Музыка как средство воспитания ребёнка

01.01.2017

Психика ребёнка и музыка. Эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект - человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.

Каждого из нас окружает огромное количество звуков. Владеть ими, подчинять их себе - значит использовать дополнительный ресурс, дарованный жизнью.

Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Хотелось бы отдельно подчеркнуть важность музыкального воспитания детей всех возрастных групп, значение музыки в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие человека (а ребёнка в особенности) новыми представлениями.

Музыка отражает страницы истории. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними.

В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки.

Музыкальное воспитание стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.

Гуманизация образования, которой в последнее время уделяют большое внимание, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Очень важно пробудить интерес к познанию. Музыка способствует познанию и оценке действительности, вызывает эстетическое наслаждение, эмоции и мысли, активизирует творческие способности, двигательные реакции.

В развитии личности музыкальное воспитание не должно быть второстепенным или дополнительным, оно должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.

Работая преподавателем в ДШИ, я всё чаще осознаю, что в работе с детьми мне помогают не только знания, полученные в моей профессиональной музыкальной сфере, но и психологические познания, данные мне педагогами в училище и консерватории. Музыка и психология оказались для меня неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького человека.

Сам факт вовлечения ребенка в активную художественную деятельность значительно ценнее, чем ее результаты, поскольку именно в процессе деятельности проявляется и формируется психика ребенка. Уже доказано, что чем больше внимания отводится музыке, тем успешнее проявляют себя дети и в других сферах своей жизни. Грамотный и чуткий преподаватель посредством музыки подчеркнет достижения ученика, укрепит его веру в собственные силы, вызовет желание и энергию к дальнейшей работе.

Одно из звеньев музыкального воспитания - слушание музыки - является основой развития слушательских навыков, целостного, обобщенного восприятия, произвольного слухового внимания и памяти. Осуществляясь во внутреннем плане, восприятие обуславливает взаимосвязь психических процессов (мышления, воображения, памяти) и внешних действий музыканта-исполнителя. Восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение. Восприятие музыки - сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения, предыдущий опыт, яркие ассоциации, следование за развитием музыкальных образов, осмысление их и ответные реакции на них. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти. Через слушание музыки можно научить ребёнка душевной и духовной сосредоточенности, способности прочувствовать и вдуматься, побыть некоторое время наедине с самим с собой, со своим внутренним миром. Слушание музыки развивает у ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает его более наблюдательным и чувствительным.

В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух - способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу.  Доказана возможность построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи.

Человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая - тембр и мелодию.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.Хочу такой сайт

Восприятие музыки ребенком невозможно без звукового опыта, без активной деятельной основы. Все это дает следующее звено музыкального воспитания - исполнение музыки - пение, сольфеджирование, ритмическое воспитание, музицирование. Исполнение музыки развивает точную реакцию детей, координацию мышления и движений, красоту повседневной речи. Вокальное и инструментальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, других внутренних процессов, протекающих в организме. А эта способность нервной системы лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Процесс обучения воспроизведению музыки требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое исполнение с исполнением других, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения произведения.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Исполнение же музыки на инструменте требует координации слуха и тактильных ощущений ребёнка.

Коллективное музицирование способствует решению воспитательных задач. Чередование различных музыкальных заданий, видов деятельности, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя произведение, ребенок должен вовремя начать и закончить ее; в танцах уметь выполнять движения, подчиняясь музыке. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Музыкальная деятельность закладывает основы общей культуры будущего человека.

Интересно, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность человека вызывает в нем двигательные реакции. Главным обоснованием этого является моторная природа восприятия вообще и музыкального ритма, в частности.

Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Движения под музыку способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время движения под музыку активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объёмнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Необходимость действовать под музыку развивает волевые качества.

Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое.

Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать чувства, выраженные в музыкальном произведении. Ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается.

Движение является неотъемлемой частью элементарного музицирования, так как представляет собой одно из наиболее естественных проявлений потребности самовыражения детей, независимо от их возраста. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, «проживая» в пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность.

Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.

Музыка, слово и движение развивают духовные силы, создают основу для развития личности, основу, без которой человечество придет к духовно-нравственной опустошенности. Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.06.2019

Дата обновления: 06.06.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».