«Минутки здоровья»

06.06.2019

Не менее важным является и гибкий оздоровительный режим дня, разработанный в детском саду, предусматривающий вариативность всех режимных моментов, сохраняет общую продолжительность основных компонентов, носит в целом динамичный характер. Включает стереотипно повторяющиеся оздоровительные и профилактические мероприятия, перечисленные ранее, которые объединены игровым содержанием и названы «Минутками здоровья» (минутки здоровья, минутки социально-эмоциональной направленности и т.д.). Режим дня строится с учетом индивидуального подхода, возраста детей, в зависимости от сезона и погодных условий.

Время

Содержание

Время

Первая половина дня

Утренний прием детей на воздухе

Индивидуальная работа, упражнения в основ­ных видах движений (равновесие, упражнения с мячом, скакалкой/метание предметов)

7.30-8.00

Минутка здоровья

Дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрель­никовой, К.П. Бутейко, «Хатха-йога»)

5 минут

Гигиенические процедуры

Осмотр медицинской сестрой.

Гигиенические процедуры: раздевание, мытье рук, умывание прохладной водой перед приемом пищи.

Ароматерапия (вдыхание фитонцидов: лук, чес­нок, масла)

8.05-8.15

Подготовка к завтраку завтрак

Сервировка стола, прием пищи

8.15-8.55

Полоскание рта после каждого приема пищи

8.55-9.00

Минутка здоровья

Гимнастика мозга П. Деннисона

5 минут

Непосредственно образовательная деятельность

НОД с элементами гимнастики для глаз и физминутками (по М. Норбекову).

Двигательная разминка между занятиями (рит­мические упражнения игрового характера)

9.05-10.30

7-10 ми­нут

Минутка шалости

Имитационные игры по, желанию детей

7 минут

Минутка здоровья

Восстановительная гимнастика (психогимна­стика, восточная гимнастика).

Профилактика заболеваний горла (по В.Т. Ку­дрявцеву)

3 минуты

Компоненты режима

Содержание

Время

Прогулка (проветривание) Минутка откры­тий

После статических занятий — оздоровительный бег + дыхательная гимнастика (традиционная) + игры высокой подвижности (с бегом, прыжками). После динамических занятий — оздоровитель­ная ходьба + гимнастика для глаз (наблюдение за явлениями природы) + игры средней степени подвижности (в кругу, на равновесие, внимание, координацию).Самостоятельная игровая деятельность.

Деревотерапия (прикоснись к березе...)

10.30-12.20 3-5 минут

Возвращение с про­гулки

Гигиенические процедуры: раздевание, мытье рук, умывание

12.00-12.20

Минутка здоровья

Пальчиковая гимнастика (речевые игры, с раз­личными предметами, комплекс упражнений В.В. Крючкова и ВШ. Зуева на поверхности стола)

3 минуты

Минутка добра

Чтение стихов, Слушание музыки, дружеское общение

10 минут

Подготовка к обеду, обед

Минутки доброго чтения

Сервировка стола, прием пищи. Самостоятельная деятельность.

Чтение и декламирование детских произведений

12.30-13.20

Компоненты режима

Содержание

Время

Гигиенические

процедуры

Физиолечение по назначению врача. Полоскание рта, массаж горла. Фитотерапия.

Ходьба босиком

13.20-13.30

Подготовка ко сну Минутка поэзии

Музыкальная терапия

13.30-13.40

Дневной сон

Сон без подушек (на правом боку, спине) и без маек

13.40-15.00

Вторая половина дня

Постепенный подъ­ем

Сюжетно-игровая гимнастика после сна (по Н.Н. Ефименко).

Самомассаж стоп (поколачивающий, аурику­лярный, точечный).

Ходьба по рефлексогенным дорожкам. Тренирующая игровая дорожка (полоса препят­ствий: ползание, прыжки, с оббеганием предме­тов и др.).

Закаливание (воздушные контрастные ванны, дорожка здоровья, обширное умывание)

15.00-15.25

Самостоятельная деятельность

Минутки фантазии

Совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей (нетрадиционные формы)

Индивидуальные игры: сюжетно-ролевые, настольно-печатные, строительные. Самостоятельные игры-фантазии

15.25-15.55

Подготовка к ужину, ужин

Прием пищи, полоскание рта

15.55-16.30

Минутка здоровья

Танцы в кругу, кинезотерапия (терапия движе­нием).

Артикуляционная гимнастика.

Игры, которые лечат

5-10 минут

Прогулка

Дифференцированные игры и спортивные упраж­нения с использованием полосы препятствий (мальчики — на силу, точность,-девочки — на ко­ординацию, осанку).

