Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка_______________________________________________________3-5 1.2. Цели и задачи программы дополнительного образования____________________________5 1.3. Формы реализации программы _________________________________________________6 1.4. Методы реализации программы_________________________________________________6 1.5. Этапы развития певческих навыков и музыкальных способностей у детей_____________6-9 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Особенности развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста______10-12 2.2. Календарно-тематическое планирование_______________________________________12-16 2.3. Взаимодействие педагога с семьями дошкольников_________________________________16 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Оборудование и материалы для занятий с детьми____________________________________________________17 3.2. Обесценение методическими материалами и средствами обучения и воспитания________17 1 .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Пояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Пение - это наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников. Пение - это не только развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального подхода, знания психологии и методики работы с детьми. Головной мозг человека разделен на два полушария - правое и левое. Каждое полушарие выполняет свою функцию: правополушарная (эмоциональная) сфера отвечает за интуицию и вдохновение, творческую одаренность; левому полушарию свойственно логическое мышление, которое способствует освоению точными науками. Гармоничность и сбалансированность полушарий головного мозга дает возможность добиваться более высоких результатов во многих областях человеческой деятельности. В дошкольном воспитании главной задачей является объединение обоих полушарий головного мозга, обеспечение их взаимодополняемости. Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, в ходе него тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих вырабатывает эндорфин - вещество радости, способствующее хорошему настроению. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал - уникальное средство самомассажа внутренних органов. Актуальность выбранной темы состоит в том, что развитие певческих навыков и музыкальных способностей у детей с ОНР способствует улучшению фонематического слуха, устранению речевых дефектов, формированию правильного речевого дыхания у ребенка, интонации голоса, развитию речи. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную и художественную культуру. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет детям преодолеть робость, зажатость, страх на сцене, и выработать такие качества, как уверенность и целеустремленность. Дополнительная образовательная программа «Домисолька» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей), соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ, регулирующими его деятельность: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от:7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования". 4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г. 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". 6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13). 7. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 20162030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-03 «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы». 8. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 Аи919-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года». В основу программы положены методические наработки А. М. Рубин «С песней»- 2008 год Актуальность программы: Вокал, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Пение является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества. Занятие вокалом органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. 1.2. Цели, задачи программы дополнительного образования Цель: Развитие музыкальных способностей и певческих навыков у дошкольника. Задачи: 1. Развивать музыкальные способности ребенка: чувство ритма, музыкальную память, ладовое чувство, координацию слуха и голоса. 2. Развивать певческие навыки ребенка: речевое и певческое дыхание; правильную артикуляцию; интонирование; голосовые возможности; звукообразование; выразительное пение. 3. Развивать коммуникативные качества детей. 1.3. Формы реализации программы. Групповая - занятия проводятся по группам с использованием дифференцированного подхода. Индивидуальная - занятия проводятся с учетом возрастных и личностных особенностей. Формы занятий: традиционное занятие комбинированное занятие практическое занятие игра репетиция 1.4. Методы реализации программы. 1. Наблюдение - помогает получить на занятиях конкретный фактический материал по предмету или объекту наблюдения, выявить пассивных и активных детей, а также успешность усвоения новых знаний; 2. Беседа - применяется при индивидуальной, групповой работе и работе с родителями как консультирование; 3. Рассказ - используется при сообщении общих и новых знаний по хореографии; 4. Объяснение - применяется на каждом занятии, особенно при знакомстве с новыми движениями; 5. Наглядное демонстрирование - непосредственный показ педагогом новых элементов и движений для дальнейшего изучения с детьми. 