06.06.2019
Коррекционно-развивающие занятия по формированию психологического здоровья детей дошкольного возраста состоит из четырех блоков работы. Каждый блок программы в свою очередь включает в себя четыре раздела, объединенных общей тематикой. В рамках каждого раздела выделены задачи работы с дошкольниками по формированию психологического здоровья.
1-й блок. Овладение детьми языком эмоций
1-й раздел. Мимика.
Задачи:
Развивать умение детей произвольно регулировать движения мышц лица.
Формировать представление дошкольников об изображении эмоциональных состояний (по фотографиям, рисункам, схемам).
Расширять представления детей об эмоциях (радость, грусть, удивление, страх, злость, стыд).
Учить детей передавать эмоциональные состояния, используя различные мимические средства.
Учить детей по мимике понимать чувства других людей.
Учить детей помогать сверстникам преодолевать негативные эмоциональные состояния, возникающие в повседневной жизни.
2-й раздел. Пантомимика.
Задачи:
Развивать выразительность движений в пантомимике.
Учить распознавать эмоциональные состояния человека по его пантомимике (жестам, позе).
Учить с помощью пантомимики передавать эмоциональное состояние (радости, грусти, гнева, злости, страха, стыда, удивления).
Учить выражать в жестах определенные физические состояния (жарко, холодно, тяжело и т. д.).
Учить детей выражать средствами пантомимики внутренние переживания.
3-й раздел. Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций
Задачи:
Знакомить детей с различными способами повышения настроения (изодеятельность, игровая деятельность).
Учить старших дошкольников приемам релаксации.
Учить детей понимать взаимосвязь изменений в природе и настроении человека.
Учить детей передавать положительные эмоции, полученные в результате общения с близкими людьми.
Развивать положительные эмоции и учить преодолевать конфликтность в общении со сверстниками.
Учить детей поднимать настроение своим сверстникам и себе в повседневной жизни.
4-й раздел. Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).
Задачи:
Развивать умение детей адекватно выражать свое отношение к партнеру.
Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
Учить детей помогать сверстникам преодолевать чувства, мешающие конструктивно общаться.
Развивать умение детей адекватно выражать негативные чувства.
Развивать у детей умение осознавать собственные чувства,
Формировать умение принимать помощь взрослого и положительно ее оценивать.
2-й блок. Коррекция агрессивности
1-й раздел. Коррекция драчливости у дошкольников.
Задачи:
Учить детей открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами.
Учить детей находить альтернативу физическим воздействиям в речи.
Помогать детям осознавать зависимость отношения к ним окружающих от их собственного поведения.
Учить снимать эмоциональное напряжение физическими действиями с неодушевленными предметами (с помощью боксерской груши, подушки).
2-й раздел. Снятие конфликтности в общении детей.
Задачи:
Формировать у дошкольников представление о важности контакта глаз при общении.
Способствовать выражению в рисунке положительного отношения к сверстникам.
Учить детей преодолевать конфликтность при разделе сладостей, игрушек.
Способствовать осознанию детьми важности выбора адекватных форм общения.
3-й раздел. Снятие вербальной агрессии.
Задачи:
Учить детей доброжелательно обращаться друг к другу в процессе общения и игры.
Учить детей выделять особенности других людей, быть внимательными к ним.
Показывать значение использования имени в обращении к человеку в различных ситуациях.
Учить детей пользоваться различными формами приветствия в повседневной жизни.
Учить детей выражать социально приемлемыми способами вербальную агрессию.
4-й раздел. Преодоление импульсивности.
Задачи:
Развивать произвольное поведение в двигательной деятельности, общении, проявлении эмоций.
Учить детей находить альтернативу конфликтному поведению.
Способствовать преодолению импульсивности в повседневной жизни.
Учить детей оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми.
3-й блок. Формирование у дошкольников уверенности в себе.
1-й раздел. Снятие тревожности.
Задачи:
Учить детей снимать психоэмоциональное напряжение.
Формировать чувство доверия к окружающим. Развивать чувство юмора, оптимистический взгляд на мир.
Способствовать двигательному раскрепощению. Оказывать ребенку психологическую поддержку во всех видах деятельности.
2-й раздел. Коррекция страхов.
Задачи:
Способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
Формировать у дошкольников уверенность в себе через преодоление ситуаций, связанных с чувством страха.
Развивать умение преодолевать страх общения с незнакомыми людьми.
Учить выражать в рисунке собственные страхи и преодолевать их.
3-й раздел. Формирование адекватной положительной самооценки.
Задачи:
Способствовать осознанию детьми особенностей своей внешности.
Помогать детям осознавать собственные интересы, вкусы и желания.
Способствовать осознанию детьми необходимости самовоспитания для овладения положительными качествами личности.
Помогать каждому ребенку осознавать свои «сильные стороны».
