Формирование системных лексических представлений у дошкольников с ОНР.

01.01.2017

Учитель – логопед Полевая Н.Ф. и воспитатель старшей группы компенсирующей направленности Малетина И.О. подготовили и провели в МБДОУ семинар – практикум для педагогов МБДОУ на тему: Формирование системных лексических представлений у дошкольников с ОНР.

Несформированность словаря является наиболее ведущим симптомом ОНР, от устранения которой напрямую зависит успешность коррекционной работы по преодолению этой речевой патологии. Без освоения лексической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения.

Анализ методической литературы и результаты логопедической практики показывают, что существующая в настоящее время система работы над словарём оказывается недостаточно эффективной. Большое внимание уделяется пополнению словаря детей, а задача упорядочивания с лов в языковом сознании ребёнка остаётся нерешённой.

В результате лексические представления детей носят фрагментарный характер, устанавливаются случайные связи, затрудняющие запоминание, поиск нужных слов, и приводящие к семантическим ошибкам в речи. К ним относятся трудности, связанные со спонтанным выбором языковых средств.

Планируя работу по лексическому развитию детей , обращаем особое внимание на многообразие смысловых связей и отношений между словами. Среди многообразия отношений между словами существующими в языке, необходимо было отобрать только те, которые доступны пониманию детей дошкольного возраста.

Это:

* родовидовые отношения (яблоко – фрукт);

*отношения подобия (мак, ромашка, роза);

*отношения целого и его части (платье – рукав );

*отношения аналогии (сапоги – обувь);

*причинно – следственные отношения (дождь – лужа);

*синонимические отношения (врач – доктор);Хочу такой сайт

*антонимические отношения (громко – тихо);

*родственные отношения (лес, лесник…)

*отношения – паронимы (бутон – батон);

*отношения многозначности. и другие.

Систематические упражнения в правильном установлении отношений между словами значительно повысили уровень лексического развития детей. Высокие показатели отмечены в выполнении заданий на подбор обобщающих понятий, исключение лишнего понятия, подбор родственных слов, знание фразеологизмов.

Полезный практический материал по данной теме представлен в книге О.А. Безруковой «Слова родного языка», изд – во «Русская речь».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.06.2019

Дата обновления: 06.06.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».