06.06.2019
Не менее важным является и гибкий оздоровительный режим дня, разработанный в детском саду, предусматривающий вариативность всех режимных моментов, сохраняет общую продолжительность основных компонентов, носит в целом динамичный характер. Включает стереотипно повторяющиеся оздоровительные и профилактические мероприятия, перечисленные ранее, которые объединены игровым содержанием и названы «Минутками здоровья» (минутки здоровья, минутки социально-эмоциональной направленности и т.д.). Режим дня строится с учетом индивидуального подхода, возраста детей, в зависимости от сезона и погодных условий.
Время | Содержание | Время | |||
Первая половина дня | |||||
Утренний прием детей на воздухе | Индивидуальная работа, упражнения в основных видах движений (равновесие, упражнения с мячом, скакалкой/метание предметов) | 7.30-8.00 | |||
Минутка здоровья | Дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, «Хатха-йога») | 5 минут | |||
Гигиенические процедуры | Осмотр медицинской сестрой. Гигиенические процедуры: раздевание, мытье рук, умывание прохладной водой перед приемом пищи. Ароматерапия (вдыхание фитонцидов: лук, чеснок, масла) | 8.05-8.15 | |||
Подготовка к завтраку завтрак | Сервировка стола, прием пищи | 8.15-8.55 | |||
| Полоскание рта после каждого приема пищи | 8.55-9.00 | |||
Минутка здоровья | Гимнастика мозга П. Деннисона | 5 минут | |||
Непосредственно образовательная деятельность | НОД с элементами гимнастики для глаз и физминутками (по М. Норбекову). Двигательная разминка между занятиями (ритмические упражнения игрового характера) | 9.05-10.30 7-10 минут | |||
Минутка шалости | Имитационные игры по, желанию детей | 7 минут | |||
Минутка здоровья | Восстановительная гимнастика (психогимнастика, восточная гимнастика). Профилактика заболеваний горла (по В.Т. Кудрявцеву) | 3 минуты | |||
Компоненты режима | Содержание | Время | |||
Прогулка (проветривание) Минутка открытий | После статических занятий — оздоровительный бег + дыхательная гимнастика (традиционная) + игры высокой подвижности (с бегом, прыжками). После динамических занятий — оздоровительная ходьба + гимнастика для глаз (наблюдение за явлениями природы) + игры средней степени подвижности (в кругу, на равновесие, внимание, координацию).Самостоятельная игровая деятельность. Деревотерапия (прикоснись к березе...) | 10.30-12.20 3-5 минут | |||
Возвращение с прогулки | Гигиенические процедуры: раздевание, мытье рук, умывание | 12.00-12.20 | |||
Минутка здоровья | Пальчиковая гимнастика (речевые игры, с различными предметами, комплекс упражнений В.В. Крючкова и ВШ. Зуева на поверхности стола) | 3 минуты | |||
Минутка добра | Чтение стихов, Слушание музыки, дружеское общение
| 10 минут | |||
Подготовка к обеду, обед Минутки доброго чтения | Сервировка стола, прием пищи. Самостоятельная деятельность. Чтение и декламирование детских произведений | 12.30-13.20 | |||
Компоненты режима | Содержание | Время | |||
Гигиенические процедуры | Физиолечение по назначению врача. Полоскание рта, массаж горла. Фитотерапия. Ходьба босиком | 13.20-13.30 | |||
Подготовка ко сну Минутка поэзии | Музыкальная терапия | 13.30-13.40 | |||
Дневной сон | Сон без подушек (на правом боку, спине) и без маек | 13.40-15.00 | |||
Вторая половина дня | |||||
Постепенный подъем | Сюжетно-игровая гимнастика после сна (по Н.Н. Ефименко). Самомассаж стоп (поколачивающий, аурикулярный, точечный). Ходьба по рефлексогенным дорожкам. Тренирующая игровая дорожка (полоса препятствий: ползание, прыжки, с оббеганием предметов и др.). Закаливание (воздушные контрастные ванны, дорожка здоровья, обширное умывание) | 15.00-15.25 | |||
Самостоятельная деятельность Минутки фантазии | Совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей (нетрадиционные формы) Индивидуальные игры: сюжетно-ролевые, настольно-печатные, строительные. Самостоятельные игры-фантазии | ||||
Подготовка к ужину, ужин | Прием пищи, полоскание рта | 15.55-16.30 | |||
Минутка здоровья | Танцы в кругу, кинезотерапия (терапия движением). Артикуляционная гимнастика. Игры, которые лечат | 5-10 минут | |||
Прогулка | Дифференцированные игры и спортивные упражнения с использованием полосы препятствий (мальчики — на силу, точность,-девочки — на координацию, осанку). Самостоятельная игровая деятельность (игры средней и малой подвижности). Индивидуальное двигательное задание для развития основных движений | 16.40-18.00 | |||
Содержание игровых минуток
«Гимнастика мозга»включает следующие упражнения для развития межполушарного взаимодействия (Поль Деннисон):
Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.
