ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1 – 7 лет)
В соответствие с ФГОС ДО и ФОП ДО
© Автор – составитель Кулекина И.А., СПб, 2023
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая педагогическая диагностика достижения планируемых результатов (далее – педагогическая диагностика) разработана на основании и во исполнение
ФЗ РФ «Об образовании в РФ», в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС ДО) и Федеральной
образовательной программой дошкольного образования (далее - ФОП ДО).
1.2. Педагогическая диагностика направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных
особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на
основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и
организацию образовательной деятельности1.
1.3. Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Образовательной программы
дошкольного образования (далее - ОП ДО) может проводиться оценка индивидуального развития детей 2, которая осуществляется педагогом в рамках
педагогической диагностики. Вопрос о ее проведении для получения информации о динамике возрастного развития ребенка и успешности освоения им ОП ДО,
формах организации и методах решается непосредственно дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО).
1.4. Специфика педагогической диагностики обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО, подчеркивающими направленность педагогической
диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и
осуществляется их дальнейшее планирование3:
планируемые результаты освоения ОП ДО заданы как целевые ориентиры дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей 4;
освоение ОП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников5;
1
П.16.1 ФОП ДО
П.3.2.3 ФГОС ДО, п.16.2 ФОП ДО
3
П.16.3 ФОП ДО
4
П.4.3 ФГОС ДО
5
П.4.3 ФГОС ДО, ч.2 ст.11 ФЗ РФ «Об образовании в РФ»
2
© АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ КУЛЕКИНА И.А., СПБ, 2023
1
1.5. Педагогическая диагностика проводится педагогическими сотрудниками ДОО (воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-дефектологом, инструктором
по физической культуре, музыкальным руководителем) в произвольной форме на основе мало формализованных диагностических методов 6:
1.5.1. Наблюдение /основной/
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка и содержание образовательной деятельности. Они выступают как
обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях.
Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной. Конструировании,
двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе, на прогулке, совместной деятельности, самостоятельной деятельности). В процессе
наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции
на успехи и неудачи и т.д.
Наблюдай за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность.
Частота проявления – указывает на периодичность и степень устойчивости показателя.
Самостоятельность выполнения действия – позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка.
Инициативность – свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
1.5.2.
1.5.3.
1.5.4.
1.5.5.
Анализ продуктов детской деятельности
Свободные беседы с детьми
Специальные диагностические ситуации
Специальные методики
1.6. Периодичность проведения педагогической диагностики7 определяется ДОО. Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком
ОП ДО в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения ОП ДО его возрастной
группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка
в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика проводится 1-2 раза в год.
Стартовая диагностика проводится 1 раз – в начале учебного года и(или) при зачислении ребенка в ДОУ/группу на начальном этапе освоения ОП ДО.
Финальная диагностика проводится ежегодно в конце учебного года (май) и(или) при отчислении ребенка из группы.
6
7
П.16.6, 16.7, 16.8 ФОП ДО
П.16.5 ФОП ДО
© АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ КУЛЕКИНА И.А., СПБ, 2023
2
Стартовая
диагностика
Финальная/
стартовая
диагностика
Финальная/
стартовая
диагностика
Финальная/
стартовая
диагностика
Финальная/
стартовая
диагностика
Финальная/
стартовая
диагностика
к 1 году
Финальная
диагностика
к 7 годам
к 2 годам
к 3 годам
к 4 годам
к 5 годам
к 6 годам
Возрастная группа
Группы младенческого возраста
(1-2 года)
Группы
младенческого/
раннего
возраста
(1-2 года/ 2-3 года)
Группы раннего/ младшего возраста
(2-3 года, 3-4 года)
Период проведения
Начало уч. года (сентябрь) или начало посещения группы младенческого
возраста
Окончание посещения группы младенческого возраста
ИЛИ
Начало уч. года (сентябрь) или начало посещения группы раннего возраста
Окончание посещения группы раннего возраста
ИЛИ
Начало уч. года (сентябрь) или начало посещения группы младшего возраста
Группы младшего/ среднего возраста Окончание посещения группы младшего возраста
(3-4 года, 4-5 лет)
ИЛИ
Начало уч. года (сентябрь) или начало посещения группы среднего возраста
Группы среднего/ старшего возраста
Окончание посещения группы среднего возраста
(4-5 лет, 5-6 лет)
ИЛИ
Начало уч. года (сентябрь) или начало посещения группы старшего возраста
Группы старшего/ подготовительного Окончание посещения группы старшего возраста
к школе возраста
ИЛИ
(5-6 лет/ 6-7 лет)
Начало уч. года (сентябрь) или начало посещения группы подготовительного к
школе возраста
Группы подготовительного к школе Окончание посещения группы подготовительного к школе возраста
возраста
(6-7 лет)
1.7. Результаты наблюдения фиксируются8 путем заполнения Диагностических карт и могут быть использованы исключительно для решения следующих
образовательных задач9:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей;
8
9
П.16.7 ФОП ДО
П.3.2.3 ФГОС ДО, п. 16.4 ФОП ДО
© АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ КУЛЕКИНА И.А., СПБ, 2023
3
Диагностические карты – представлены в виде структурированных в таблицы диагностических показателей, определенных в соответствие с планируемыми
результатами реализации ФОП ДО, представляющих собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных
возрастных этапах и к завершению ДОО, и содержанием образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Технология работы с диагностическими картами включает 2 этапа:
1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра. Затем считается итоговый показатель по
каждому ребенку (среднее значение == сума всех баллов по строке, разделенная на их количество.
2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение == сума всех баллов по столбцу, разделенная
на количество детей, принявших участие в диагностике).
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с
проблемами в развитии.
1.8. Диагностика индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей возможных достижений (возрастных характеристик):
«2»
«1»
«0»
показатель
сформирован
наблюдается в самостоятельной деятельности
совместной деятельности со взрослым
1,8 – 2,0
«высокий,
достаточный»
показатель в проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, 1,0 – 1,7
стадии
провоцирующих его проявление; ребенок справляется с заданием с «средний, близкий к
формирования
помощью наводящих вопросов взрослого, дает аналогичные примеры достаточному»
показатель не не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого 0,0 – 0,9
сформирован
ребенок не дает положительного ответа, не может выполнить «недостаточный»
задание самостоятельно
© АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ КУЛЕКИНА И.А., СПБ, 2023
ребенка,
в
отражает
возрастную
норму развития
отражает
возрастную
норму развития
отражает несоответствие
возрастной норме развития
4
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации
их психического развития и разных стартовых условий освоения ОП ДО. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в
освоении ОП ДО и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу 10.
1.9. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует
развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС), мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет
индивидуальные образовательные маршруты освоения ОП ДО, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
10
П.15 ФОП ДО
© АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ КУЛЕКИНА И.А., СПБ, 2023
5
Приложение 1 к Педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Титульный лист.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Наименование ДОУ краткое
Ф.И.О. обучающегося
Дата рождения
Возрастная группа
Группа младенческого возраста
/1-2 года/
№ группы
Группа № _______
Группа раннего возраста
/2-3 года/
Группа № _______
Группа младшего возраста
/3-4 года/
Группа № _______
Группа среднего возраста
/4-5 лет/
Группа № _______
Группа старшего возраста
/5-6 лет/
Группа № _______
Группа подготовительного к школе возраста
/6-7 лет/
Группа № _______
Период посещения
Отметка о посещении, дополнительные сведения
___________ уч. год
___________ уч. год
___________ уч. год
___________ уч. год
___________ уч. год
© АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ КУЛЕКИНА И.А., СПБ, 2023
___________ уч. год
6