СОДЕРЖАНИЕ 1. Основные характеристики…………………………………………………3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы………………………….4 1.3. Содержание общеразвивающей программы……………………………5 1.4. Планируемые результаты………………………………………………..6 2. Организационно-педагогические условия………………………………..9 2.1. Календарный учебный график…………………………………………..9 2.2. Условия реализации программы………………………………………...9 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………..11 3. Список литературы………………………………………………………...12 Приложение 1…………………………………………………………………13 2 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Лего-конструирование – один из современных видов технического творчества, который пользуется популярностью среди детей дошкольного возраста. Данная программа раскрывает для дошкольника мир техники, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Использование LEGO-конструктора способствует интеллектуальному развитию обучающихся. Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из Лего-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Легоконструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Направленность программы – техническая. Актуальность программы Общеразвивающая программа дополнительного образования дошкольников от 4 до 8 лет по лего-конструированию актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Лего-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительноречевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует формированию навыков исследовательского поведения и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, формирует умение учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Лего-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Интегрирование различных образовательных областей в процессе обучения по программе открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, дошкольники не только пользуются имеющимися знаниями, но и углубляют их. Программа нацелена 3 не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь, становясь в ходе образовательной деятельности строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: развитие у старших дошкольников конструкторских навыков, умения пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, направлена на формирование логического, проектного мышления. Задачи: Обучающие: Научить моделировать объекты из конструктора LEGO по чертежу, схеме и собственному замыслу. Формировать умение самостоятельно решать технические задачи в области лего-конструирования. Расширить знания и представления дошкольников об окружающем мире. Развивающие: Развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора LEGO. Развивать мышление, память, воображение, внимание, волю, фантазию средствами лего-конструирования. Способствовать развитию инженерных и творческих способностей учащихся. Воспитательные: Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. Воспитывать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность, умение работать в коллективе. 4 Срок освоения Программы – 1 год в форме очного обучения. Продолжительность обучающих занятий – 36 недель в год. Общее Количество часов освоения Программы – 72 часа. Обучение проводятся в форме групповых занятий (до 10 человек). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный план Количество часов № Раздел, тема Вводное занятие Увлекательное строительство Строим дом Архитектурные объекты вокруг нас Лего–интерьер Космическое путешествие Сказки, персонажи любимых произведений В мире животных. Машины различного назначения Море и его обитатели (живые и неживые объекты) Формы аттестации/ контроля Теория Практика Всего 1 1 2 Мониторинг Практическая 2 14 18 работа, Защита проекта 1 3 4 Практическая работа, Защита проекта Практическая 1 5 7 работа, Защита проекта 1 3 4 Практическая работа, Защита проекта 1 3 4 Практическая работа, Защита проекта Практическая 1 3 4 работа, Защита проекта 1 3 4 Практическая работа, Защита проекта 1 7 7 Практическая работа, Защита проекта 1 4 4 Практическая работа, Защита проекта 5 Свободное конструирование 1 8 8 Люди 1 2 2 Культурно-массовая деятельность 1 3 4 Всего: 12 60 72 Практическая работа, Защита проекта Практическая работа, Защита проекта Практическая работа, Защита проекта Содержание учебного (тематического) плана Название раздела 1. Вводное занятие 2.Увлекательное строительство 2.1. Строим дом 2.2.Архитектурные объекты вокруг нас 2.3.Лего–интерьер Теория Практика Знакомство. Правила Входной контроль ЗУН поведения в объединении и Центре технического творчества. Инструктаж по технике безопасности. План работы объединения Беседа «Изучение основных элементов дома» Различные виды домов(построек) из Лего конструктора. Беседа: «Здания и сооружения вокруг нас». Знакомство с особенностями строительства объектов разных назначений Беседа об окружающих нас предметах быта, рассмотрение особенностей конструкции некоторых из них Планировать этап постройки. Закрепить основные части конструкции дома– стены, пол, крыша, окна, дверь, фундамент. Конструирование моделей: здания городской инфраструктуры, город будущего, лего-башня и т.п. Конструирование моделей: мебель, предметы быта. Проектирование интерьера комнаты, дачного домика или кафе по выбору воспитанников 6 3.Космическое путешествие Понятие «космос», Конструирование различные планеты моделей: солнечной системы, виды ракета, космического транспорта космические объекты и сооружения 4.Сказки, персонажи Беседа о любимых героях Конструирование любимых книг, сказок, моделей: произведений мультфильмов любимый мультипликационный герой, сюжет из любимой сказки. 5.В мире животных Рассказ о классификации Конструирование животных: дикие и моделей: домашние домашние. Места животные, обитатели обитания животных. лесов Ярославской области. Конструирование мест для домашних животных (ферму). 6. Машины Беседа о различных Конструирование различного видах наземного, моделей: легковые назначения воздушного, морского автомобили, автобус, транспорта, его самолет, вертолёт, предназначении. корабль. 