Коррекционно-развивающая работа по формированию психологического здоровья детей дошкольного возраста

06.06.2019

Коррекционно-развивающие занятия по формированию психологического здоровья детей дошкольного возраста состоит из четы­рех блоков работы. Каждый блок програм­мы в свою очередь включает в себя четыре раздела, объединенных общей тематикой. В рамках каждого раздела выделены задачи работы с дошкольниками по формированию психологического здоровья.

1-й блок. Овладение детьми языком эмоций

1-й раздел. Мимика.

Задачи:

Развивать умение детей произвольно регулировать движения мышц лица.

Формировать представление дошкольников об изо­бражении эмоциональных состояний (по фотографи­ям, рисункам, схемам).

Расширять представления детей об эмоциях (ра­дость, грусть, удивление, страх, злость, стыд).

Учить детей передавать эмоциональные состояния, используя различные мимические средства.

Учить детей по мимике понимать чувства других людей.

Учить детей помогать сверстникам преодолевать негативные эмоциональные состояния, возникающие в повседневной жизни.

2-й раздел. Пантомимика.

Задачи:

Развивать выразительность движений в пантоми­мике.

Учить распознавать эмоциональные состояния че­ловека по его пантомимике (жестам, позе).

Учить с помощью пантомимики передавать эмо­циональное состояние (радости, грусти, гнева, злости, страха, стыда, удивления).

Учить выражать в жестах определенные физиче­ские состояния (жарко, холодно, тяжело и т. д.).

Учить детей выражать средствами пантомимики внутренние переживания.

3-й раздел. Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

Задачи:

Знакомить детей с различными способами повыше­ния настроения (изодеятельность, игровая деятель­ность).

Учить старших дошкольников приемам релакса­ции.

Учить детей понимать взаимосвязь изменений в природе и настроении человека.

Учить детей передавать положительные эмоции, по­лученные в результате общения с близкими людьми.

Развивать положительные эмоции и учить пре­одолевать конфликтность в общении со сверстни­ками.

Учить детей поднимать настроение своим сверстни­кам и себе в повседневной жизни.

4-й раздел. Обучение детей адекватному выраже­нию эмоций (соответственно ситуации).

Задачи:

Развивать умение детей адекватно выражать свое отношение к партнеру.

Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

Учить детей помогать сверстникам преодолевать чувства, мешающие конструктивно общаться.

Развивать умение детей адекватно выражать нега­тивные чувства.

Развивать у детей умение осознавать собственные чувства,

Формировать умение принимать помощь взрослого и положительно ее оценивать.

2-й блок. Коррекция агрессивности

1-й раздел. Коррекция драчливости у дошколь­ников.

Задачи:

Учить детей открытому проявлению эмоций соци­ально приемлемыми способами.

Учить детей находить альтернативу физическим воздействиям в речи.

Помогать детям осознавать зависимость отношения к ним окружающих от их собственного поведения.

Учить снимать эмоциональное напряжение физиче­скими действиями с неодушевленными предметами (с помощью боксерской груши, подушки).

2-й раздел. Снятие конфликтности в общении детей.

Задачи:

Формировать у дошкольников представление о важности контакта глаз при общении.

Способствовать выражению в рисунке положитель­ного отношения к сверстникам.

Учить детей преодолевать конфликтность при раз­деле сладостей, игрушек.

Способствовать осознанию детьми важности выбора адекватных форм общения.

3-й раздел. Снятие вербальной агрессии.

Задачи:

Учить детей доброжелательно обращаться друг к другу в процессе общения и игры.

Учить детей выделять особенности других людей, быть внимательными к ним.

Показывать значение использования имени в обра­щении к человеку в различных ситуациях.

Учить детей пользоваться различными формами приветствия в повседневной жизни.

Учить детей выражать социально приемлемыми способами вербальную агрессию.

4-й раздел. Преодоление импульсивности.

Задачи:

Развивать произвольное поведение в двигательной деятельности, общении, проявлении эмоций.

Учить детей находить альтернативу конфликтному поведению.

Способствовать преодолению импульсивности в по­вседневной жизни.

Учить детей оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окру­жающими людьми.

3-й блок. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

1-й раздел. Снятие тревожности.

Задачи:

Учить детей снимать психоэмоциональное напря­жение.

Формировать чувство доверия к окружающим. Развивать чувство юмора, оптимистический взгляд на мир.

Способствовать двигательному раскрепощению. Оказывать ребенку психологическую поддержку во всех видах деятельности.

2-й раздел. Коррекция страхов.

Задачи:

Способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.

Формировать у дошкольников уверенность в себе через преодоление ситуаций, связанных с чувством страха.

Развивать умение преодолевать страх общения с не­знакомыми людьми.

Учить выражать в рисунке собственные страхи и преодолевать их.

3-й раздел. Формирование адекватной положи­тельной самооценки.

Задачи:

Способствовать осознанию детьми особенностей своей внешности.

Помогать детям осознавать собственные интересы, вкусы и желания.

Способствовать осознанию детьми необходимости самовоспитания для овладения положительными ка­чествами личности.

