части
суток,
аргументируют
свой
ответ.
Выставляется третья картинка –

Апрель

и цвет, форма и размер, размер и
цвет…).
3.Продолжать
упражнять
в
назывании геом. фигур, их
свойств.
4.Развивать
творческое
мышление.

«День». Отметить характерные
признаки
дня,
связать
с
деятельностью людей в данную
часть суток. Найти общее на
картинках «День».
2.Д./и. «Найди клад»
3. Игра «Волшебные фигуры»
(построение из геометрических
фигур).

Занимательная
1.Уточнить представление о
математика
части суток – ночь.
Логические задачи
2.Упражнять детей в счете
Воображение
однородных
и
разнородных
Время суток
предметов, подвести детей к
Ориентировка
в пониманию того, что число
пространстве
предметов не зависит от их
размера и формы расположения.
3.Закрепить умение детей в
действенном
различении
и
обозначении
основных
пространственных направлений
(вперед, назад, налево, направо).

1.Беседа: «Ночь».
Чтение стихотворения
А. Блока. «Когда это бывает?
Почему вы так решили? Что вы
делаете ночью?»
Дети рассматривают картинку –
«Ночь», Выставляются все 4
картинки частей суток. Дети
выделяют цвет, характерный для
каждой из них, прикрепляют к
картинке квадратик такого же
цвета.
Д./и. «Разложи картинки» –
группировка по признаку.
2.Сит. «Число предметов не
зависит от их размера и формы
расположения».
Педагог расставляет на столе в
один ряд слева 3 больших куба, а
справа на некотором расстоянии
– 3 маленьких. Вопросы: «Что
это? Что можно сказать о
размерах кубов?» Прикладывает
маленький куб к большому. «
Каких кубов больше? Как можно
это узнать?» (Кубы можно
сосчитать
или
на
каждый
большой
куб
поставить
маленький.) Дети считают кубы.
Больших и маленьких кубов по 3.
«Что надо сделать, чтобы было
видно,
что
кубов
поровну?» Ребенок ставит кубы
один на один. Внимание детей
обращается на то, что кубов
хватило, и нет лишних. Дети
находят цифру 3.
3.Игра «Куда пойдешь и что
найдешь?»
Педагог в отсутствии детей
прячет игрушки. Задание:
Вызвав ребенка, он говорит:

Май

Занимательная
математика
Логические задачи
Воображение
Время суток
Ориентировка в
пространстве

1.Учить делить предметы на 2 и
4 равные части складыванием
предмета пополам (на 2 части) и
еще раз пополам (на 4 части).
2.Упражнять
детей
в
использовании
в
речи
результатов деления (сложили
пополам, получили 2(4) равные
части, половина целого, одна из
2 частей, одна из 4 частей).
3.Обобщить все части суток в
одно понятие -, «Сутки».
Помочь детям осознать, что
отсчет
последовательности
частей суток можно начинать с
любой из них.
4.Развивать умение различать
контрастные и смежные части
суток.
5.Совершенствовать
умение
детей в количественном счете,
познакомить с правилом:
Количество
предметов
не
зависит от того, где они
находятся и как их считать:
справа налево или слева направо
(направление счета).

«Вперед пойдешь – мишку
найдешь, назад пойдешь –
матрешку найдешь. Куда ты
хочешь пойти и что там
найдешь?» Ребенок выбирает
направление. Найдя игрушку, он
говорит - какую игрушку и где
нашел.
1.В гости к детям приходит
Белоснежка, посмотреть, что дети
уже знают и чему-нибудь
научиться.
Проблем. ситуация
«Сложи прямоугольник».
Дети вместе с в.-м складывают
бумажный
прямоугольник
пополам.
Напомнить,
что
складывать нужно так, чтобы
стороны и углы совпадали.
Вопросы:
Что сделали? Что получилось?
Равны ли части? Как называют
обе равные части целого? Что
больше
(меньше):
половина
целого
или
целый
прямоугольник?
Далее
дети
складывают
второй
прямоугольник дважды пополам.
«Что сделали? Что получилось?»
Дети обводят пальцем каждую из
4 частей. «Что вы научились
делать? Если предмет сложить 1
раз пополам, сколько частей
получится? Какие получатся
части? Как они называются?
Сколько нужно раз сложить
предмет, чтоб получилось 4
части?»
2.Беседа: «Сутки».
Перед детьми картинки 4 частей
суток. Вопросы Б.:
Когда это бывает? Сколько
частей суток на этих картинках?
Как можно назвать, одним
словом, все это время? (сутки)
Сложить знаки-символы суток.
Д./и. «Назови соседей».
3.Пробл. ситуация:
«Как
Белоснежка
считала
гномов».
Белоснежка удивляется, почему у
нее получилось одно и то же