6. Анкетирование - сбор необходимой информации о мотивации к занятиям, родителях, семье с целью дальнейшего планирования воспитательной и учебной деятельности. 7. Видеометод - просмотр видеоматериала о вокальном искусстве. 1.5. Этапы развития певческих навыков и музыкальных способностей у детей 1. Подготовительный или ознакомительный этап. Знакомство детей с песней происходит с помощью выразительного исполнения музыкального произведения (песни) или прослушивания аудиозаписи со звучанием хорового пения или отдельных исполнителей. С помощью выразительного исполнения, образного слова, беседы о характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни. После получения базовых понятий следует объяснить детям правила певческой постановки: как надо сидеть, как надо стоять во время пения (руки свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно). К этим требованиям следует постоянно возвращаться, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно. 2. Первичное освоение певческих навыков Дыхание играет важную роль в процессе первичного освоение певческих навыков. Емкость детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. У детей с ОНР отмечается поверхностное дыхание, малый объем и cила выдоха, не дифференцированный носовой вдох и выдох, поэтому работа над постановкой дыхания является основой для дальнейшей работы по вокалу. А.Г. Менабени в своей книге «Методика обучения сольному пению» пишет: «В вокально - педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота.... Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подала звука в сам процесс голосообразования.... Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой остановкой дыхания, после чего начинается выдох....... С первых занятий следует приучать детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Предполагаются следующие упражнения: «Надуй шарик»; «Игра с флюгером»; «Задуй свечку»; «Вдохни аромат цветка». Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Вокальная дикция подразумевает четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в о дельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции подходят следующие приемы: Выразительное чтение текста; Разъяснение смысла некоторых незнакомых слов; Правильное и отчетливее произношение слов; Чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией. Артикуляция - работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти) с помощью упражнений. Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, т.к. со звукообразованием связана напевность. Начинать работу следует с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» г ласных. Для ровного звука следует использовать попевки, упражнения на гласные (У), (Ю), а также песни с нисходящим движением мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого звучания («Куда летишь, кукушечка?», «Веселая дудочка»). Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному звуку (О). Пение упражнений на гласные (О) и (Ё) способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки (И), (А), (Е), (Ё), (А) приближен к (О), (Е) – к (jO). Немаловажное значение в произношении гласных звуков имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Важно учить детей ясно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь - (Р). 1. Работа по развитию динамического, ритмического ансамбля Для развития ритмического ансамбля важно учить детей петь песни с движением: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя («Во поле береза стояла», «А я по лугу»). Динамический и интонационный ансамбль зависит от правильного расположения детей. Поэтому целесообразно посадить хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие. Это дает возможность дифференцировать работу по отношению к каждой группе воспитанников. Исполнение песен нужно проводить не только хором, но и группами. Очень хорошо вносить элемент игры: кто-то поет громче, кто-то тише, пение по цепочке. Наибольшая заинтересованность проявляется у детей, если у них имеется задача закончить певческую фразу или предложение. Например, «Что ты хочешь кошечка?», когда педагог поет начало музыкальной фразы «Что ты хочешь, кошечка...», а дети всей группой или индивидуально пропевают ее окончание. Ребенок имеет хорошую возможность проявить музыкальность и чувство лада, ритма, фантазии, жизненного опыта. В данной игре все взаимосвязано. Важно учить детей слушать и слышать сопряжение двух звуков — интервал, чтобы помочь им ориентироваться в чистоте интонирования через специальные упражнения на освоение различных мелодических интервалов. Например, изучая с детьми квартовые интонации, можно показать голосом опору на верхний звук (дети повторяют: «Вставай, вставай, постельку заправляй, штанишки натягивай, песенку затягивай») Здесь важны активность, целеустремленность, волевое начало. Опора на первый звук несколько смягчает интонацию, делая ее спокойной. Каждый интервал, даже вне музыкального контекста, имеет большое количество «переменных величин», оказывающих влияние на интонационную образность: направление движения мелодии, метроритмическое и динамическое соотношение звуков, способ звуковедения. Для музыкальной педагогики это важно, так как, с одной стороны, обеспечивает интонационно чистое пение, с другой стороны - от этого зависит выразительность исполнения. С этой целью проводятся специальные упражнения, последовательность которых предполагает обработку каждого мелодического скачка. Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и эстетическую среду для формирования лучших человеческих качеств. В пении дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. У детей с ОНР развитие певческих навыков и музыкальных способностей способствует также и улучшению фонематического слуха, устранению речевых дефектов, формированию правильного речевого дыхания и интонации голоса, развитию речи. Содержание занятий вокального кружка включает в себя: 1. Упражнения на постановку речевого и певческого дыхания, 2. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); 3. Образные упражнения - распевки, потешки, прибаутки и т .п. 4. Упражнения на развитие чувства ритма и музыкальной памяти: 5. Детские эстрадные песни, детские песни советских и современных композиторов; народные хороводные и плясовые песни, детские песни из мультфильмов; 6. Музыкальные игры, загадки: 7. Упражнения на развитие музыкальных способностей. Организация работы кружка: Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 30 минут. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 .Особенности развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей от 3 до 5 лет происходит координация слуха и голоса; музыки и движения; певческий диапазон в пределах ре - ля, ре - си; поют слитно короткие фразы; используют различные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, смешанное); мелодии песен исполняют в медленном и среднем темпе; певческая дикция, в основном, нечеткая и неясная; отсутствие отдельных звуков в речи; не могут следить за чистотой певческой интонации; г поют мелодию не всегда верно; отмечается неуверенность, зажатость и робость при исполнении песен на аудитории. Задачи: 1. Развивать музыкальные способности ребенка. 2. Развивать певческие навыки. 3. Через музыкальную деятельность развивать эмоционально-волевую сферу ребенка. 4. Учить преодолевать робость и стеснение, снимать напряженность и зажатость. Перспективное планирование Период Содержание работы Сентябрь 1 часть 2 часть 3 часть Октябрь Фольклор Постановка речевого дыхания (стр. 227-240) Т.М. Власова Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорка. Распевки прибаутки: Русские народные песни: • «Со вьюном я хожу», • «Ах, вы сени», • «На зеленом лугу», • «Гуси мои, гуси» Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса: «Как кричит кукушка?» «Вопрос - ответ» «Как твое имя»; Музыкальная игра «Кукареку, петушок»; «Зайка Егорка»; «Василек»; «Божья коровка» «Говорят у нас так» «Петушок» «Угадай, чей голосок?» «Чья очередь?» Музыкальная игра «Прогулка» «Зайцы» музыкальная загадка Детские Постановка речевого Песни: Упражнение на эстрадные * песни дыхания «Три веселых развитие музыкальных Т.М. Власова зайчика»; способностей: ритм, Фонетическая ритмика; «Очень любим сила голоса. Упражнения на маму»; музыкальную память. артикуляцию. «В новогоднем Музыкальная игра Период НоябрьДекабрь Скороговорка. лесу»; (фольклор) «Капуста»; Распевки-прибаутки «Дождь пойдет по Музыкальная игра «Тили-бом» «Котята» «Гармошка» улице» «Кот Васька»; Музыкальная игра «Слушай хлопки»; Музыкальная игразагадка «Чья очередь?» Детские песни Постановка речевого Песни: Музыкальная игра советских и дыхания «Про козлика»; «Тень-тень»; современных Т.М. Власова «Вышли дети в сад Музыкальная игра композиторов Фонетическая ритмика; зеленый»: « Лесенка-чудесенка»; Упражнения на «Веселая мышка»; Музыкальная игра артикуляцию. «Паровозик»; | «Научи матрешек Период Январь Февраль Скороговорки. «Ехал поросенок Распевки-прибаутки на рассвете» «Г уси» «Ай, чу, чу, чу» Распевки-потешки: «Кролики»; «Андрей- воробей» танцевать»; Музыкальная игра нам пришли гости» «К Период Март-Май Песни из Постановка речевого «Белые кораблики»; Игровые задания для мультфильмов дыхания Т.М. Власова «Антошка»; развития импровизации в Фонетическая ритмика; «В траве сидел песенном творчестве; Упражнения на кузнечик»; Музыкальная игра артикуляцию. «Голубой вагон» «Отгадай, кто мы?» Скороговорки. 1 Повторение пройденного. (Потешки, прибаутки, небылицы). Предполагаемый результат Ребенок умеет: проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен. петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-ля. самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года. исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании слова и короткие фразы. достаточно уверенно прохлопать ритм простейших песен. импровизировать голосом короткую фразу. достаточно эмоционально передать содержание песни Характеристика возрастных возможностей певческих навыков детей от 5 до 7 лет - происходит координация слуха и голоса; музыки и движения; - певческий диапазон в пределах ре -си, ре - до; - способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни; - голос становится более звонким; - отсутствие отдельных звуков в речи; - способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять неточности своего пения; - ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения; - певческая дикция у большинства детей правильная; - хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам. Перспективное планирование Период СентябрьОктябрь. Фольклор Содержание работы 1 часть 2 часть 3 часть ! Постановка речевого Русские народные песни: Упражнения на дыхания • «На горе-то калина», • «Возле речки, возле I развитие музыкальных Фонетическая мосту»; способностей. ритмика; • «Ходила импровизации Упражнения на младешенька»; голоса: артикуляцию. • «А я по лугу»; «Как твое имя»: Скороговорки. • «Гори,горк гарко»; Пропеть знакомую Распевки - • «Жил у бабушки песенку от лица прибаутки: черный баран» «Гармошка»; ! «Бабочка и корова» «Овца» Распевки: «Музыкальная знакомого животного (кошки или собаки и т.