Помогать каждому ребенку осознавать свои «силь­ные стороны».

Учить детей отмечать и признавать достоинства своих товарищей.

Способствовать формированию положительной са­мооценки у детей.

4-й раздел. Формирование у детей уверенности в собственных силах.

Задачи:

Формировать у дошкольников адекватное отноше­ние к ошибкам, неудачам.

Учить детей адекватно оценивать свои действия.

Развивать у дошкольников способность говорить о себе, оценивать свои лучшие стороны.

Учить детей планировать свою деятельность для достижения поставленной цели.

Способствовать осознанию важности приложенных усилий для достижения результата.

4-й блок. Формирование социальных навыков у ребенка

1-й раздел. Развитие умения понимать и прини­мать позицию другого человека. Задачи:

Дать представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников.

Дать представление о возможности переживать по­ложительные эмоции от общения с другими людьми.

Развивать умение понимать чувства и переживания другого человека.

Развивать наблюдательность, внимание по отноше­нию к своим товарищам.

Учить детей посредством мимики и пантомимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Развивать чувство сопереживания, желание прий­ти на помощь.

Формировать чувство сопереживания взрослому, умение связать его состояние со своим поведением.

2-й раздел. Овладение коммуникативными на­выками.

Задачи:

Способствовать развитию чувства уважения в обще­нии, привычки пользоваться вежливыми словами.

Способствовать преодолению застенчивости в об­щении.

Учить детей договариваться о совместных дейст­виях.

Формировать чувство ответственности за своих то­варищей.

3-й раздел. Развитие эмпатии.

Задачи:

Побуждать к проявлению сочувствия и сопережи­вания родным и близким людям.

Воспитывать чуткое отношение к окружающим.

Побуждать к проявлению сочувствия к окружаю­щим, переживающим трудные ситуации.

Формировать в сознании детей важность проявле­ния сочувствия к заболевшему товарищу.

Учить детей радоваться самим и разделять чувство радости с другими людьми.

4-й раздел. Развитие дружеских взаимоотноше­ний.

Задачи:

Учить детей различать хорошие и плохие поступки.

Способствовать развитию умения избегать кон­фликтных ситуаций, придерживаясь определенных правил поведения.

Способствовать развитию умений налаживать отно­шения с товарищем после ссоры.

Учить детей сотрудничать со сверстниками в про­цессе деятельности.

Формировать у детей потребность в конструктив­ном поведении в конфликтной ситуации.

Учить выражать дружеские чувства по отношению к сверстникам.

5-й блок. Формирование у дошкольников

нравственного сознания и повеления

1-й раздел. Формирование нравственного сознания

Задачи:

Обучать детей общению со взрослыми в духе добра и взаимопонимания.

Развивать у дошкольников саморегуляцию пове­дения.

Формировать у детей оценочное отношение к по­ступкам.

Формировать у детей представления о важности и полезности совместного воспитания мальчиков и де­вочек.

2-й раздел. Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

Задачи:

Развивать умения оценивать свои поступки и по­ступки товарищей.

Способствовать стремлению детей избавиться от вредных, недостойных привычек.

Обучать пониманию относительности в оценке чув­ства.

3-й раздел. Формирование умений детей конст­руктивно общаться со сверстниками.Хочу такой сайт

Задачи:

Подвести детей к тому, что непонимание людьми чувств друг друга может быть причиной конфлик­тов.

Развивать умение детей конструктивно общаться со сверстниками при недостатке пособий для деятель­ности.

Формировать навыки конструктивного общения в конфликтных ситуациях.

4-й раздел. Развитие взаимопонимания и забот­ливого отношения к близким людям.

Задачи:

Способствовать преодолению трудностей в отноше­ниях с близкими.

Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопе­реживания родным и близким людям.

Формировать осознанное отношение к соблюдению культуры отношений с близкими людьми,

Тематика осуществляемых мероприятий с детьми, воспитателями и родителями логично взаимосвяза­на. Соответственно, в работе психологической службы ДОУ выделяются три основных направления: органи­зация коррекционно-развивающей работы с детьми; занятия с родителями с элементами тренинга и кон­сультирование воспитателей.

Критерием эффективности работы со старшими дошкольниками по программе формирования пси­хологического здоровья является овладение детьми следующими нормами здоровьесберегающего пове­дения:

Умение по выражению глаз определять самочув­ствие человека, его настроение.

Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения.

Умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку.

Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.

Умение словесно выражать свои желания, чув­ства.

Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).

Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям,

Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта.

Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольника­ми: психогимнастические, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные этюды и коррекционно-развивающие упражнения. Особая роль отводится индивидуальным, подгрупповым за­нятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.

Представленный ниже перспективный план рас­крывает работу с детьми старшего дошкольного возраста, но формированию психологического здоровья в течение учебного года.