Упражнение «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 сменных позиций
Упражнение «Ухо — нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Артикуляционная гимнастика«Веселый язычок» состоит из комплекса артикуляционных упражнений в стихотворной форме на каждый день:
Язычок наш нездоров, но не нужно докторов,
Будем мы его лечить — упражнения учить.
(Статические упражнения для языка)
«Птенчики»:
Ротик широко открыт: там язык спокойно спит.
Сделаем так 10 раз — Посмотрите-ка на нас.
(Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости)
«Лопаточка»:
На нижней губе лежит, загорает широкий язык,
Он заботы не знает, лежит 6н спокойно, свободен и смел,
Но спрячем язык, чтобы он не сгорел.
(Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе)
«Чашечка»:
Язык широкий положи, его края приподними —
Выйдет чашечка у нас, для компота — в самый раз!
(Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов)
Для снятия напряжения после занятий проводится «Восстановительная гимнастика» (длительность 1 мин.):
1. Быстро потереть ладони — 5 сек.
2. Быстро потереть разогретыми теплыми фальцами щеки — 5 сек.
3. Постучать кончиками пальцев по макушке.
4. Сжать кисть в расслабленный кулак и энергично поглаживать внутреннюю и внешнюю стороны предплечья — 3-4 раза.
5. Осторожно нажать на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцем — 3 раза.
6. Большим пальцем нажать на впадину на основании черепа (у места соединения головы с позвоночником), посчитать до трех и отпустить — повторить 3 раза.
Массаж рефлекторных зон ног
• сжать большим и указательным пальцем, плотно захватить ахиллово сухожилие, сдавить и отпустить — по 3 раза на каждой ноге;
• раскрытой ладонью похлопать ногу спереди, сбоку и сзади, от ступни до коленного сустава — 2-3 раза.
Элементы кинезотерапии, преобладающие в «Танцах в кругу», объединяют в себе и физическую, и эмоциональную направленность. Круг — это самая комфортная пространственная форма для организации психологических контактов. Ребенку важно быть в «центре событий», чтобы все лица были обращены к нему. Происходит реабилитация личности и обращение к танцевальному опыту прошлого. В детском саду активно используются: «Танец с приветствиями», «Танец с хлопками», «Детский круг» и другие.
Учитывая силу воздействия искусства на общее состояние и настроение человека и его благотворное влияние на здоровье, в оздоровительный режим введены минутки социально-эмоциональной направленности:
«Минутки открытий» проходят в форме созерцания предметов или явлений природы, где дети замечают удивительное в простом («Волшебный лепесток», «Задумчивая веточка», «Загадочные облака», «Каменные секреты», «Любопытные листочки»). Особое внимание обращается на форму, цвет, необычность строения, сочетание линий, смену колорита. Детям предлагается поделиться впечатлениями о возникающих при созерцании образах (присутствует поэтическое и музыкальное сопровождение).
«Минутки фантазии» построены на различной тематике, в зависимости от образовательной ситуации, направлены на преображение действительности («Детская комната моей мечты», «Чудо-дерево», «Уголок радости» и др.).
«Минутки доброго чтения» включают элемент библиотерапии как самый доступный из всех видов эстетотерапии, он гармонично дополняет другие виды оздоровления детей посредством слова. В зависимости от характера поведения слушается успокаивающая литература. Для гиперактивных детей — стихи и проза о любви, доброте, милосердии, природе (М. Пришвин, В. Бианки, И. Токмакова, О. Дриз, Г. Сапгир, Я. Аким), гипоактивным детям — литература, стимулирующая эмоциональные переживания (Б. Заходер, Д. Хармс, В. Лунин, С. Маршак).
«Минутки добра»помогаютребенку самому, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения расстаться с привычками, мешающими ему и другим, осознать свои поведенческие проблемы и изменить восприятие себя. Постепенно понятие доброты становится основой во взаимоотношениях между детьми и взрослыми, целебное воздействие добра наполняет ребенка новыми переживаниями.
