01.01.2017
Младший возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладения правильным звукопроизношением. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста - смягчённость речи: «сюмоцька» (сумочка). Многие трёхлетние дети не произносят шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], заменяя их свистящими: «сюба» (шуба); они часто не произносят звуки [р] и [л], заменяя их другими: «лука» (рука), «вампа» (лампа).
Произнесение слов в этом возрасте также имеет особенности. Ребёнок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук [р] в сочетании с гласными звуками (рука, роза) и не выговаривает в сочетании с гласными («тамвай»- трамвай). Малышам с трудом даётся произношение двух-трёх стоящих рядом согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков пропускается или искажается, хотя изолированно эти звуки ребёнок произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяется другим имеющимся в том же слове. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах: «клювка» (клюква), «аплесин» (апельсин).
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, и это труднее сделать впоследствии, когда они укоренятся!
Для формирования навыков правильного произношения необходимо упражнять детей в чётком произнесении слов и фраз, развивать у них речевой слух и продолжительный плавный выдох. С этой целью надо предлагать ребёнку отчетливо (по подражанию речи взрослого) назвать игрушки, животных, рисунки в книжках. Также нужно заучивать потешки, чистоговорки, считалки, стишки, насыщенные определёнными звуками:
Ай, ду-ду, ду-ду-ду-ду! Ест киска суп из миски,
Сидит ворон на дубу…. Сыта киска – пуста миска.
Ча-ча - ча – на столе стоит свеча,
Чу-чу-чу – я стучу, стучу, стучу…
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»
Для закрепления звуков во фразовой речи взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы по прочитанной сказке или рассмотренной картинке.
В процессе разучивания стихов и потешек нужно вырабатывать у ребёнка интонационную выразительность. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, ребёнок будет правильно пользоваться интонационными средствами выразительности и развивать свой речевой слух.
Развитие речевого аппарата происходит в процессе игровых упражнений, когда ребёнку предлагают произнести одну и ту же чистоговорку с различной громкостью, с разной силой голоса (от шёпота до громкой речи). Это упражнение можно проводить в виде игры с несколькими зверюшками, от имени которых ребёнок и будет повторять определённую фразу разными голосами.
Таким образом, залог успешности ваших с малышом занятий – регулярность, непринуждённая радостная атмосфера, игра и подражание родителю.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.06.2019
Дата обновления: 06.06.2019
Дата публикации: 01.01.2017