Учить детей отмечать и признавать достоинства своих товарищей.
Способствовать формированию положительной самооценки у детей.
4-й раздел. Формирование у детей уверенности в собственных силах.
Задачи:
Формировать у дошкольников адекватное отношение к ошибкам, неудачам.
Учить детей адекватно оценивать свои действия.
Развивать у дошкольников способность говорить о себе, оценивать свои лучшие стороны.
Учить детей планировать свою деятельность для достижения поставленной цели.
Способствовать осознанию важности приложенных усилий для достижения результата.
4-й блок. Формирование социальных навыков у ребенка
1-й раздел. Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека. Задачи:
Дать представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников.
Дать представление о возможности переживать положительные эмоции от общения с другими людьми.
Развивать умение понимать чувства и переживания другого человека.
Развивать наблюдательность, внимание по отношению к своим товарищам.
Учить детей посредством мимики и пантомимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
Развивать чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Формировать чувство сопереживания взрослому, умение связать его состояние со своим поведением.
2-й раздел. Овладение коммуникативными навыками.
Задачи:
Способствовать развитию чувства уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
Способствовать преодолению застенчивости в общении.
Учить детей договариваться о совместных действиях.
Формировать чувство ответственности за своих товарищей.
3-й раздел. Развитие эмпатии.
Задачи:
Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
Воспитывать чуткое отношение к окружающим.
Побуждать к проявлению сочувствия к окружающим, переживающим трудные ситуации.
Формировать в сознании детей важность проявления сочувствия к заболевшему товарищу.
Учить детей радоваться самим и разделять чувство радости с другими людьми.
4-й раздел. Развитие дружеских взаимоотношений.
Задачи:
Учить детей различать хорошие и плохие поступки.
Способствовать развитию умения избегать конфликтных ситуаций, придерживаясь определенных правил поведения.
Способствовать развитию умений налаживать отношения с товарищем после ссоры.
Учить детей сотрудничать со сверстниками в процессе деятельности.
Формировать у детей потребность в конструктивном поведении в конфликтной ситуации.
Учить выражать дружеские чувства по отношению к сверстникам.
5-й блок. Формирование у дошкольников
нравственного сознания и повеления
1-й раздел. Формирование нравственного сознания
Задачи:
Обучать детей общению со взрослыми в духе добра и взаимопонимания.
Развивать у дошкольников саморегуляцию поведения.
Формировать у детей оценочное отношение к поступкам.
Формировать у детей представления о важности и полезности совместного воспитания мальчиков и девочек.
2-й раздел. Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.
Задачи:
Развивать умения оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Способствовать стремлению детей избавиться от вредных, недостойных привычек.
Обучать пониманию относительности в оценке чувства.
3-й раздел. Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками.
Задачи:
Подвести детей к тому, что непонимание людьми чувств друг друга может быть причиной конфликтов.
Развивать умение детей конструктивно общаться со сверстниками при недостатке пособий для деятельности.
Формировать навыки конструктивного общения в конфликтных ситуациях.
4-й раздел. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.
Задачи:
Способствовать преодолению трудностей в отношениях с близкими.
Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
Формировать осознанное отношение к соблюдению культуры отношений с близкими людьми,
Тематика осуществляемых мероприятий с детьми, воспитателями и родителями логично взаимосвязана. Соответственно, в работе психологической службы ДОУ выделяются три основных направления: организация коррекционно-развивающей работы с детьми; занятия с родителями с элементами тренинга и консультирование воспитателей.
Критерием эффективности работы со старшими дошкольниками по программе формирования психологического здоровья является овладение детьми следующими нормами здоровьесберегающего поведения:
Умение по выражению глаз определять самочувствие человека, его настроение.
Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения.
Умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку.
Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.
Умение словесно выражать свои желания, чувства.
Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).
Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям,
Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта.
Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психогимнастические, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные этюды и коррекционно-развивающие упражнения. Особая роль отводится индивидуальным, подгрупповым занятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.
Представленный ниже перспективный план раскрывает работу с детьми старшего дошкольного возраста, но формированию психологического здоровья в течение учебного года.