Прикоснись ко мне добротой —
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.
«Минутка добра» включает в себя стихи, музыкальные произведения, иллюстрации, дружеские шаржи, комплименты, маленькие подарки, приятные вещи. Примером такой «минутки» может служить беседа «Огонь сердца».
«Весна — время огня. Огонь солнца, огонь пробуждения жизни зажигает в наших сердцах огоньки радости, добра и надежды, на душе становится теплее и светлее». Воспитатель рассматривает с детьми пламя свечи, его цвета и оттенки, предлагает почувствовать его тепло. Спрашивает у детей, живет лив них огонек и где? Рассказывает им о людях с «огненным» сердцем. Хорошим примером «огненного» сердца может быть сказка о Данко, который своим сердцем осветил людям путь и помог выбраться из лесного мрака на белый свет.
«Минутки шалости» будят двигательное воображение — основу творческой осмысленной моторики, что обеспечивает одушевление детских движений. Мир движений открывается детям не как особая «необыденная» действительность, а как специальная «культура». Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связаны с развитием у детей выразительных движений и являются основой физической культуры, а значит — и здоровья. В целях развития двигательного воображения и выразительности движений в режим дня вводятся имитационные игры и упражнения. Имитируя различные движения, ребенок естественно «преображается». Не надо объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие специфичные черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок пластично выгибает спину, как кошечка или собачка, ползает на коленках, прыгает, как зайчик, переваливается, как медведь, и т.д. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, распложенные на коленях, локтях и пальцах. При этом ребенок играет с собственным телом. Он мнет, разглаживает, «лепит» тело, словно ваятель, как бы заново создавая его «по законам красоты». Конкретные задачи таких игр и упражнений связаны с профилактикой простудных заболеваний, снятием стрессов, закаливанием и т. д. При отборе содержания имитационных игр используется литературный материал, произведения фольклора, вымышленные и реальные, взятые из повседневной жизни сюжеты.
«Представьте себе» (игра на имитацию движений с проговариванием):
— Представьте себе, что вы — маленькие зайчики.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так!
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Скок-скок, скок-скок!
Надо зайке поскакать.
Дети имитируют движения и проговаривают вместе с воспитателем слова стихотворения.
«Доктор Айболит» (игра на имитацию голоса с использованием пальчикового театра):
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
В роли доктора — педагог. На нем белый халат, шапочка, в кармане — трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик. По ходу игры педагог (Айболит) задает вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру.
Также используется арсеналигр на имитацию заданных движений:
• Пройти, как красная девица (гордо подняв голову, опустив глаза, плавно, как лебедушка).
Пройти, как добрый молодец (расправив плечи, руки в боки, твердо
• вышагивая). Л
• Пройти, как девица с коромыслом (положив руки на воображаемое коромысло, идти медленно, стараясь не расплескать воду).
• Пройти, как добрый молодец с красной девицей под руку по деревне (в руках у мальчика воображаемая гармонь или балалайка).
«Как варили суп»:
• Правой рукою чищу картошку, шкуру снимаю с нее понемножку.
• Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно, мою.
• Ножом проведу в ее середине, разрежу картошку на две половинки.
• Правой рукою ножик дер^су и на кусочки картошку крошу.
Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
• Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
• Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.
• Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.
• Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.,
• Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
• Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.
— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят» (под звуки русской народной плясовой мелодии).
«Минутки открытий»дают детям возможность познания и удивления, используются нетрадиционные приемы деревотерапии. Деревья обладают положительной биоэнергией. Японские ученые-натуропаты считают, что для того, чтобы быть здоровым, человеку необходимо ежегодно проводить в лесу 250 часов. В природе нет ничего лишнего и случайного, деревья — это терпеливые и могучие природные целители.
Дуб, береза, сосна, каштан, ясень, липа, ива для многих людей обладают стойким «заряжающим» эффектом. Поэтому прикосновение к деревьям носят успокаивающий характер.
Организация процесса ухода детей домой, придуманного педагогами детского сада, основана на использовании элементов логоритмики и помогает сохранить эмоциональный настрой до следующей встречи.
Раз, два, три — (Трехкратноерукопожатие.)
В глаза мне посмотри. (Чередование ударов кулачками: сверху,снизу.)
Мы простимся до утра, (Перекрестные удары по ладошкам.)
Нам уже домой пора. («Бег пальчиками» по рукам партнера,от запястья к плечам, в конце —легкий хлопок по плечам.)