11.10.2021
26.03.2021
Что такое адаптация к детскому саду
Адаптация ребенка к детскому саду — это способность малыша
принять новую среду, новые условия жизни и новое окружение. Ребенок
сталкивается с рядом изменений:
- рядом
с ним не находятся постоянно мама, папа или другие близкие люди;
- ему
приходится быть рядом с другими детьми;
- нужно
слушаться воспитателя, чужих взрослых;
- от
него требуют соблюдать распорядок дня детского сада;
- личностное
общение воспитателя с ним недолгое, воспитатели общаются одновременно со
всей группой ребятишек.
Все это приводит к внезапному стрессу у малыша. Он пытается
протестовать или приспосабливаться к изменившимся условиям. Понять, что ребенок
перегружен эмоционально и психологически, можно по признакам:
- резкая
смена поведения — активные малыши затихают, а спокойные начинают вести
себя агрессивно;
- откат
в умениях ребенка — малыш, умеющий говорить, одеваться, ходить на горшок,
после посещения детского сада
- отказывается
от всех или от одного из этих навыков;
- у
ребенка нарушается сон — он плохо засыпает и просыпается со слезами,
отказываясь идти из дома в садик;
- у
малыша пропадает аппетит, он не хочет есть незнакомую ему еду в незнакомом
месте;
- у
малыша на фоне общего стресса снижается иммунитет.
По мере того, как ребенок привыкает к детскому саду, все эти
проблемы сглаживаются или полностью исчезают.
Как адаптируются дети: степени адаптации
По тому, как долго ребенок привыкает к детскому саду и как
ярко выражены его реакции, проблемное поведение, выделяют степени адаптации.
Легкая адаптация
Это наилучший вариант развития событий. Ребенок привыкает к
изменениям быстро, в течение месяца он втягивается в новые условия. По каким
признакам судят о легкой адаптации:
- малыш
без истерик и слез отпускает маму, не пытается выбежать из группы,
остановить уходящего родителя;
- он
умеет контактировать с другими детками, не боится первым идти на контакт;
- когда
обращается к воспитателям, смотрит им в глаза;
- может
попросить о помощи;
- рассказывает
дома о том, как провел время в детском саду;
- легко
подстраивается под распорядок дня;
- адекватно
реагирует на похвалу или неодобрительные замечания воспитателей;
- может
заниматься чем-то самостоятельно, не требует постоянного внимания к себе.
Средняя адаптация
Средняя адаптация затягивается на срок не меньше полутора
месяцев. Малыш показывает, что ему не нравится такая смена обстановки, он часто
болеет, но постепенно подстраивается под изменившееся окружение и способен
влиться в детский коллектив. Как ведет себя малыш при средней степени
адаптации:
- ему
тяжело отпустить маму, после того, как родители ушли, он некоторое время
плачет;
- если
ребенка отвлечь, он забывает о расставании и играет;
- малыш
общается с воспитателями, с другими детками;
- он
адекватно реагирует на обращение старших, на замечания;
- ребенок
соблюдает правила и распорядок дня;
- он
не часто конфликтует с другими детьми или воспитателями
Тяжелая адаптация
Детки, которым адаптация дается особо тяжело, привыкают к
садику от двух месяцев до нескольких лет. Бывают случаи, когда ребенок не может
никак адаптироваться и не может посещать садик. Как понять, что у малыша
тяжелая адаптация к детскому саду:
- ему
очень сложно отпустить родителей, расставание затягивается, сопровождается
слезами, истериками или оцепенением;
- малыш
отказывается заходить из раздевалки в помещение группы;
- он
не хочет общаться ни со взрослыми, ни с другими детками;
- он
не хочет кушать, спать днем, играть;
- проявляет
агрессию или замкнутость;
- когда
к нему обращаются воспитатели, реагирует неадекватно (пугается или
плачет).
Что влияет на адаптацию
Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, нужно учитывать ряд
факторов. На длительность адаптационного периода влияет возраст малыша, уровень
его психологического, интеллектуального и физического развития, его здоровье и
степень общительности, социализации.
По мнению психологов, оптимальный возраст для начала
посещения детского сада — три года. Если малыша отдают в сад слишком рано, он
просто еще не умеет общаться с другими детками и ему трудно принять новую
обстановку.
В возрасте от года до трех лет формируются
детско-родительские отношения. Разлука с мамой в это время нарушает у малыша
базовое доверие к миру, ему страшно, что мама не вернется.
Более взрослым деткам поход в садик дается легче еще и
потому, что у них есть навыки самостоятельности, необходимые для посещения
садика: одеваться, кушать, пить, ходить на горшок. Когда у ребенка есть базовые
навыки самообслуживания, привыкание к саду проходит легче.
Здоровье малыша
Деткам с хроническими заболеваниями тяжелее привыкнуть в
детскому саду. Из-за особенностей здоровья, повышенной привязанности к
родителям им тяжело расставаться надолго с близкими.
Ребятишкам, болеющим часто и подолгу, врачи рекомендуют не
торопиться с садиком.
26.03.2021
Что же происходит в этот период? В детском саду ребенок попадает в новые условия: другая обстановка со своим распорядком, незнакомые дети и непохожие на «своих» домашних, чужие взрослые. Со всем этим нужно познакомиться, научиться доверять. Приспособление происходит у каждого индивидуально, общее лишь то, что в первые недели или месяцы во время посещения дошкольного учреждения ребенок испытывает весьма ощутимое стрессовое влияние.
Стресс может выражаться в нарушениях аппетита и сна, истерических проявлениях (повышенной плаксивости или наоборот чрезмерной веселости и боевитости), снижении эмоционального фона, обострении хронических заболеваний. Нередко во время адаптационного стресса происходит «соскальзывание» на более раннюю ступень развития: ребенок как будто «забывает» те навыки, которыми он уже овладел, затрудняется в том, чтобы перенести их из привычной ситуации в новую (например, может временно «разучиться» проситься в туалет, мыть руки и т.д.). Но навыки не пропадают бесследно и по мере привыкания ребенка восстанавливаются, а под воздействием воспитателей совершенствуются.
Испытывающие острый стресс дети могут протестовать против перспективы «сегодня снова идти в садик». Те, что еще не умеют говорить или говорят плохо, могут сильно плакать и упираться, если уже умеют хорошо разговаривать, то могут сочинять, выдумывать разные причины. Конечно, маленькие дети еще не умеют лгать из корысти, но они уже могут придумывать, особенно если понимают, что родитель готов встать на их сторону и защитить от «ужасного мира» детского сада, олицетворением которого чаще всего является воспитатель. Если взрослые на это легко ведутся, то рискуют попасть в неприятное положение.Ребенок не понимает, почему ему нужно ходить в детский сад, когда можно остаться дома, и рассказы о том, что взрослые «должны уйти на работу», его нисколько не удовлетворяют. Он пока еще не в состоянии разобраться во всех сложностях нашего взрослого мира с его понятиями о долге и необходимости. Поэтому он активно протестует против такого жизненного поворота, включая слезы, крики, а иногда и фантазию, как в приводимом примере.
Отметим также, что ребенок еще не ориентируется в событийной перспективе, поскольку живет «здесь и сейчас». Для него мысль о том, что он находится в садике временно, что его привели сюда не на совсем и позже заберут домой не является сразу очевидной. Должно пройти немало ежедневных повторений одной и той же ситуации, прежде чем ребенок утвердится, уверится в понимании того, что в определенное время его непременно забирают и отводят домой близкие люди.
01.01.2017
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.Продолжение консультации.doc
Просмотров всего: , сегодня: