Страничка музыкального руководителя Бобрушкиной К.Г.

06.06.2019

01.01.2017

1. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

3. Это может быть вокальная музыка ( музыка для голоса) или инструментальная ( которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.

В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешитьмузыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.

6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».

7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателя-ми. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Развитие восприятия.

Для развития у детей навыков восприятия музыки ( музыкальной памяти, умения различать настроение, характер музыкальных произведений) можно использовать также некоторые игры. Но сначала прочтите детям сказку Е. Королевой о двух основных ладах музыки: о мажоре и миноре. Один из них окрашивает произведения в грустные, печальные тона (минор), другой любит яркие, веселые, жизнерадостные краски (мажор).

Познакомившись со сказкой, ребенок легче отличит мажорное по настроению звучания музыкального произведения от минорного.

Развитие музыкальных способностей в пении.

Каждый человек, родившись, получает от матушки - природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Некоторые педагоги считают, что именно он может стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.

При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Психика ребёнка и музыка. Эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект - человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.

Каждого из нас окружает огромное количество звуков. Владеть ими, подчинять их себе - значит использовать дополнительный ресурс, дарованный жизнью.

Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Хотелось бы отдельно подчеркнуть важность музыкального воспитания детей всех возрастных групп, значение музыки в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие человека (а ребёнка в особенности) новыми представлениями.

Музыка отражает страницы истории. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними.

В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки.

Музыкальное воспитание стимулирует и корректирует естественное развитие ребенка, поскольку под влиянием чувств удовольствия и радости, возникших в контакте с музыкой, растет напряженность и активность психических процессов. Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной активности.

Гуманизация образования, которой в последнее время уделяют большое внимание, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Очень важно пробудить интерес к познанию. Музыка способствует познанию и оценке действительности, вызывает эстетическое наслаждение, эмоции и мысли, активизирует творческие способности, двигательные реакции.

В развитии личности музыкальное воспитание не должно быть второстепенным или дополнительным, оно должно быть основополагающим. Фантазию и способность к переживанию следует развивать в дошкольном возрасте. Ребенок никогда не утратит то, что было заложено в ранние годы жизни.

Работая преподавателем в ДШИ, я всё чаще осознаю, что в работе с детьми мне помогают не только знания, полученные в моей профессиональной музыкальной сфере, но и психологические познания, данные мне педагогами в училище и консерватории. Музыка и психология оказались для меня неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького человека.

Сам факт вовлечения ребенка в активную художественную деятельность значительно ценнее, чем ее результаты, поскольку именно в процессе деятельности проявляется и формируется психика ребенка. Уже доказано, что чем больше внимания отводится музыке, тем успешнее проявляют себя дети и в других сферах своей жизни. Грамотный и чуткий преподаватель посредством музыки подчеркнет достижения ученика, укрепит его веру в собственные силы, вызовет желание и энергию к дальнейшей работе.

Одно из звеньев музыкального воспитания - слушание музыки - является основой развития слушательских навыков, целостного, обобщенного восприятия, произвольного слухового внимания и памяти. Осуществляясь во внутреннем плане, восприятие обуславливает взаимосвязь психических процессов (мышления, воображения, памяти) и внешних действий музыканта-исполнителя. Восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение. Восприятие музыки - сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения, предыдущий опыт, яркие ассоциации, следование за развитием музыкальных образов, осмысление их и ответные реакции на них. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти. Через слушание музыки можно научить ребёнка душевной и духовной сосредоточенности, способности прочувствовать и вдуматься, побыть некоторое время наедине с самим с собой, со своим внутренним миром. Слушание музыки развивает у ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает его более наблюдательным и чувствительным.

В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух - способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу.  Доказана возможность построения психологического портрета человека по невербальным особенностям его речи.

Человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая - тембр и мелодию.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Восприятие музыки ребенком невозможно без звукового опыта, без активной деятельной основы. Все это дает следующее звено музыкального воспитания - исполнение музыки - пение, сольфеджирование, ритмическое воспитание, музицирование. Исполнение музыки развивает точную реакцию детей, координацию мышления и движений, красоту повседневной речи. Вокальное и инструментальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с развитием способности его нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения, других внутренних процессов, протекающих в организме. А эта способность нервной системы лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.

Процесс обучения воспроизведению музыки требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое исполнение с исполнением других, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения произведения.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Исполнение же музыки на инструменте требует координации слуха и тактильных ощущений ребёнка.

Коллективное музицирование способствует решению воспитательных задач. Чередование различных музыкальных заданий, видов деятельности, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя произведение, ребенок должен вовремя начать и закончить ее; в танцах уметь выполнять движения, подчиняясь музыке. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Музыкальная деятельность закладывает основы общей культуры будущего человека.

Интересно, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность человека вызывает в нем двигательные реакции. Главным обоснованием этого является моторная природа восприятия вообще и музыкального ритма, в частности.

Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Движения под музыку способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время движения под музыку активизируются в том случае, если ребенок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объёмнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.

Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Необходимость действовать под музыку развивает волевые качества.

Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое.

Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать чувства, выраженные в музыкальном произведении. Ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается.

Движение является неотъемлемой частью элементарного музицирования, так как представляет собой одно из наиболее естественных проявлений потребности самовыражения детей, независимо от их возраста. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, «проживая» в пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность.

Музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия, способствует формированию таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность (способность к импровизации), толерантность, прививает навыки невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.

Музыка, слово и движение развивают духовные силы, создают основу для развития личности, основу, без которой человечество придет к духовно-нравственной опустошенности. Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Музыка и движение такие же взаимосвязанное понятия, как звук и его ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие - по сути своей характеристики одного и того же.

В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения ( интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег.

Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы на распев, ритмичное произнесение текста.

Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.

Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука и «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко» ( 1-я фраза).

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Та ти - ти

Та ти - ти или

ти - ти ти - ти

та та

Таким же образом следует ритмизировать все тексты.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

квалификация

высшая квалификационная категория

преподаваемые дисциплины дошкольное образование
направление подготовки
Окончила областное Свердловское культурно- просветительское училище. Специальность: культурно – просветительная работа.
образование Среднее профессиональное
общий стаж работы (полных лет) 37
стаж работы по специальности (полных лет) 29

Курсы повышения квалификации

2012 год

Негосударственное образовательное учреждение ВПО «Российская международная академия туризма» по программе «Основы управления образовательными процессами в ДОУ» 72 часа.

2015 год

Прошла курсы повышения квалификации при ГАОУ ДПО СО "ИРО" по программеПроектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (с ДОТ) 72 часа.

Награды

Почетная грамота Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, 2011 год.

Публикации

2012 год

Опубликована статья в сборнике XVII городских открытых педагогических чтений по теме "Создание единого пространства семьи и ДОУ в музыкальном развитии ребенка"

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.