7. Море и его Беседа о морских обитатели (живые и обитателях и объектах. неживые объекты) Конструирование моделей: рыба, рак, морской конёк, подводная лодка. 8. Свободное конструирование Постановка целей и задач Самостоятельное занятия. конструирование моделей. 9. Люди Беседа о различных Конструирование профессиях людей и их моделей по деятельности. профессиям людей. 10. КультурноЗнакомство с Участие в выставках и массовая деятельность Положениями к конкурсах по легоконкурсам. конструированию 7 1.4. Планируемые результаты Ребенок проявляет интерес к моделированию и конструированию, детскому научно-техническому творчеству; У ребенка достаточно хорошо развита творческая активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях; Ребенок обладает развитыми психофизическими качествами (памятью, вниманием, воображением, логическим и аналитическим мышление) У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Ребенок обладает социально-трудовыми компетенциями: трудолюбием, самостоятельностью, умением доводить начатое дело до конца. У ребенка сформированы умения и навыки конструирования: знает и называет детали конструктора лего; умеет работать по схемам и строить сложные постройки; строит постройки по творческому замыслу, по образцу, по инструкции. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью и коммуникативными навыками: умеет вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; может выражать свои мысли и желания; умеет работать в коллективе, в команде, в малой группе (в паре); Проявляет ответственность, поведения, дисциплинирован. обладает культурой 8 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график Возраст Количество Форма детей занятий в реализации Срок неделю/месяц, доп.образования,реализации продолжитель детей ность Подгрупповая, 9 месяцев не более 10 детей 4–6 лет 2/8 занятий 30 мин Количество недель освоения Программы 40 День надели, Руководитель время и место реализации Среда, четверг 15.20-15.50 Корнеева А.И., Кабинет для Педагог доп. дополнитеобразования льного образования 2.2. Условия реализации программы Формы организации обучения дошкольников конструированию С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова: Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации 9 обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений. Программно - методическое обеспечение Методическое 1. Лусс Т.В. Формирование навыков обеспечение (учебно- конструктивно-игровой деятельности у детей с методические пособия, помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный практические пособия и издательский центр ВЛАДОС, 2017. т.д.) с указанием 2. Л.Г. Комарова Строим из LEGO выходных данных (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2016. 3. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное образование. -2008. -No17, 18 (233). –С. 78–85. 4. Фешина Е. В. LEGO конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина. — М.: Сфера, 2015. — 345 с. Учебно-наглядные Презентации по курсу. пособия с указанием Наборы «LEGO», «Лего DUPLO»; инструкционные выходных данных карты сборки изделий; образцы изделий; схемы. 10 Наглядно-дидактические Образцы изделий лего- конструкций; пособия, альбомы, игры фотографии изготовленных моделей с указанием выходных конструкций; карты схемы сборки. данных Технические обучения и средства Интерактивная доска, ноутбук, демонстрационная магнитная доска, Наборы «LEGO» «Лего DUPLO». Для обыгрывания конструкций игрушки (животные, машинки и др.). Материально – техническое обеспечение Вид помещения Оснащение помещения Материалы для непосредственной работы с обучающимися Кабинет доп. Шкаф, стеллаж, столы, Набор «Построй свою образования стулья, ноутбук, историю»; демонстрационная Конструктор "Загородный магнитная доска. домик"; Конструкторы LEGO; инструкционные карты сборки изделий; образцы изделий; схемы. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования квалификационной категории. Корнеева А.И. первой 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей: 1 – вводная (сентябрь); 2 итоговая (май). Уровни усвоения программы оцениваются: Д - Достаточный уровень, БД - Близкий к достаточному уровню, Н - Недостаточный уровень. (Приложение 1.) 11 Критерии оценки Усвоение программы Частичное усвоение (Достаточный (Близкий к достаточному уровень) уровню) Узнает и называет Узнает элементы, но элементы затрудняется с ответом конструктора Проявляет самостоятельность, аккуратность Рекомендации Предложить заучить трудно запоминающиеся элементы Затрудняется в выборе деталей, Предложить чаще проявляет относительный оглядывать свое рабочее уровень в уборке рабочего место места Конфликтно участвует в Предложить настольные коллективном творчестве коллективные игры Плодотворно сотрудничает в коллективе Умение анализировать Затруднение в описании своих Предложить ребенку и обыгрывать свой действий дать краткое описание продукт любимой игрушки Умение работать по Ребенок иногда забывает Предложить схеме пользоваться схемой, а выполнение придумывает свой различных игр и алгоритм действий упражнений на тренировку памяти и внимания 3. Список литературы 1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2017. 2. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2016. 3. Гоголева В. Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4–7 лет /В. Г. Гоголева.-Спб.: «Детствопресс», 2016. –56 с. 4. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное образование. -2008. -No17, 18 (233). –С. 78–85. 12 5. Фешина Е. В. LEGO конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина. — М.: Сфера, 2015. — 345 с. Приложение 1 Диагностическая карта оценки уровня развития конструктивных способностей Ф.И. ребенка Уровни обозначения: Достаточный уровень -1 бал Близкий к достаточному уровень -2 бала Низкий уровень -3 бала 13