число,
когда
она
считала
гномиков слева направо, а затем
справа налево? Вопрос:
*Предлагается детям выложить
бруснички одна под другой на
столе. Дети считают ягоды в
разных направлениях и приходят
к такому же выводу. Итог
Белоснежки.
Содержание занятий 2год обучения.
Месяц
Сентябрь

Раздел
Занимательная
математика
математические знаки
и символы,
геометрические
фигуры, цвет

Октябрь

Слуховая память
Зрительная память
Внимание

Ноябрь

Классификация
Сравнение
Ограничение

Задачи
1. Формировать и развивать у
детей простейшие логические
структуры мышления
математического
представления,
2.задачи – загадки на
закрепление числового ряда.
учить составлять
3. геометрические фигуры из
счётных палочек.
1. Развивать слуховую и
зрительную память;
2.упражнять в запоминании и
воспроизведении;
3. развивать внимание,
наблюдательность;
4.упражнять в нахождении
отдельных фрагментов от
целых картин

Источник
Логические упражнения и задачи
Математические игры
Игры на воссоздание из
геометрических фигур образных и
сюжетных изображений

Загадки, задачи-шутки,
занимательные вопросы
Игра «Четыре времени года»
(Стародубцева с. 12)
Игра «Выполни движения»
(Стародубцева с. 20)
Игра «Слушай и показывай»
(Стародубцева с. 29)
Игра на зрительную память
Упражнения:
«Наблюдательность», «Самый
внимательный – 1», «Разведчик»
(картотека)
Игры на внимание «Найди такой
же», «Чем похожи?», «Сравни
картинки», «Найди пару»
(Ю.Соколова с.24 – 33)
Игра на внимательность
«Запрещенное движение»
(Стародубцева с. 16)
1. Упражнять детей в
Игра – презентация
последовательном анализе
«Геометрические фигуры»
каждой группе предметов;
Игра «Назови сначала, назови
2. выделении и обобщении
потом» (Ю.Соколова с.12-14)
признаков, свойственных
Игра «Чем отличается?»
предметам и каждой из групп, (Ю.Соколова с.16-17)
сопоставлении их,
Игра «Дорисуй нужный предмет»
обоснование
(Солнечные ступеньки с.1)
найденного решения;
Игра «Дорисуй домик»
3.учить методом ограничения (Солнечные ступеньки с.3)
находить нужный предмет;
Игра «Найди в ряду предмет»,

4. учить сравнивать между
собой предметы, находить
отличия и сходства

Декабрь

Систематизация
Составление рассказа
по серии картинок

Январь

Смысловое
соотнесение
Отрицание

Февраль

Воображение
Моделирование

1. учить выявлять систему
последовательностей по
разным признакам и
продолжать её;
2. упражнять выявлять
последовательность
отдельных фрагментов
сюжетных картинок и
составлять по ним рассказ;
3. учить делать выводы и
объяснять свой выбор
1.упражнять делать выводы и
находить предмет с помощью
отрицания;
2. упражнять в смысловом
соотнесении разных
предметов и понятий;
3. пополнить словарный запас

1.развивать воображение,
фантазию, упражнять по
схеме или образцу создавать
объект
2. учить моделировать сказки
и рассказывать по готовой
или созданной модели;
3. учить отображать разные
группы понятий с помощью
одного и того же типа модели

«Найди две одинаковые фигуры»
(Солнечные ступеньки с.4)
Игра «Что лишнее?» (Шевелёв,
с.3,)
Игра «Покупки сказочных героев»
(Шевелёв, с.5)
Игра «Раздели и обведи»
(Шевелёв, с.6)
Игра «Красная шапочка»
(Шевелёв, с.7)
Игра «Ленточки» (Шевелёв, с.16)
Игра «Раздели по свойствам
предметы» (Шевелёв, с.20)
Игра «Куда пойдёшь, что
найдёшь?» (картотека)
Игра «Что было сначала, а что
потом?» (Ю.Соколова с.42 – 43)
Игра «Составь и расскажи»
(Ю.Соколова с.66 – 68)
Игра «Продолжи ряд» (Солнечные
ступеньки с.6);
Игра «Продолжи рисунок»
(Шевелёв, с.4)
Игра «Заполни таблицу»
(Шевелёв, с.16)
Игра на отрицание одного
предмета и нахождение другого
(Ю.Соколова с.21-23)
Игра «Заполни пустое место»
(Ю.Соколова с. 49 – 50)
«Подбери по смыслу»
(Солнечные ступеньки с. 8)
Игра «Найди»
(Солнечные ступеньки с.10)
Игра «Найди смысловую пару»
(Шевелёв, с.12)
Игра на воображение «Угадай-ка»
(Стародубцева с. 33)
Упражнения «Перевоплощение»,
«Что
было бы, если…» (картотека)
Игра «Сложи узор»
(из геометрических фигур)
Моделированная сказка «Красная
шапочка», «Колобок»
Игра «Сложи по образцу»
(кубики, лего)
Игра «Дом в деревне»
(моделирование из счётных
палочек»
Игра «Найди игрушку по

