ДООП Ранее обучение чтению

2

Содержание
1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ............................................................... 4
1.1. Пояснительная записка ................................................................................ 4
1.2. Цели и задачи программы ........................................................................... 7
1.3. Содержание программы .............................................................................. 7
1.4. Планируемы результаты ............................................................................ 11
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ....................... 11
2.1. Календарный учебный график .................................................................. 11
2.2. Условия реализации программы .............................................................. 12
2.3. Формы контроля и оценочные материалы .............................................. 12
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 13

3

1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально
– гуманитарной направленности по развитию речи дошкольников «Ранее обучение
чтению» (далее - Программа).
Актуальность разработки дополнительной общеразвивающей программы «Ранее
обучение чтению» выражается в системе увлекательных игр и упражнений со звуками,
буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции,
научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а
также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации.
Программа составлена в соответствии с социальным заказом семей
воспитанников на качество, вид, направленность образовательных услуг, полученным в
результате анкетирования родителей, а также следующими нормативными
документами:
1.
Федеральный Закон от 2 .12.2 12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24. .1
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2 13 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2 25 года
(распоряжение Правительства РФ от 2 мая 2 15 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2
сентября 2 2 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364 -20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ инистерства образования и науки Российской Федерации от
23. .2 1 г. № 16 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ инистерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 5. 5.2 1 № 2
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ инистерства просвещения Российской Федерации от .11.2 1
г. № 1 6 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8.
Приказ
инистерства просвещения Российской Федерации от 3
сентября 2 2 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
инистерства
просвещения Российской Федерации от ноября 2 1 г. № 1 6»;
9.
Приказ инистерства просвещения Российской Федерации от 3. .2 19
№ 46
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10.
Письмо инобрнауки России от 1 .11.2 15 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с « етодическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11.
Письмо
инобрнауки России от 2 . .2 15 № АК-2563 5 «О
методических рекомендациях» (вместе с « етодическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»;
4

12.
Письмо инобрнауки России от 2 . 3.2 16 № ВК-641
«О направлении
методических рекомендаций» (вместе с « етодическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13.
Приказ
инистерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 3 . 3.2 1 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2 35 года».
14.
Устав АДОУ – детского сада комбинированного вида № 53 .
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления
работы, условия и средства формирования звукопроизношения, фонетикофонематической, лексико-грамматической стороны и связной речи детей 5- лет.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной
программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников
ДОУ.
Отличительные особенности программы, новизна
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом
детей и с последующим обучением.
етоды обучения, используемые в работе,
соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы: развитие звуко-буквенного анализа, интереса и
способностей к чтению
Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу
воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную
сферу ребёнка. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка
к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя: развитие основных
движений (упражнения для рук, ног, туловища); развитие мелкой моторики
(упражнения для пальцев и кистей рук); формирование графических навыков.
Рабочая программа базируется на основных положениях программ и
методических пособий:
Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты». осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 1 г.
Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет».
осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 11г.
У. . Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ.
осква: Творческий центр, 2 1 г.
Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада.
Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор
– составитель А.В. Аджи. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2
г.
Адресат общеразвивающей программы
5–6 л
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает
25 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами
(словами, сходными по значению), антонимами (словами с противоположным
значением). В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и
свойства (светкрасный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их
признаки (дерево - деревянный, стекло - стеклянный и т. д.).
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи
простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные
конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка,
кисонька и др.).
Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один
медвежонок, много медвежат и т. д.). Они стремятся правильно произносить слова в
5

родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей), образуют новые
слова (хлеб — хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно,
последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без
помощи вопросов воспитателя. огут передавать диалог действующих лиц. Дети
активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются
сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей
правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ
слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки:
гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют
соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов,
определяют порядок слов в предложении.
В 5–6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они
овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
6–7 л
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного
совершенствования. К семи годам количество слов, которыми оперирует ребенок,
составляет 35 – 4
. Активно используются в речи синонимы (веселый, радостный)
и антонимы (далеко - близко). Начинают применяться слова и выражения с переносным
значением (железный характер - твердый как железо). Дети овладевают новыми
понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т. д.).
Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов
(материал, форма, цвет, размер).
В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе
детей. то обусловлено особенностями развития и обучения, кругом их интересов и
потребностей.
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в
роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли
гулять и т. д.), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета
(лиса, лисонька, лисица).
Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый - смелее,
добрый - добрее), новые слова с помощью суффиксов (хлеб - хлебница, сахар сахарница), правильно употребляют глаголы (бегал - бежал, пришел - ушел).
Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
В развитии связной речи происходят существенные изменения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети
используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции.
огут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные
рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников
формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако
следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы. Одной из
сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической
последовательности.
В возрасте 6– лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и
подготовке руки ребенка к письму. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе
родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. огут
пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную
функцию звука, буквы (врач - грач, банки - санки и т. д.).
Содержание Программы ориентировано на детей всех групп здоровья.
Продолжительность занятий 3 минут для старшей и подготовительной групп. Занятия
рекомендуется проводить два раза в неделю, чаще – в игровой форме.
6

Программа рассчитана на детей 5- лет. В состав группы входит 1 детей.
Группа сформирована по желанию детей и по рекомендации родителей и воспитателей.
Ре им занятий
Продолжительность одного академического часа – 5-6 лет – 25 мин., 6- лет – 30
мин.
Перерыв между учебными занятиями – 1 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 час.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу.
Время занятий рассчитано в соответствии с требованиями Постановления от 2
января 2 21 года № 2 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364 -20
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» и составляет в старшей группе –
25 минут, в подготовительной группе – 3 минут.
Объём общеразвивающей программы
Объем программы –144 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 72 часа в год, 2 год обучения: 72 часов в год. По два занятия в
неделю.
Сроки освоения
Срок реализации программы 2 года (с сентября по май).
Вид занятий беседа, практическое занятие.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы
практическое занятие.
Формы обучения
Форма реализации Программы – очная
Формы подведения итогов реализации Программы
Конечным результатом обучения считается умение ориентироваться в звуко буквенной системе родного языка и на этой основе — развитие интереса и
способностей к чтению.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме, а также
формирование интереса к чтению и книгам.
Задачи программы
обучающие:

развивать фонематическое восприятие;

развивать мелкую моторику;

развивать речевые способности;

выучить звуки, запомнить слоги, как основную структурную единицу
слова;

учить читать слова по слогам и отрабатывать правильную структуру
чтения слов;

работать над пониманием прочитанного и развивать образное восприятие.
развивающие:

развивать у детей внимание, речь, память, логическое мышление, умение
аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

развивать познавательные способности ребёнка.
воспитательные:

воспитывать у детей об ективное отношение к себе, умение работать в
группе, прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям, положительную
мотивацию к обучению в школе.
1.3. Содер ание программы
7

Образовательный период осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Количество
полных недель на реализацию программы дополнительного образования в группах с 2
до лет составляет 36 недель.
Учебный план
Наименование
Форма
Возраст
Количество
программы
реализации
Срок детей
занятий в
дополнительно
доп.
реализа
неделю месяц,
го образования образования,
ции
продолжительность
детей

Количество
недель
освоения
Программы

День надели, Руководитель
время и место
реализации

Направленность – социально-гуманитарная.

«Раннее
обучение
чтению»

Подгрупповая

9
месяцев

5–8
лет

Понедельник среда
2

занятий

15.35-16.05

Чертовикова
Ю.Н.,

36
по 25-3 мин

Кабинет для Рыбина Е.А.
дополнительного
образования Педагог доп.
образования

Учебный (тематический) план
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «От А до Я»
Календарно-тематическое планирование (5-6 лет)
Месяц/
неделя

Тема занятия.

С н
1н

л

2н

л

3н

л

4н

л

1н

л

2н

л

3н
4н

л
л

О

Звук и буква «У». Графическое изображение гласного звука «У».
Звук и буква «ы». Графическое изображение гласного звука «ы».

Н
л
л
3
н
4н

л
л

б ь

Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов «АУ», «УА».
Звук «Л» и буква «Л». Написание буквы «Л», чтение слогов.
Звук «М» и буква «М», написание буквы « ». Чтение слогов. Графическое
изображение звука « ».

Д

б ь

Звук «Н» и буква «Н», написание буквы «Н», чтение слогов.

