Звукопроизношение

06.06.2019

01.01.2017

Младший возраст - это время энергичного развития речи, в частности овладения правильным звукопроизношением. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста - смягчённость речи: «сюмоцька» (сумочка). Многие трёхлетние дети не произносят шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], заменяя их свистящими: «сюба» (шуба); они часто не произносят звуки [р] и [л], заменяя их другими: «лука» (рука), «вампа» (лампа).

Произнесение слов в этом возрасте также имеет особенности. Ребёнок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук [р] в сочетании с гласными звуками (рука, роза) и не выговаривает в сочетании с гласными («тамвай»- трамвай). Малышам с трудом даётся произношение двух-трёх стоящих рядом согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков пропускается или искажается, хотя изолированно эти звуки ребёнок произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяется другим имеющимся в том же слове. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах: «клювка» (клюква), «аплесин» (апельсин).

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, и это труднее сделать впоследствии, когда они укоренятся!

Для формирования навыков правильного произношения необходимо упражнять детей в чётком произнесении слов и фраз, развивать у них речевой слух и продолжительный плавный выдох. С этой целью надо предлагать ребёнку отчетливо (по подражанию речи взрослого) назвать игрушки, животных, рисунки в книжках. Также нужно заучивать потешки, чистоговорки, считалки, стишки, насыщенные определёнными звуками:

Ай, ду-ду, ду-ду-ду-ду! Ест киска суп из миски,

Сидит ворон на дубу…. Сыта киска – пуста миска.

Ча-ча - ча – на столе стоит свеча,

Чу-чу-чу – я стучу, стучу, стучу…

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!

Я живу, не тужу.

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Для закрепления звуков во фразовой речи взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы по прочитанной сказке или рассмотренной картинке.

В процессе разучивания стихов и потешек нужно вырабатывать у ребёнка интонационную выразительность. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, ребёнок будет правильно пользоваться интонационными средствами выразительности и развивать свой речевой слух.

Развитие речевого аппарата происходит в процессе игровых упражнений, когда ребёнку предлагают произнести одну и ту же чистоговорку с различной громкостью, с разной силой голоса (от шёпота до громкой речи). Это упражнение можно проводить в виде игры с несколькими зверюшками, от имени которых ребёнок и будет повторять определённую фразу разными голосами.

Таким образом, залог успешности ваших с малышом занятий – регулярность, непринуждённая радостная атмосфера, игра и подражание родителю.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи. О коррекции звукопроизношения мы сегодня и поговорим. Приемы автоматизации звуков.doc

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.