Март

Анализ
Синтез
Обобщение

1.учить анализировать
взаиморасположение частей
открытого пространства;
2. упражнять в составлении
целого из частей и разбиении
целого на части;
3. Учить обобщать предметы
и явления по разным
признакам и свойствам

Апрель

Пространственное
мышление
Аналогия

1.учить пользоваться планом
для нахождения
определенного места на
участке детского сада,
группы;
2. учить рисовать
самостоятельно план улицы,
отображать на нем
«маршрут»;
3. упражняться в ориентации
в пространстве (влево,
вправо, между и т.д.)
4. учить в выборе предметов
и явлений по аналогии

Май

Умозаключение
Закономерности
Логические задачи

1.учить решать логические
задачи
и разгадывать головоломки:
2. Упражнять находить
закономерности и объяснять
их происхождение;
3. учить делать элементарные
умозаключения, опираясь на
свой опыт

нарисованной схеме» (коляска,
расчёска, платье – кукла
Игра-презентация
«Найди лишнее»
Игра «Назови несколько
вариантов лишних картинок»
(Ю.Соколова с.17-20)
Игра «Целое из частей»
(Ю.Соколова с.64 – 65)
Игра «Найди фрагменты»
(Солнечные ступеньки с.12)
Игра «Угощение для медвежат»
(Деньеш, с. 6)
Игра «Соедини в целое»
(Шевелёв, с.21)
Игра «Подходит ли фигура?»
(Ю.Соколова с. 56)
Игра «Лишний кубик»
(Ю.Соколова с.61)
Игра «Украсим ёлку бусами»
(Дьенеш, с. 10)
Игра с геометр.фигурами
(Шевелёв, с.9)
Игра «Путь цыплёнка»
(Шевелёв, с.10)
Игра «Рыбка и рыбаки»
(Шевелёв, с.15)
Игра «Путь Димы»
(Шевелёв, с.18)
Игра «Найди одинаковые
игрушки» (Шевелёв, с.19)
Игра «Путь белочки»
(Шевелёв, с.22,)
Упражнение «Муха» (картотека)
Игра «Продолжи закономерность»
(Ю.Соколова с.66 – 68)
Игра «Что было сначала, что
потом?» (Ю.Соколова с.73 – 75)
Игра «Что раньше»
(Ю.Соколова с.76 – 77)
Игра «Если…,значит»
(Ю.Соколова с.78 – 80)
Игра «Чего больше, догадайся?»
(Ю.Соколова с.81 – 82)
Игра «Дорисуй недостающие
предметы»
(Солнечные ступеньки с.13)
Задачи на логику (Солнечные
ступеньки с. 16)
Игра «Стёртое лото»

(Шевелёв, с.22)
Словесная игра «Концовка»
(картотека)
Игра «Чересчур» (картотека)
Игра «Верно – не верно»
(картотека)

Содержание занятий 3 год обучения
Содержание программы «Логика для дошкольника» 3 года обучения
построено на основе современных развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П.
Никитина, Дьенеша, Х. Кюизенера, с использованием различных лабиринтов,
головоломок и т.д.
Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих
игр: интерес, познание, творчество - становятся максимально действенными,
так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным,
веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или
приглашения к приключениям. Первые игры Воскобовича появились в
начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат
Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе
внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный
Квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия
«Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые
методические сказки.
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся
друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе
разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание
по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают
различными мыслительными умениями, важными как в плане
предматематической подготовки, так и с точки зрения общего
интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа,
абстрагирования,
сравнения,
классификации,
обобщения,
кодированиядекодирования, а также логические операции «не», «и», «или».
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей
развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления,
способность производить действия в уме. С помощью логических блоков
дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на
которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер,
толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность

к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать
информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе
выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая
карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине
блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе
поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают
умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые
«рассказывают» о всех свойствах блока, дошкольники создают его
своеобразную модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от
наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с
отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно-логическому
мышлению.
Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек развивается
активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом,
путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала —
абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.
Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения
числу и счету.
Как дидактическое средство палочки в полной мере соответствуют
специфике и особенностям элементарных математических представлений,
формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям,
уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и
наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что
вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами.
Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во
внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно
обобщенное представление о понятии.
Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина удалось
объединить один из основных принципов обучения «от простого к
сложному» с очень важным принципом творческой деятельности –
«самостоятельно по способностям». Этот союз позволил разрешить в игре
сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
данные игры всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно
пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина
могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и

любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и
радостного творчества. К развивающим играм Никитина относятся игры
«Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор» и
др.
Игры Михайловой. Смекалки, головоломки и лабиринты вызывают у
ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в
преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по
заданному образцу, по собственному замыслу. Игры-головоломки
«Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» способствуют развитию
логического мышления, внимания и находчивости. В ходе решения задач на
смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать
их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.
Игры Столяра насыщены логическим и математическим содержанием
и не требуют особых знаний. В них моделируются такие логические и
математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи,
которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников
простейших
логических
структур
мышления и математических
представлений. Эти игры помогут детям в дальнейшем обучении успешно
овладеть основами математики и информатики.
Содержание занятий 3 год обучения
Месяц
октябрь

Раздел
Сравнение

ноябрь

Обобщение

Задачи
– учить детей мысленно
устанавливать сходства и
различия предметов по
существенным признакам;
– развивать внимание,
восприятие; –
совершенствовать
ориентировку в
пространстве.
– учить детей мысленно
объединять и предметы в
группы по их свойствам; –
способствовать
обогащению словарного
запаса детей, расширять
бытовые знания, –
закреплять обобщающие
понятия, свободно

Источник
1-2. Сравнение. Игра
«Танграм».
3-4. Сравнение. Игра
«Танграм».
5-6 Сравнение. Игра
«Танграм».
7-8 Обобщающее занятие по
теме «Сравнение». Игра
«Танграм».
1-2 Обобщение. Блоки
Дьенеша.
3-4 Обобщение. Блоки
Дьенеша.
5-6 Обобщение. Блоки
Дьенеша.
7-8 Обобщающее занятие по
теме «Обобщение». Блоки
Дьенеша.

оперировать ими
– учить детей выделять
один или несколько
предметов из группы по
определенным признакам;
– развивать
наблюдательность детей.
– оценить уровень
владения детьми
логическими операциями
(сравнение, ограничение,
обобщение)
– показать родителям
уровень владения детьми
логическими операциями
(сравнение, ограничение,
обобщение)
- закрепить навыки детей
– учить детей делить целое
на части, устанавливать
между ними связь; – учить
мысленно соединять в
единое целое части
предмета.

декабрь

Ограничение

январь

Анализ-синтез

февраль

Систематизация – учить детей выявлять
закономерности; –
расширять словарный
запас; – учить составлять
описательный рассказ,
пересказывать.

март

Классификация

апрель

– учить детей мысленно
распределять предметы по
группам по их свойствам;
– способствовать
обогащению словарного
запаса детей, расширять
бытовые знания, –
закреплять обобщающие
понятия, свободно
оперировать ими
Умозаключение – учить детей при помощи

1-2 Ограничение. Палочки
Кьюзенейра.
3-4 Ограничение. Палочки
Кьюзенейра.
5-6 Промежуточная
диагностика.
7. Игра-сказка «В мире
Логики»
8. Повторение

1-2 Анализ-синтез. Палочки
Кьюзенейра.
3-4 Анализ-синтез. Палочки
Кьюзенейра.
5-6 Анализ-синтез. Палочки
Кьюзенейра.
7-8 Обобщающее занятие по
теме «Анализ-синтез»
1-2 Систематизация. Игра
«Логико-малыш»
3-4 Систематизация. Игра
«Логико-малыш»
5-6 Систематизация. Игра
«Логико-малыш»
7-8 Обобщающее занятие по
теме «Систематизация»
1-2 Классификация. Игра
«Танграм»
3-4 Классификация. Игра
«Танграм»
5-6 Классификация. Игра
«Танграм»
7-8 Обобщающее занятие по
теме «Классификация»
1-2 Умозаключения. «Опыты»

май

Закрепление

суждений делать
умозаключения, –
способствовать
расширению словарного
запаса детей, – развивать
воображение
- закреплять у детей
обобщающие понятия,
умение мысленно
устанавливать сходства и
различия между
предметами, умение
мысленно объединять и
предметы в группы по их
свойствам, умение
выявлять закономерности.
– оценить уровень
развития логического
мышления детей 6-7 лет
- показать родителям
результаты и уровень
развития логического
мышления детей 6-7 лет