1
н
2н

б ь

Звук и буква «А».
Графическое изображение гласного звука «А» (красный квадрат), место звука и буквы в
слове (начало, середина и конец).
Звук и буква «О».
Графическое изображение гласного звука «О».

Звук и буква «Э». Написание буквы « » в клетке.

1
н
2н

б ь

Представление о предложении. Знакомство со схемой предложения. Составление
предложения по схеме. Деление предложения на слова и слоги.
Закрепление представление о слове. Деление слова на части. Определение количество
слогов в слове
Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о
согласных и гласных звуков.
Распознавание на слух и выделение гласных и согласных звуков из ряда звуков, слогов,
слов.

л
л

Звук «Р» и буква «Р», написание буквы «Р», чтение слогов. Знакомство с

8

3н
4н

л
л

предложением, чтение предложения.
Закрепление пройденного материала.
Буква «Я». Написание буквы «Я», чтение слогов, знакомство с твёрдыми и мягкими
согласными.

2н

л

Буква «Ю». Написание буквы «Ю». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

3н
4н

л
л

Буква «Е». Написание буквы «Е». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.
Буква «Ё». Написание буквы «Ё». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

Ян

Ф

ь

ль

Буква «И». Написание буквы «И». Чтение слогов, твёрдые и мягкие согласные.

1
н
2н
3н

л
л
л

4н

л

1н

л

2н

л

3н

л

4н

л

1н
2н

л
л

3н

л

Закрепление пройденного материала. Твёрдые и мягкие согласные.
Звуки «Г - ГЬ», «К - КЬ», буквы «Г - К».
Написание букв «Г - К». Чтение слогов.
Звуки «Д - ДЬ», «Т - ТЬ», буквы «Д - Т».
Написание букв «Д - Т». Чтение слогов, предложения.

М
Звуки «В - ВЬ», «Ф - ФЬ», буквы «В - Ф».
Написание букв «В - Ф». Чтение слогов.
Звуки «З - ЗЬ», «С - СЬ», буквы «З - С».
Написание букв «З - С». Чтение слогов.
Звуки «Х - ХЬ», буква «Х».
Чтение слогов, слов, предложения.
Звуки «Б - БЬ», «П - ПЬ», буквы «Б - П».
Написание букв «Б - П». Чтение слогов.

Ап ль

4
н

Звуки «Ж - Ш» и буквы «Ж - Ш». Написание букв «Ж – Ш». Чтение слогов.
Звуки «Ч - Щ» и буквы «Ч - Щ». Написание букв «Ч – Щ». Чтение слогов,
стихотворения.
Звук «Ц» и буква «Ц». Написание буквы «Ц».
Чтение стихотворения.
Закрепление изученного материала.

л

М
Звук «Й» и буква «Й». Написание буквы «Й». Чтение слов, стихотворения.

1
н
2н

л
л

3н
4н

л
л

Буква «ь». Написание буквы «ь». Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор
слов.
Буква «ъ». Написание буквы « ». Чтение слов, стихотворения.
Закрепление пройденного материала.

Учебный (тематический) план
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я начинаю читать»
Календарно-тематическое планирование (6-7 лет)
Месяц/
неделя

Тема занятия.

С н

б ь

1н

л

«Звуки и буквы». Закрепление.

2н

л

«Звуки и буквы». Закрепление.

3н

л

«Слова и слоги»

4н

л

«Предложение. Графические навыки». Закрепление.

1н

л

«В мире книг».

2н

л

«Игрушки

О

б ь

9

3н

л

«Овощи»

4н

л

«Фрукты»

Н

б ь
«Осень»

1
н
2н

л
л

«Домашние животные»
«Дикие животные»

3
н
4н

л
л

«Сказки»

Д

б ь
«Зима»

1
н
2н

л
л

«Новый год»

3н
4н

л
л

Отработка навыков чтения.
«Транспорт»

2н

л

«Профессии»

3н
4н

л
л

Отработка навыка чтения.
«Природные явления»

Ян

ь

Ф

ль
«Лес».

1
н
2н

л
л

«Насекомые»

3н
4н

л
л

Отработка навыка чтения.
«Птицы»

1н

л

2н

л

3н
4н

л
л

1н

л

«Весна»

2н

л

«Лето»

3н

л

«Ребусы»

М
«Цветы»
«

арта»

Отработка навыка чтения.
Отработка навыка чтения.