д.) Музыкальная игра «Угадай, чей голосок0» Игры с хороводами и лесенка»; «Коза» Распевки на гласные звуки. Период НоябрьДекабрь. Детские эстрадные Постановка речевого песни дыхания Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорки. Распевки-прибаутки «Андрей- воробей»; «Лучина, лучина»; «Зайка белый»; Распевки на гласные звуки. Период ЯнварьФевраль Детские песни советских и современных композиторов Период МартМай. Песни из мультфильмов Постановка речевого дыхания Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорки. Распевки-прибаутки «Трах, трах, тарарах»; «Тетка- богатка»; «Ульяна, ульяна» «Валяй, валяй каравай» Распевки на гласные звуки. Постановка речевого дыхания Фонетическая ритмика; Упражнения на артикуляцию. Скороговорки. Повторение пройденного. (Потешки, напевами «Золотые ворота». «Колечко»; «Сова», «Капуста» Детские эстрадные песни: «Смешной человечек»; «Это моя»; «В новогоднем лесу»; «Тик-так» Упражнения на развитие музыкальных способностей, мамочка 1 импровизации голоса. «Слушай хлопки», «Чья очередь». Музыкальная игра «Где был Иванушка?». «Теньтень»; Игры с напевами и хороводами «Со вьюном я хожу», «Горелки». Песни: «Рыжий кот»; «Ветерок»; «Мамина песня» Упражнения на развитие музыкальных способностей, импровизации голоса. Музыкальная игра «Прогулка», «Отгадай, кто мы?»; Игры с напевами и хороводами «Баба Яга», «Зарязаряница», «Игра в горошки» Песни: «Неприятность эту мы переживем»; «Песня мамонтенка»: «Настоящий друг»; «Колыбельная медведицы» Игровые задания для развития импровизации в песенном творчестве: Повторение музыкальных игр и игр с напевами и хороводами за пройденный период. прибаутки, небылицы). Предполагаемый результат Ребенок умеет: проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен. петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си. самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года. исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы. уверенно прохлопать ритм простейших песен. импровизировать голосом короткую фразу. достаточно эмоционально передать содержание песни. выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета). достаточно уверенно исполнить песню в дуэте, трио или квартете. выступать на сцене с другими участника коллектива. 2.3. Взаимодействие педагога с семьями Оформление наглядной информации для родителей. Ниже приводится перечень и описание основных информационных уголков (рубрик), которые безусловно могут быть дополнены и расширены самими педагогами: Настенная тематическая информация по педагогическому просвещению. Настольная тематическая информация. Уголок краткой информации. Для заучивания дома. Музыкально-поэтический уголок. Объявления. "Благодарим" "Рады сообщить вам..." Вести с ООД. Уголок творчества детей. Окно - очень короткие новости. Фотоуголок настроения. Режим, расписание ООД. Выставка: "Сделайте вместе с детьми". Фотоуголок: "С вашими детьми работают". 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Оборудование и материалы для занятий с детьми. Развитие певческих способностей. Происходит в спокойной зоне, сидя на стуле или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения. Дидактический материал в виде карточек со значками. Лёгкие предметы (листочки из органзы, снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошек). Предметы пальчикового или плоскостного театра для драматизации по тексту песни. Набордетских музыкальных или шумовых инструментов. Можно использовать микрофон на стойке для индивидуального исполнения, аудиозапись фонограммы песни мультимедийное оборудование (презентация песни). 3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания. В своей работе использую наглядный материал: Иллюстрации программного репертуара (в печатном и электронном варианте); Портреты композиторов (в печатном и электронном варианте); Иллюстрации музыкальных инструментов (в печатном и электронном варианте); Иллюстрации к образным танцам (в печатном и электронном варианте); Литература 1. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000, 2. Корчагина В. А. Физиология. - М.: «Просвещение», 1998. 3. Урбанович Г. Певческий голос учителя // Музыкальное воспитание в школе/ Составитель О.А. Апраксина. Вып.4 - М., 1978. 4. Г.М. Науменко Фольклорный праздник. М.: ООО «Линка-Пресс», 2000 5. М.А. Михайлова А у наших у ворот развеселый хоровод. - Ярославль: Академия Холдинг, 2001 6. Т. М. Власова А.Н. Пфафенродт Фонетическая ритмика - М. «Учебная литература», 1997 7. Э. П. Костина Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. - М.: ООО «Линка-Пресс», 2008 8. Е. В. Горбина Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей -Академия развития, 2006 9. М. Белованова Азбука пения для самых маленьких - ООО «Феникс», г. Ростов -наДону, 2011г. 10. И.В. Бодраченко Музыкальные игры для детей в 2-х частях от 3-5 лет и от 5-7 лет Айрис-пресс Москва 2007 11. И. В. Бодраченко Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста Айрис-пресс Москва 2007