Самостоятельная игровая деятельность (игры средней и малой подвижности). Индивидуальное двигательное задание для раз­вития основных движений

16.40-18.00

Содержание игровых минуток

«Гимнастика мозга»включает следующие упражнения для разви­тия межполушарного взаимодействия (Поль Деннисон):

Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.

Упражнение «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет по­ложение правой и левой рук в течение 6-8 сменных позиций

Упражнение «Ухо — нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Артикуляционная гимнастика«Веселый язычок» состоит из ком­плекса артикуляционных упражнений в стихотворной форме на каж­дый день:

Язычок наш нездоров, но не нужно докторов,

Будем мы его лечить — упражнения учить.

(Статические упражнения для языка)

«Птенчики»:

Ротик широко открыт: там язык спокойно спит.

Сделаем так 10 раз — Посмотрите-ка на нас.

(Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости)

«Лопаточка»:

На нижней губе лежит, загорает широкий язык,

Он заботы не знает, лежит 6н спокойно, свободен и смел,

Но спрячем язык, чтобы он не сгорел.

(Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе)

«Чашечка»:

Язык широкий положи, его края приподними —

Выйдет чашечка у нас, для компота — в самый раз!

(Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов)

Для снятия напряжения после занятий проводится «Восстанови­тельная гимнастика» (длительность 1 мин.):

1. Быстро потереть ладони — 5 сек.

2. Быстро потереть разогретыми теплыми фальцами щеки — 5 сек.

3. Постучать кончиками пальцев по макушке.

4. Сжать кисть в расслабленный кулак и энергично поглаживать внутреннюю и внешнюю стороны предплечья — 3-4 раза.

5. Осторожно нажать на щитовидную железу (ниже кадыка) боль­шим и указательным пальцем — 3 раза.

6. Большим пальцем нажать на впадину на основании черепа (у места соединения головы с позвоночником), посчитать до трех и отпустить — повторить 3 раза.

Массаж рефлекторных зон ног

сжать большим и указательным пальцем, плотно захватить ахиллово сухожилие, сдавить и отпустить — по 3 раза на каж­дой ноге;

раскрытой ладонью похлопать ногу спереди, сбоку и сзади, от ступни до коленного сустава — 2-3 раза.

Элементы кинезотерапии, преобладающие в «Танцах в кругу», объединяют в себе и физическую, и эмоциональную направленность. Круг — это самая комфортная пространственная форма для органи­зации психологических контактов. Ребенку важно быть в «центре со­бытий», чтобы все лица были обращены к нему. Происходит реаби­литация личности и обращение к танцевальному опыту прошлого. В детском саду активно используются: «Танец с приветствиями», «Та­нец с хлопками», «Детский круг» и другие.

Учитывая силу воздействия искусства на общее состояние и на­строение человека и его благотворное влияние на здоровье, в оздоро­вительный режим введены минутки социально-эмоциональной на­правленности:

«Минутки открытий» проходят в форме созерцания предметов или явлений природы, где дети замечают удивительное в простом («Волшебный лепесток», «Задумчивая веточка», «Загадочные обла­ка», «Каменные секреты», «Любопытные листочки»). Особое внима­ние обращается на форму, цвет, необычность строения, сочетание ли­ний, смену колорита. Детям предлагается поделиться впечатлениями о возникающих при созерцании образах (присутствует поэтическое и музыкальное сопровождение).

«Минутки фантазии» построены на различной тематике, в зави­симости от образовательной ситуации, направлены на преображение действительности («Детская комната моей мечты», «Чудо-дерево», «Уголок радости» и др.).

«Минутки доброго чтения» включают элемент библиотерапии как самый доступный из всех видов эстетотерапии, он гармонич­но дополняет другие виды оздоровления детей посредством слова. В зависимости от характера поведения слушается успокаивающая литература. Для гиперактивных детей — стихи и проза о любви, до­броте, милосердии, природе (М. Пришвин, В. Бианки, И. Токмакова, О. Дриз, Г. Сапгир, Я. Аким), гипоактивным детям — литерату­ра, стимулирующая эмоциональные переживания (Б. Заходер, Д. Хармс, В. Лунин, С. Маршак).

«Минутки добра»помогаютребенку самому, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения расстать­ся с привычками, мешающими ему и другим, осознать свои поведенческие проблемы и изменить восприятие себя. Постепенно понятие доброты становится основой во взаимоотношениях между детьми и взрослыми, целебное воздействие добра наполняет ребенка новыми переживаниями.