Перспективный план работы с дошкольниками

по формированию психологического здоровья

Месяц

Неделя

Формы работы с детьми

1

2

3

Октябрь

1

Занятие «Учимся владеть языком эмоций» Упражнение «Повторяй за мной» Игра «Лото настроений» Игра «Кубик»

2

Игра «Расколдуй девочку»

Решение проблемно-практической ситуации «Подними на­строение сверстнику»

3

Этюды «Я так устал», «Остров плакс», «Гневная гиена», «Два сердитых мальчика», «Король-боровик» Игра «Пиктограмма» Упражнение «Покажи, как»

4

Этюды «Страх», «На улице», «Ваське стыдно», «Круглые глаза» Решение проблемно-практической задачи «На качели» Решение проблемно-практической ситуации «Встреча с дру­гом»

Ноябрь

1

Занятие - Сделаем страх смешным» Беседа «Как можно поднять себе настроение» Решение проблемно-практической задачи «Как можно под­нять себе настроение»*

2

Релаксационное упражнение «Цветок» Игра - Поварята-Этюды «Хорошее настроение», «Первый снег»

3

Этюд «Поссорились и помирились» Решение проблемно-практической ситуации «Умей попро­сить о помощи»'

4

Решение проблемно-практических задач «Потерялась».

«Знакомство», «У тебя сломали дом» -

Решение проблемно-практической задачи «Не взяли в игру»*

Декабрь

1

Занятие «Поможем себе победить злость» Упражнения «Выбиваем пыль», «Кулачок» Игры «Взаимоотношения», «Улитка» Решение проблемно-практических ситуаций «Испортился рисунок», «Не досталась игрушка» Решение проблемно-практических задач «Не будем драть­ся», «Помири товарища», «Поприветствуем гостей»"

2

Упражнения - Спина к спине», «Разговор»

Решение проблемно-практических ситуаций «Как поделить

Сладости», - Самая важная профессия-

3

Рисование «Мои друзья»

Упражнение «Опиши своих маму, папу, бабушку, дедушку,

Сестру, брата-..» .

Игра «Я и друзья»

4

Занятие «Доставим радость близким!» Игры «Карлики и великаны». «Возьми себя в руки». «Зам­ри»

Игра «Да» и «нет» не говори» (с различными усложнения­ми, в разных вариантах)"

Январь

2

Беседа «Как можно назвать человека по имени» Упражнения «Стойкий солдатик», «Знакомство»

3

Беседа «Как можно поздороваться» Решение проблемно-практической ситуации «Поприветст­вуем гостей»

. 4

Решение проблемно-практических ситуаций «Я разозлил­ся», «На прогулке» Игра «Я — другой. Мы разные»

Февраль

1

Занятие «Как стать уверенным в себе» Игры «Воробьиная семья», «Брыкающаяся лошадка». «Пчелкины песни» Арттерапия по А.И. Захарову"

Решение проблемно-практической ситуации - Помоги взрос­лому

2

Упражнения «Ладонь в ладонь», «Доверительное падение». «Слепой и поводырь»

3

Этюд «Один дома»

Подвижные игры «Медвежонок», «Мышь и мышеловка»

4

Игра-драматизация «0 храбрых зайчатах, которые думали, что они трусливые» Занятие « - Я такой!»

Март

1

Занятие «Воспитай уверенность в себе» Игры «Имя». «Зеркало» Упражнение «Нарисуй себя»

Решение проблемно-практической ситуации «А вдруг не по­лучится»*

2

Упражнения «Назови свои сильные стороны», "Скажи по-другому» Рисование «Я в будущем»

3

Сочинение сказки о ребенке, не похожем на него. Решение проблемно-практической ситуации «Мои рисунки*

4

Упражнение «Закончи предложение» Рисование «Как мы боремся с трудностями» Решение проблемно-практической ситуации «Я расту»

Апрель

1

Занятие «Как понять другого»

Чтение и анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» -

Творческая игра «Угадай, кто это?»

Игра-драматизация «Кто здесь кто»

Этюд «Уходи»

Упражнения «Отдай!», «Тише!»

2

Игры «Прорви круг». «Нарисуй узор» Решение проблемно-практической ситуации «Упал» Решение проблемно-практической задачи «Почему огорчил­ся папа?»

3

Игры «Слепой и поводырь», «Липучки». «Клеевой дождик»,

«Только вместе»

Беседа «Ты обиду не держи, поскорее расскажи»

4

Упражнения «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Веж­ливые слова»

Решение проблемно-практической ситуации «Присоединись к товарищу», «Присоединись к общему веселью»

Май

1

Занятие «Почему мы обижаем близких нам людей* Игра «Подарок для любимой мамы» Решение проблемно-практических ситуаций «Помоги това­рищу», «Помирись с другом»"

2

Занятие «Учимся общаться друг с другом»

Беседа «Как вести себя, если поссорился?»

Решение проблемно-практической ситуации «Не помог

Маме»

3

Занятие «Я считаю тебя хорошим»

Прослушивание и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Два

Товарища»

Беседа «Как правильно дружить?»

Коллективное рисование «Страна ИКС»

4

Занятие «С кем я дружу»

Рисование с ограниченным количеством карандашей Беседа «Чуткое и внимательное отношение друг к другу» Решение проблемно практической ситуации «Посылка со

Сладостями-

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».