3-4 Умозаключения «Опыты»
5-6 Умозаключения «Опыты»
7-8 Обобщающее занятие по
теме «Умозаключения»
1-2 Закрепление
3-4 Закрепление
5-6 Подготовка
7- Подготовка
8 Игра с родителями «КВН»

3. Организационный раздел
3.1. Кадровые условия реализации программы
МАДОУ детский сад комбинированного вида №539, предоставляющий
дополнительную платную образовательную услугу «Логика для
дошкольников», укомплектован квалифицированным педагогическим
персоналом на основании сформированного штатного расписания.
Педагогические работники подобраны с учетом квалификационных
характеристик Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»), утвержденном
приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010 г., №761н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г.,
регистрационный № 18638), с изменениями, внесенными приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» от 17 октября 2013 г., № 1155 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,

регистрационный № 30384), требований Федерального закона от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 46).
Пройдены курсы повышения квалификации по ФГОС.
Педагог имеет высшее профессиональное образование в области
педагогики и в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 48:
- осуществляет свою деятельность на достаточно профессиональном
уровне, обеспечивает в полном объеме реализацию программы;
- соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует
требованиям профессиональной этики;
- уважает честь и достоинство воспитанников и других участников
образовательных отношений;
- применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое
качество образования формы, методы обучения и воспитания;
- учитывает особенности психофизического развития детей и состояние
их здоровья, исключает перегрузки;
- непрерывно сопровождает, в течение всего времени, реализацию
программы.
3.2 Условия реализации программы.
Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности
должна быть увлекательной, содержащей проблемно-игровые ситуации.
Программа способствует развитию любознательности, познавательной
активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного
раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность
начинается в игровой форме, в процессе длительной мыслительной
деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные
физминутки. Насыщая групповое пространство, воспитатель заботится в
первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои
важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.
3.3 Материально-техническое обеспечение программы
МАДОУ детский сад комбинированного вида №539 имеет свой сайт:
http://539.tvoysadik.ru/, электронную почту: mdou_539@mail.ru.
Для показа фильмов, презентаций есть экран, мультимедийный
проектор, ноутбук, две интерактивные доски в группах. Детский сад
построен по типовому проекту, есть отдельный кабинет для занятий.
Программа реализуется на имеющейся у дошкольной организации
материально-технической базе (которая постепенно пополняется), в
соответствии с действующим государственным стандартом. При подборе
оборудования педагоги опираются на «Примерный перечень игрового
оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных
образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки
РФ от 17.11.2011 № 03-877 и на подробный перечень пособий представлен в
Приложении к программе «От рождения до школы» (примерная

общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой-3-е изд., испр. и доп.-М.:
МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014).
Логические блоки Дьенеша,
Дидактические игры и задания развивающей направленности.
Игры-головоломки «Танграм», «Коломбово яйцо», «Вьетнамская игра»
4. Список использованной литературы:
1. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Л.В. Артемова,
Москва «Просвещение» 2002г
2. «Дидактические игры в детском саду» А.К.Бондаренко, Москва
«Просвещение» 2001г
3. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва «Просвещение»
1999г
4. «Чего не свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаева, Москва
«Просвещение» 2001г
5. «Развивающие игры с малышами» Т.В. Галанова, Ярославль «Академия
развития», 1996г
6. «Развивающие игры для дошкольников Н.Н.Васильева, Н.В. Новоторцева,
Ярославль «Академия развития», 1996г
7. «Проверяем знания дошкольника-тесты» С.Е.Гаврина, Киров «Весна»,
2007г
8. «Веселые задачки для маленьких умников» С.Е.Гаврина, Ярославль
«Академия развития», 2006г.
9. «Логика. Готовимся к школе по интенсивной методике» Соколова Ю.А.,
М: Эксмо, 2006г.
10. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и
воображения дошкольников Стародубцева И.В., Завьялова Т.П., М: АРКТИ.
— 2008г
11. Занимаюсь математикой: для детей 6 – 7 лет / Т.В. Сорокина. М.: Эксмо,
2009.
12. Кочурова У.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе. Пособие для
будущих первоклассников. Изд – во «Вентана – Граф», 2010.
13. Считаю и решаю: для детей 5 – 6 лет / Н.В. Володина: под ред. М.А.
Зиганова. – М.: Эксмо, 2009. – 128 с.
14. Тихомирова Л.Ф. Логика 5 – 7 лет / Художник Г.В. Соколов, В.Н. Куров.
– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.
15. Узнаю звуки и буквы: для детей 4 – 5 лет. / С.В. Пятак. М.: Эксмо, 2009.
16. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (6 – 7 лет) / М.: Росткнига, 2009. – 270 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».