14.09.2020
В 5—6 лет ребёнок осознаёт себя как личность, как самостоятельный субъект
деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным
понятиям.
К 5—6 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания. Старший
дошкольник уже может объяснить ребёнку или взрослому, что нужно сделать в
случае травмы (алгоритм действий), и готов оказать элементарную помощь самому
себе и другому (промыть ранку, обработать её, обратиться к взрослому за
помощью) в подобных ситуациях.
К концу дошкольного возраста происходят изменения в эмоциональной
сфере. Это влияет на эффективность произвольной регуляции поведения —
ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя
вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные
результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка с взрослым.
Большую значимость для детей 5—6 лет приобретает общение между собой. Их
избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период
зарождается детская дружба. В этом возрасте дети владеют обобщёнными
представлениями (понятиями) о своей гендерной принадлежности.
В играх дети 5—6 лет способны отражать достаточно сложные социальные
события — рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др.
Совершенствуется развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное
использование двигательного опыта. По собственной инициативе дети могут
организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 5—6 лет происходит расширение и углубление представлений детей
о форме, цвете, величине предметов.
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость
непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 5—6 лет у детей увеличивается объём памяти. Однако заметно снижены
слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные
инструкции (трёх-, четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют
последовательность заданий, не прибегают к речевому общению с целью уточнения
инструкций. Возможности смыслового, логического запоминания остаются
относительно сохранными.
Для детей с ТНР характерно использование штампов и однообразности, им
требуется значительно больше времени для включения в работу, наблюдается
истощение деятельности. Развитие способности к продуктивному творческому
воображению нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых.
В целом для детей характерны сохранность познавательного интереса,
достаточная развитость предметно-практической деятельности и вместе с тем
отмечается своеобразие отдельных сторон мышления: несформированность некоторых
понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации.
Речь детей характеризуется недоразвитием лексико-грамматических и
фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Дети испытывают
затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их
звуконаполняемости. Типичным является несколько вялая артикуляция звуков,
недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Они
могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной
речевой практике. В самостоятельных высказываниях у них могут смешиваться
видовые и родовые понятия.
Недостаточность лексического строя проявляется и в специфических
словообразовательных ошибках.
В связной речи выявляются затруднения в передаче логической
последовательности, «застревании» на второстепенных деталях сюжета наряду с
пропусками его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз.
К концу дошкольного детства ребёнок накапливает достаточный читательский
опыт.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большей
самостоятельностью в определении замысла работы.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут
целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не
отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному
замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их
архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных
направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных
произведений из природного материала.
В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с
ОНР встречаются дети, которые имеют следующие особенности:
- выраженный негативизм (противодействие просьбам и
инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, застреваемость, нередко
сопровождаемые навязчивыми страхами;
- чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда
сопровождаемые невротическими рвотами, потерей аппетита;
- энурез (недержание мочи);
- повышенную обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Наличие указанных болезненных черт у детей с общим недоразвитием речи
объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием
резидуально-органического поражения центральной нервной системы.