Прикоснись ко мне добротой —

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой.

«Минутка добра» включает в себя стихи, музыкальные произве­дения, иллюстрации, дружеские шаржи, комплименты, маленькие по­дарки, приятные вещи. Примером такой «минутки» может служить беседа «Огонь сердца».

«Весна — время огня. Огонь солнца, огонь пробуждения жизни зажигает в наших сердцах огоньки радости, добра и надежды, на душе становится теплее и светлее». Воспитатель рассматривает с детьми пламя свечи, его цвета и оттенки, предлагает почувствовать его тепло. Спрашивает у детей, живет лив них огонек и где? Рассказывает им о людях с «огненным» сердцем. Хорошим примером «огненного» серд­ца может быть сказка о Данко, который своим сердцем осветил людям путь и помог выбраться из лесного мрака на белый свет.

«Минутки шалости» будят двигательное воображение — осно­ву творческой осмысленной моторики, что обеспечивает одушев­ление детских движений. Мир движений открывается детям не как особая «необыденная» действительность, а как специальная «куль­тура». Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связаны с развитием у детей выразительных движений и являются основой физической культуры, а значит — и здоровья. В целях развития двигательного воображения и вырази­тельности движений в режим дня вводятся имитационные игры и упражнения. Имитируя различные движения, ребенок естественно «преображается». Не надо объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие специфичные черты. Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок пластично выгибает спину, как кошечка или собач­ка, ползает на коленках, прыгает, как зайчик, переваливается, как медведь, и т.д. В этот момент «включаются» все биоактивные точки и зоны, распложенные на коленях, локтях и пальцах. При этом ребенок играет с собственным телом. Он мнет, разглаживает, «лепит» тело, словно ваятель, как бы заново создавая его «по законам красоты». Конкретные задачи таких игр и упражнений связаны с профилакти­кой простудных заболеваний, снятием стрессов, закаливанием и т. д. При отборе содержания имитационных игр используется литератур­ный материал, произведения фольклора, вымышленные и реальные, взятые из повседневной жизни сюжеты.

«Представьте себе» (игра на имитацию движений с проговариванием):

— Представьте себе, что вы — маленькие зайчики.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит:

Вот так, вот так!

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать:

Скок-скок, скок-скок!

Надо зайке поскакать.

Дети имитируют движения и проговаривают вместе с воспитате­лем слова стихотворения.

«Доктор Айболит» (игра на имитацию голоса с использованием пальчикового театра):

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

В роли доктора — педагог. На нем белый халат, шапочка, в карма­не — трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик. По ходу игры педагог (Айболит) задает вопро­сы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру.

Также используется арсеналигр на имитацию заданных движе­ний:

Пройти, как красная девица (гордо подняв голову, опустив гла­за, плавно, как лебедушка).

Пройти, как добрый молодец (расправив плечи, руки в боки, твердо

вышагивая). Л

Пройти, как девица с коромыслом (положив руки на вообража­емое коромысло, идти медленно, стараясь не расплескать воду).

Пройти, как добрый молодец с красной девицей под руку по деревне (в руках у мальчика воображаемая гармонь или балалайка).

«Как варили суп»:

Правой рукою чищу картошку, шкуру снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно, мою.

Ножом проведу в ее середине, разрежу картошку на две половинки.

Правой рукою ножик дер^су и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.,

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.

— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображае­мые тарелки и «едят» (под звуки русской народной плясовой мело­дии).

«Минутки открытий»дают детям возможность познания и удив­ления, используются нетрадиционные приемы деревотерапии. Деревья обладают положительной биоэнергией. Японские ученые-натуропаты считают, что для того, чтобы быть здоровым, человеку необходимо ежегодно проводить в лесу 250 часов. В природе нет ничего лишнего и случайного, деревья — это терпеливые и могучие природные целители.

Дуб, береза, сосна, каштан, ясень, липа, ива для многих людей обла­дают стойким «заряжающим» эффектом. Поэтому прикосновение к деревьям носят успокаивающий характер.

Организация процесса ухода детей домой, придуманного педагога­ми детского сада, основана на использовании элементов логоритмики и помогает сохранить эмоциональный настрой до следующей встре­чи.

Раз, два, три — (Трехкратноерукопожатие.)

В глаза мне посмотри. (Чередование ударов кулачками: сверху,снизу.)

Мы простимся до утра, (Перекрестные удары по ладошкам.)

Нам уже домой пора. («Бег пальчиками» по рукам партнера,от запястья к плечам, в концелегкий хлопок по плечам.)

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.