17.09.2019
Возрастные особенности
детей 3 - 4 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это
время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками,
с предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу,
разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи
и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми,
почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение
роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному
взаимодействию с окружающим миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший
дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к
опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в
осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип
взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления
малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым
содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни
требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в
самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому
задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его
критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные
силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.
Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому
ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в
деятельности.
Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника
в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности
взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример
поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий
ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой
усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.
Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия
хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник
особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня
педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать,
назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший
дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям
взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с
предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно
проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем
свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют
развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и
какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он
стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без
помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может
не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная
внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и
интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в
постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами
своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется
способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с
образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без
попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно
отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться
наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв
действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает
воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы,
почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии
воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого
возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение
реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша,
эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется
образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается
только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно
и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется
надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое
внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной
деятельности на другую.
В эмоциональном плане
сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие
перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического
комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень
субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в
группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и
ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно
держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает
изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами,
хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник,
объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине,
ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает
приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет
освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный
сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и
детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком
механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей,
изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части
речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и
поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность,
готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые
взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством
вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.