Ап ль

«Кроссворды»

4
н

л

М
«Скоро в школу»

1
н
2н
3н
4н

л
л
л
л

*К л
м

Отработка навыка чтения.
«Правила безопасного поведения»
«Саратов – моя малая родина»
н

п

н

м м ж

ь

ь

м

п н у

н

л .

10

1.4. Планируемы результаты
П м ны
уль
ы
н п
ммы:

Ребенок умеет интонационно выделять заданные звуки в словах,
подбирать слова на заданный звук, делить слова на слоги;

Умеет различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
согласные, звонкие и глухие согласные;

Ребенок умеет концентрироваться при выполнении мыслительных
операций и доводить начатое дело до конца;

Соотносит звук и букву;

Умеет писать печатные буквы;

Читает слова, предложения, небольшие тексты;

Понимает учебную задачу и выполняет ее самостоятельно.
Л н
ны
уль
ы
н п
ммы:
–
развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
–
развиты этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
–
развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах.
М
п м ны
уль
ы
н п
ммы:
–
овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей;
–
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Календарно-учебный график на 2023-2024 учебный год
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель в II полугодии
Начало занятий
Выходные дни

9

Окончание учебного года

Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
1
сентября

Дата
конца
обучения
31 мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных
дней
72

36
72
2
72
17
19
1 сентября
6 ноября
1 января – января
23 февраля
марта
2 мая -1 мая
1 мая
мая -1 мая
31 мая
Количество Режим
учебных
занятия
часов
72
2 занятия
по 2 часа
в неделю
11

2 год

1
сентября

31 мая

36

72

72

2 занятия
по 2 часа
в неделю

Выходные дни
6 ноября
1 января – января
23 февраля
марта
2 мая -1 мая
1 мая
мая -1 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Организация, реализующая Программу, должна обеспечить материальнотехнические условия, позволяющие достичь обозначенные цели и выполнить задачи. В
материально- техническое обеспечение Программы входит следующее оснащение и
оборудование:
Столы и стулья для детей в необходимом количестве, магнитно-меловая доска,
шкафы для хранения пособий и методических материалов;
Раздаточный материал: печатные буквы и слоги, а также канцелярские
принадлежности (цветные карандаши, простые карандаши, бумага А4).
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы «Раннее обучение чтению» на отделении
работает педагог с высшим специальным образованием.
Методические материалы
Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты». осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 1 г.
Е. В. Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет».
осква: Издательство ЮВЕНТА , 2 11г.
У. . Сидорова. Задания по развитию речи детей старшей группы ДОУ.
осква: Творческий центр, 2 1 г.
Сценарий учебно-игровых занятий к рабочим тетрадям для детей 5 - 6 лет
Дидактический комплект «От звука к букве»;
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Применяемые формы и методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всем ее протяжении
и реализации. то дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и
навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На
основе полученной информации педагогвносит соответствующие коррективы в
учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении
диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений. Для отслеживания результатов
предусматриваются формы контроля:
Текущий: оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в
форме наблюдения;
Итоговый (промежуточный) контроль в формах:
-практические работы;
-творческие работы обучающихся.
Самооценка и самоконтроль определение воспитанником границ своего «знания
- незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,
которые еще предстоит решить, в ходе осуществления деятельности. Содержательный
12

контроль, оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с
другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает педагог воспитанникам при
выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность детей
и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
–
поведение воспитанников на занятиях: активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты занятий;
–
результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется, справляются ли дети с этими заданиями самостоятельно.
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
«Истоки». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования. ., 2 11.
2.
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования. ., 2 1 .
3.
«Разноцветная планета». Основная образовательная программа дошкольного
образования Под редакцией Е. А. Хамраевой. ., 2 12.
4.
Алексеева . ., Яшина В. И. етодика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. ., 2
.
5.
Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1 5.
6.
Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных
учреждений. ., 1
.
7.
Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? Томск,1 5.
8.
Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. .,1
.
9.
Урунтаева Г А. Дошкольная психология. ., 1999.
10.
Ушакова О. С., Струнина Е. . етодика развития речи детей дошкольного
возраста. ., 2 4.
11.
льконинД. Б. Психическое развитие в детских возрастах. .,1 5.

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».