Перспективный план работы с дошкольниками
по формированию психологического здоровья
Месяц | Неделя | Формы работы с детьми |
1 | 2 | 3 |
Октябрь
| 1 | Занятие «Учимся владеть языком эмоций» Упражнение «Повторяй за мной» Игра «Лото настроений» Игра «Кубик» |
2 | Игра «Расколдуй девочку» Решение проблемно-практической ситуации «Подними настроение сверстнику» | |
3 | Этюды «Я так устал», «Остров плакс», «Гневная гиена», «Два сердитых мальчика», «Король-боровик» Игра «Пиктограмма» Упражнение «Покажи, как» | |
4 | Этюды «Страх», «На улице», «Ваське стыдно», «Круглые глаза» Решение проблемно-практической задачи «На качели» Решение проблемно-практической ситуации «Встреча с другом» | |
Ноябрь | 1 | Занятие - Сделаем страх смешным» Беседа «Как можно поднять себе настроение» Решение проблемно-практической задачи «Как можно поднять себе настроение»* |
2 | Релаксационное упражнение «Цветок» Игра - Поварята-Этюды «Хорошее настроение», «Первый снег» | |
3 | Этюд «Поссорились и помирились» Решение проблемно-практической ситуации «Умей попросить о помощи»' | |
4 | Решение проблемно-практических задач «Потерялась». «Знакомство», «У тебя сломали дом» - Решение проблемно-практической задачи «Не взяли в игру»* | |
Декабрь | 1 | Занятие «Поможем себе победить злость» Упражнения «Выбиваем пыль», «Кулачок» Игры «Взаимоотношения», «Улитка» Решение проблемно-практических ситуаций «Испортился рисунок», «Не досталась игрушка» Решение проблемно-практических задач «Не будем драться», «Помири товарища», «Поприветствуем гостей»" |
2 | Упражнения - Спина к спине», «Разговор» Решение проблемно-практических ситуаций «Как поделить Сладости», - Самая важная профессия- | |
3 | Рисование «Мои друзья» Упражнение «Опиши своих маму, папу, бабушку, дедушку, Сестру, брата-..» . Игра «Я и друзья» | |
4 | Занятие «Доставим радость близким!» Игры «Карлики и великаны». «Возьми себя в руки». «Замри» Игра «Да» и «нет» не говори» (с различными усложнениями, в разных вариантах)" | |
Январь | 2 | Беседа «Как можно назвать человека по имени» Упражнения «Стойкий солдатик», «Знакомство» |
3 | Беседа «Как можно поздороваться» Решение проблемно-практической ситуации «Поприветствуем гостей» | |
. 4 | Решение проблемно-практических ситуаций «Я разозлился», «На прогулке» Игра «Я — другой. Мы разные» | |
Февраль | 1 | Занятие «Как стать уверенным в себе» Игры «Воробьиная семья», «Брыкающаяся лошадка». «Пчелкины песни» Арттерапия по А.И. Захарову" Решение проблемно-практической ситуации - Помоги взрослому |
2 | Упражнения «Ладонь в ладонь», «Доверительное падение». «Слепой и поводырь» | |
3 | Этюд «Один дома» Подвижные игры «Медвежонок», «Мышь и мышеловка» | |
4 | Игра-драматизация «0 храбрых зайчатах, которые думали, что они трусливые» Занятие « - Я такой!» | |
Март | 1 | Занятие «Воспитай уверенность в себе» Игры «Имя». «Зеркало» Упражнение «Нарисуй себя» Решение проблемно-практической ситуации «А вдруг не получится»* |
2 | Упражнения «Назови свои сильные стороны», "Скажи по-другому» Рисование «Я в будущем» | |
3 | Сочинение сказки о ребенке, не похожем на него. Решение проблемно-практической ситуации «Мои рисунки* | |
4 | Упражнение «Закончи предложение» Рисование «Как мы боремся с трудностями» Решение проблемно-практической ситуации «Я расту» | |
Апрель | 1 | Занятие «Как понять другого» Чтение и анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» - Творческая игра «Угадай, кто это?» Игра-драматизация «Кто здесь кто» Этюд «Уходи» Упражнения «Отдай!», «Тише!» |
2 | Игры «Прорви круг». «Нарисуй узор» Решение проблемно-практической ситуации «Упал» Решение проблемно-практической задачи «Почему огорчился папа?» | |
3 | Игры «Слепой и поводырь», «Липучки». «Клеевой дождик», «Только вместе» Беседа «Ты обиду не держи, поскорее расскажи» | |
4 | Упражнения «Сделаем по кругу друг другу подарок», «Вежливые слова» Решение проблемно-практической ситуации «Присоединись к товарищу», «Присоединись к общему веселью» | |
Май | 1 | Занятие «Почему мы обижаем близких нам людей* Игра «Подарок для любимой мамы» Решение проблемно-практических ситуаций «Помоги товарищу», «Помирись с другом»" |
2 | Занятие «Учимся общаться друг с другом» Беседа «Как вести себя, если поссорился?» Решение проблемно-практической ситуации «Не помог Маме» | |
3 | Занятие «Я считаю тебя хорошим» Прослушивание и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Два Товарища» Беседа «Как правильно дружить?» Коллективное рисование «Страна ИКС» | |
4 | Занятие «С кем я дружу» Рисование с ограниченным количеством карандашей Беседа «Чуткое и внимательное отношение друг к другу» Решение проблемно практической ситуации «Посылка со Сладостями- |